+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Военно-транспортная обязанность в условиях военного положения (продолжение)

авторы: Александр Минин, Ярослава Ивасюк, Ирина Гочачко

19 августа, 2022 Эксклюзив

Ранее в нашем материале «Военно-транспортная обязанность во время военного положения» мы рассказывали об обязанностях, возложенных на предприятия в связи с наличием у них транспортных средств. В предыдущем материале мы акцентировали внимание на передаче транспортных средств военным формированиям и самой процедуре отчуждения.


В этом же материале мы остановимся на такой составляющей военно-транспортной обязанности, как предоставление территориальным центрам комплектования и социальной поддержки (далее – ТЦК), то есть военкоматам, информации о наличии транспортных средств и техники. Данный вопрос стал актуальным, учитывая, что ТЦК начали более активно следить за выполнением такой обязанности и даже направлять предприятиям требования по предоставлению соответствующей информации.


1. Нормативно-правовое регулирование


Законодательство Украины предусматривает обязанность предприятий предоставлять ТЦК сведения о собственных транспортных средствах. На уровне закона военно-транспортная обязанность установлена ​​в ст. 6 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон)


«Статья 6. Военно-транспортная обязанность


1. Военно-транспортная обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований на особый период транспортными средствами и техникой и распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан – владельцев транспортных средств.


2. Порядок выполнения военно-транспортного долга определяется Кабинетом Министров Украины».


Как видим, собственно порядок реализации такой обязанности на уровне закона не установлен, а полномочия касательно определения порядка реализации указанного долга делегированы Кабмину. Такой порядок утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2000 года № 1921 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», с последующими изменениями и дополнениями (далее – Положение).


Согласно абз. 2 п. 1 Положения:


«Действие этого Положения распространяется на центральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, местные госадминистрации, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также граждан – владельцев транспортных средств».


Именно в п. 15 этого Положения установлена ​​обязанность предоставления информации о транспортных средствах:


«15. Руководители предприятий, учреждений и организаций предоставляют территориальным центрам комплектования и социальной поддержки ежегодно до 20 июня и 20 декабря информацию о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и технике, по форме согласно приложению 1».


Таким образом, для предприятий установлена ​​обязанность подавать дважды в год, до указанных предельных сроков, подробную информацию по установленной форме:


  • о транспортных средствах и технике;

  • об их техническом состоянии;

  • о лицах, которые работают на соответствующих транспортных средствах и технике.


2. Обязанность предприятия подавать информацию о работниках, «которые работают на соответствующих транспортных средствах и технике»


2.1


Учитывая норму Положения, встает вопрос, в частности, касательно предоставления информации о сотрудниках предприятий. Процитированный выше п. 15 Положения предусматривает предоставление по установленной форме сведений «о лицах, которые работают на соответствующих транспортных средствах и технике».


О каких лицах идет речь? Вышеупомянутую формулировку можно трактовать по-разному:


  1. работники, трудовые обязанности которых связаны именно с автомобилями (например, водители, водители погрузчика, трактористы, операторы машин, транспортные экспедиторы и т.п.). То есть они используют автомобиль как основное орудие для выполнения своей работы; они действительно работают на машинах;

  2. любые работники, использующие автомобиль в пределах своей работы (или в личных целях с разрешения руководителей).


Разъяснений или судебной практики касательно того, какой подход является корректным, к сожалению, нет. Впрочем, по нашему мнению, все же речь идет о тех работниках, для которых соответствующее авто является основным средством производства, необходимым для выполнения его основных служебных функций. А потому, если у предприятия нет в штате водителей, которые бы работали на авто или подобного, то не о чем сообщать по этой категории.


2.2


В то же время, поскольку информацию следует подавать по установленной форме, то стоит обратить внимание и на формулировки в такой форме (Приложение 1 к Положению) (далее – Ведомость). П. 5 формы Ведомости предусматривает «список транспортных средств и техники, в том числе автомобильных (тракторных) прицепов и закрепленных за ними граждан». То есть формулировка п. 5 формы Сведения не тождественны буквально формулировке п. 15 Положения.


При этом название формы звучит как «Ведомость о наличии и техническом состоянии транспортных средств и техники, а также о гражданах, которые работают на предприятии, в учреждении и организации на таких транспортных средствах и технике…». То есть в названии Ведомости дублируется формулировка п. 15 Положения, а в п. 5 Ведомости уже несколько иная формулировка о «закрепленных» за соответствующими транспортными средствами гражданах.


К этому следует добавить, что такая форма Ведомости была принята только в 2015 году, в то время как Положение с формулировкой «граждан, которые работают на транспортных средствах» существует еще с 2000 года.


Так что же понимается под «закреплением» в п. 5 формы Ведомости?


«Закрепление» можно понимать как нечто присущее более бюджетным учреждениям. Так, в публичном доступе есть ряд распорядительных документов разных государственных органов или учреждений и органов местного самоуправления со ссылкой на Постановление КМУ № 848 от 04 июня 2003 года «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» о закреплении авто за определенными лицами. Например, Приказ Черниговской областной государственной администрации или Порядок использования служебного автотранспорта Хмельницкого городского совета и его исполнительных органов, которыми, как правило, предусматривается закрепление служебного авто за должностным лицом и водителями.


Поэтому на практике закрепление означает, как правило, определение (1) круга лиц, имеющих право распоряжаться использованием конкретного авто (в связи с определенной должностью) и/или (2) водителя, работающего на соответствующей машине. Правда, только вторая категория буквально соответствует «закреплению за соответствующим транспортным средством», а по первой категории не лицо закрепляется за определенным авто, а определенное авто закрепляется за определенным лицом. Поэтому с грамматической точки зрения есть основания утверждать, что только водители, которые закреплены за определенными авто, соответствуют определению категории, которая должна указываться в форме Ведомости и которая соответствует определению граждан, которые работают на таких транспортных средствах и технике, что указано в Положении.


То есть логично считать, что ТЦК интересуют именно граждане, которые способны выступать «операторами» соответствующей техники (транспортных средств) и обычно работают на ней (а не просто, скажем, должностное лицо предприятия, за которым закреплена машина с водителем, но которое может даже не иметь водительские права).


Для полноты изложения отметим, что абз. 9 ст. 10 Закона Украины «О государственном движении» относит к компетенции владельцев транспортных средств «осуществление учета лиц, допускаемых к управлению транспортным средством». Однако это не означает закрепление таких лиц за соответствующим транспортным средством (повторимся, что это нельзя отождествлять с обратным: закреплением определенного транспортного средства за конкретным работником) и не означает признание таких лиц теми, кто работает на таких транспортных средствах (о чем, кстати, может свидетельствовать и разрешение использовать авто в нерабочее время).


В качестве аргумента в пользу отсутствия законодательно обусловленной обязанности строгого закрепления можно ссылаться на имплицитное признание этого в Кодексе Украины об административных правонарушениях. Так, согласно ч. 1 ст. 14-3 КУоАП административная ответственность возлагается на руководителя юридического лица, в случае если не определено ответственное лицо (т.е. предусматривается, что определение такого лица возможно, но не обязательно) или в Реестр не внесены данные о надлежащем пользователе транспортного средства.


2.3


Дополнительно заметим, что ТЦК должна быть известна касательная информация о работниках касательно места работы и наличия прав на вождение. Так, в Украине действует Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов, в который вносится персональная информация о гражданах, в частности, место трудоустройства. При этом получение таких данных осуществляется не исключительно от гражданина или работодателя, но также путем обмена информацией с другими органами власти. Например, данные о наличии у определенного лица водительского удостоверения имеются в Едином государственном реестре МВД, как это предусмотрено п. 23 «Положения о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами», утвержденного Постановлением КМУ № 340 от 08 мая 1993 года.


Поэтому, исходя из принципов надлежащего управления1, доведение перечня лиц, которые просто используют определенные авто (однако не являются «профессиональными операторами» соответствующих транспортных средств, то есть авто не является основным «орудием производства» для таких лиц), не имеет смысла, а потому не нужно.


3. Обязанность предоставления Ведомости во время военного положения


В целях всестороннего анализа хотим отдельно рассмотреть особенности выполнения военно-транспортной обязанности в особый период. В частности, действительно ли во время военного положения действуют требования касательно обычных учетных (отчетных) мер?


Этот вопрос возникает, в частности, из-за обращения ТЦК к предприятиям, которые не предоставляли Ведомости, иногда с предостережениями, что неподача может привести к административной ответственности.


Рассмотрим уместные аспекты касательно этого подробнее.


...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 341

Прокомментировать