+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Военно-транспортная обязанность во время военного положения

10 марта, 2022 Информационные письма

С момента объявления общей мобилизации на основании Указа Президента №69/2022 «Об общей мобилизации» местным органам исполнительной власти во взаимодействии с территориальными центрами комплектования и социальной поддержки, с участием органов местного самоуправления и с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, физических лиц – предпринимателей поручено организовать и обеспечить в установленном порядке: «…3) выделение временно зданий, сооружений, земельных участков, транспортных и других материально-технических средств, предоставление услуг Вооруженным Силам Украины, Национальной гвардии Украины, Службе безопасности Украины, Государственной пограничной службе Украины, Государственной специальной службе транспорта, Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины и другим военным формированиям Украины в соответствии с мобилизационными планами».

В этом материале мы остановимся на основных моментах «военно-транспортной обязанности», согласно которой транспортные средства могут быть изъяты для удовлетворения потребностей военных формирований.

Что происходит во время особого периода?

Пункт 8 статьи 4 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон о мобилизации) предусматривает, что с момента объявления мобилизации (кроме целевой) или введения военного положения наступает «особый период» функционирования государства1.
Такой «особый период» распространяется как на органы государственной власти, так и на предприятия всех форм собственности, при этом для каждого участника мобилизации предусматриваются свои специфические функции.

Так, в рамках «особого периода» за органами государственной власти, среди прочего, закреплены следующие обязательства:

  • разрабатывать мобилизационные планы;
  • проводить проверку и оценку состояния мобилизационной готовности предприятий;
  • формулировать конкретные мобилизационные задачи для предприятий;
  • контролировать выполнение таких мобилизационных задач предприятиями.

За предприятиями всех форм собственности на время особого периода также закрепляются особые обязательства. Например, статья 21 Закона о мобилизации возлагает на предприятия обязанность:

  • планировать и осуществлять мероприятия по разработке мобилизационных планов и подготовке к выполнению возложенных на них мобилизационных задач (заказов);
  • содержать в надлежащем состоянии технику, здания, сооружения и объекты инфраструктуры, подлежащие передаче в случае мобилизации военным формированиям;
  • обеспечивать в случае мобилизации доставку техники на сборные пункты и воинские части согласно мобилизационным задачам (заказам);
  • предоставлять соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий;
  • в случае регистрации (перерегистрации), переоборудования или снятия с учета транспортных средств, которые могут быть предназначены для доукомплектования Вооруженных Сил Украины и других военных формирований в особый период, подавать в соответствующие органы и подразделения, которые согласно Закону Украины «О дорожном движении» осуществляют государственную регистрацию и учет транспортных средств, документы с отметкой соответствующего районного (городского) территориального центра комплектования и социальной поддержки взятия их на военный учет (снятие с военного учета).

Военно-транспортная обязанность

Военно-транспортная обязанность прямо предусмотрена статьей 6 Закона о мобилизации. В частности, определено, что такая обязанность устанавливается с целью удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на особый период транспортными средствами и техникой и распространяется на центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, в том числе на железные дороги, порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, автозаправочные станции дорожного хозяйства и другие предприятия, учреждения и организации, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств, а также на граждан – владельцев транспортных средств.

Более подробно вопросы военно-транспортной обязанности урегулированы Постановлением Кабинета Министров Украины от 28 декабря 2000 г. № 1921 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» (далее – Постановление № 1921). В частности, пункт 14 Постановления № 1921 возлагает на руководителей предприятий, среди прочего, обязанность:

  • осуществлять вместе с представителями военных комиссариатов и военных формирований отбор транспортных средств и техники по типам и маркам, техническому состоянию в соответствии с предоставленными сводными или частичными нарядами;
  • обеспечивать соблюдение требований к техническому состоянию и укомплектованности транспортных средств и техники, предназначенных для удовлетворения потребностей военных формирований на особый период;
  • содержать транспортные средства и технику, предназначенные для удовлетворения потребностей военных формирований на особый период, в состоянии постоянной готовности к передаче военным формированиям;
  • обеспечивать своевременную доставку транспортных средств и техники, предназначенных для удовлетворения потребностей военных формирований на особый период, в определенные пункты передачи в соответствии с частичными нарядами.

На руководителей предприятий, учреждений и организаций также возложена обязанность ежегодно до 20 июня и 20 декабря подавать военным комиссариатам информацию о наличии транспортных средств и техники, их техническом состоянии, а также о гражданах, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях на таких транспортных средствах и технике, по установленной форме (п. 15 Постановления № 1921).

Руководители предприятий, учреждений и организаций, транспортные средства и техника которых предназначены для удовлетворения потребностей военных формирований на особый период, также обязаны в семидневный срок уведомлять военные комиссариаты о:

  • изменении наименования предприятия, учреждения и организации или формы собственности;
  • отправку транспортных средств и техники в другие регионы или за пределы территории Украины на длительное время;
  • передачу права собственности на транспортные средства и технику другим юридическим лицам или гражданам;
  • передачу в долгосрочную аренду (лизинг);
  • а также если транспортное средство или техника являются предметом залога в качестве исполнения обязательств по договорам о предоставлении кредита и гарантии перед банковским учреждением;
  • и в других случаях, когда становится невозможным передача транспортных средств и техники военным формированиям.

На местах мобилизацию обеспечивают местные органы власти. Именно они согласно статье 17 Закона о мобилизации руководят мобилизационной подготовкой на территории соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют состояние мобилизационной готовности предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к выполнению мобилизационных задач.

На практике это означает, что предприятие может получить либо от местной государственной администрации письмо-запрос на информацию о состоянии мобилизационной готовности предприятий, либо уже от военного комиссариата наряд с указанием прямой информации, какую технику, когда и куда нужно поставить.

При этом в первом случае (даже если к письму прилагается копия распоряжения местной государственной администрации, но без указания конкретных технических данных), скорее всего, мобилизационная задача для предприятия еще не сформирована. В таком случае для предприятия, по нашему мнению, было бы целесообразно написать письмо в ответ на отправленный запрос, в котором настаивать на непосредственном участии в отборе техники (такое право предусматривается пунктом 14 Положения № 1921). По нашему мнению, такое личное участие предприятия в отборе техники может помочь учесть особенности хозяйственной деятельности предприятия, иными словами, чтобы не отобрали технику, крайне нужную самому предприятию.

Во втором случае, когда предприятие получает готовый наряд от военного комиссариата, определенный без участия предприятия перечень техники на изъятие может и не учитывать потребности самого предприятия. Поскольку у предприятия есть право участвовать в отборе техники и поскольку в случае получения готового наряда предприятие фактически не имело возможности воспользоваться этим правом, то, по нашему мнению, даже на этом этапе есть все основания идти на контакт с органами власти (военным комиссариатом или местной государственной администрацией) и настаивать на пересмотре наряда с учетом потребностей предприятия.

Лимиты изъятия

Статья 12 Закона о мобилизации закрепляет за Кабинетом Министров Украины обязанность определять и утверждать лимиты и нормы бесплатного привлечения, изъятия и принудительного отчуждения транспортных средств и техники на период мобилизации и в военное время (в настоящее время таких лимитов установлено не было). Так же и Положение № 1921 предусматривает, что: «военные комиссариаты осуществляют привлечение транспортных средств и техники по лимитам изъятия транспортных средств и техники и процентным нормам изъятия, утвержденным Кабинетом Министров Украины, как отдельно, так и в составе специальных формирований, которые передаются в состав военных формирований при мобилизации».

Согласно Положению № 1921 задачи касательно подготовки и передачи транспортных средств (т.е. конкретный перечень техники и условия поставки) должны быть сформированы и доведены до сведения предприятий еще в мирное время. Однако на практике предприятия в мирное время не только не были уведомлены о деталях изъятия транспортных средств, но и вообще не подозревали, что такое изъятие возможно.

Следовательно, сейчас органы власти вынуждены наверстывать упущенное. Поэтому возможна ситуация, когда предприятие вместе с нарядом от военного комиссариата (с указанием перечня техники на изъятие) получит распоряжение местной государственной администрации, которым устанавливаются лимиты на изъятие.

Сейчас в свободном доступе нет информации о соответствующих распоряжениях районных госадминистраций на 2022 г. (пример за 2018 г.).

Вопросы оформления передачи транспорта военным формированием

В настоящее время действует Постановление №998 от 31 октября 2012 г. «Некоторые вопросы осуществления полной компенсации за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее – Постановление № 998).

Согласно части 4 пункта 3 статьи 6 Закона о мобилизации теперь предусматривается: «Прием-передача транспортных средств, привлеченных во время мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи, в которых указываются сведения о владельцах, техническое состояние, остаточная (балансовая) стоимость и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства».

С учетом этого факта и в случае получения информации, которая свидетельствует о потенциальной необходимости осуществить мероприятия, связанные с исполнением военно-транспортной обязанности, мы советуем предприятию заранее изучить форму акта приема-передачи транспортных средств (Приложения 4 и 5 к Постановлению № 1921), подготовить необходимую информацию о транспорте (например, сведения о транспорте, описание дефектов, оценку стоимости).

Порядок возврата и компенсации ущерба, причиненного транспортному средству

Статья 6 Закона о мобилизации предусматривает, что возврат транспортных средств владельцу осуществляется в течение 30 календарных дней с момента оглашения демобилизации на основании актов приема-передачи, которые заключались при изъятии транспортных средств.

Порядок компенсации ущерба, причиненного транспортным средствам и технике в результате их привлечения во время мобилизации, закреплен Постановлением №1921.

Компенсация ущерба, причиненного транспортным средствам и технике в результате их привлечения во время мобилизации, осуществляется за счет средств государственного бюджета в течение следующих пяти бюджетных периодов после объявления демобилизации и возврата транспортных средств и техники предприятиям, учреждениям и организациям.

Для получения компенсации ущерба руководитель предприятия после объявления демобилизации и возвращения транспортных средств и техники обращается в военный комиссариат по месту их привлечения с заявлением, к которому прилагаются акт приема-передачи, акт о возвращении при демобилизации транспортных средств и техники и заключение эксперта (экспертное исследование) или отчет об оценке имущества (акт оценки имущества).

Военный комиссариат рассматривает заявление в течение 10 рабочих дней с даты его подачи, с возможностью продления этого срока до 1 месяца.

По результатам рассмотрения заявления военный комиссариат оформляет вывод о выплате для компенсации ущерба в трех экземплярах, один из которых передается заявителю, второй – территориальному органу Казначейства, а третий хранится в военном комиссариате.

Военный комиссариат на основании упомянутого заключения определяет потребность в средствах, которая учитывается Минобороны в бюджетном запросе на следующий бюджетный период после объявления демобилизации.

Выплата компенсации ущерба производится военными комиссариатами в порядке очередности оформления выводов.

В случае, когда в результате привлечения во время мобилизации транспортное средство или техника были уничтожены, их владельцу возмещается имущественный ущерб, определенный по результатам независимой оценки, проведенной в соответствии с законодательством об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности, на дату такой оценки.

Возмещение имущественного ущерба осуществляется из средств государственного бюджета в течение пяти последующих бюджетных периодов после объявления демобилизации.

Кто может быть освобожден от исполнения

От передачи транспортных средств и техники военным формированиям во время мобилизации могут освобождаться предприятия, учреждения и организации в связи с выполнением ими установленных мобилизационных задач при наличии заключенного с Минобороны договора на выполнение мобилизационных задач, а также при условии, что их транспортные средства и техника задействованы в производственном процессе выполнения мобилизационных задач.

От передачи транспортных средств и техники военным формированиям при мобилизации могут освобождаться также предприятия, учреждения и организации, в которых есть высокая общественная потребность. При этом перечень предприятий, учреждений и организаций, у которых есть высокая общественная потребность, утверждается Кабинетом Министров Украины по представлению Минобороны. Пока такого перечня не существует.

Ответственность

Для полноты изложения отметим, что за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации Кодексом Украины об административных правонарушениях (статья 2101) предусматривается административная ответственность в виде штрафа. Размер такого штрафа для должностного лица составляет от 200 до 300 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 3400 до 5100 грн.), а в случае повторного нарушения – от 300 до 500 минимумов (от 5100 до 8 500 грн.).

Однако, столкнувшись с необходимостью практического выполнения военно-транспортной обязанности, предприятие, по нашему мнению, должно оценивать ситуацию комплексно и принимать во внимание не только возможную юридическую ответственность за непредоставление техники, а также и то, что нельзя исключать возможности, что непредоставленные в добровольном порядке транспортные средства могут просто отчуждать принудительно и без согласия предприятия на основании Закона Украины «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения».

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.

Примечания:

1Особый период был начат в Украине с 17 марта 2014 года после обнародования Указа Президента Украины № 303/2014 «О частичной мобилизации».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 14415

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет? 15 августа, 2022    215

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    1144

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    1175

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    1921

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    469

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    14828

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения 04 мая, 2022    1442

Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны 03 мая, 2022    277

Нас услышали: Украина денонсирует Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ 03 мая, 2022    410

Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости? 03 мая, 2022    4474

Касательно проведения проверок плательщиков налогов во время военного положения 26 апреля, 2022    2826

Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета? 22 апреля, 2022    1212

Прокомментировать