Отмена обязательного использования печатей: полная ли отмена?
23 марта 2017 года Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно использования печатей юридическими лицами и физическими-лицами предпринимателями» № 1982-VIII (далее – «Закон»), который, по сути, направлен на усиление политики дерегуляции и борьбу с бюрократизмом в Украине.
19 апреля 2017 года Закон опубликован в издании «Голос Украины». Документ вступит в силу через 3 месяца со дня его опубликования.
Законом исключаются требования касательно обязательного использования субъектами хозяйствования печатей, даже при их наличии, в отношениях с органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Напомним: ранее использование печатей определялось законодательной нормой о необходимости их проставления на документах. Если субъект хозяйствования имел печать, то проставлять ее фактически был обязан.
Ниже определяем основные нововведения Закона.
1. Важные изменения внесены в ст. 581 Хозяйственного кодекса Украины, в частности:
- прямо закреплено право субъекта использовать в своей деятельности печати, однако с предостережением, что использование печати не является обязательным;
- печать не может быть обязательным реквизитом любого документа, который подается субъектом хозяйствования в органы государственной власти или местного самоуправления. Заметим, что в этой норме речь идет только о документах, которые подаются только в указанные органы государственной власти или местного самоуправления. Как понимаем, это правило не распространяется на случаи подачи документов другим частным субъектам (в случае, если это отдельно согласовано сторонами);
- копия документа считается заверенной в установленном порядке, если на ней проставлена подпись уполномоченного лица субъекта хозяйствования или личная подпись физического лица – предпринимателя;
- орган государственной власти или орган местного самоуправления не вправе требовать нотариальной заверки верности копии документа в случае, если такое требование не установлено законом;
- наличие или отсутствие печати субъекта хозяйствования на документе не создает юридических последствий.
2. Из Гражданского кодекса Украины (далее – «ГК Украины») также было исключено положение о том, что обязательность скрепления сделки печатью может быть определена по письменной договоренности сторон (ч. 3 ст. 207 ГК Украины).
3. Установлена административная ответственность в виде штрафа от 850 грн до 1700 грн (ст. 16624 Кодекса Украины об административных правонарушениях) по требованию должностного лица органа государственной власти или органа местного самоуправления касательно:
- наличия на документе, который подается субъектом хозяйствования, печати;
- нотариальной заверки верности копии документа (если это не обязательно согласно закону).
Административная ответственность также предусмотрена за отказ должностного лица органов государственной власти или местного самоуправления принять документ из-за отсутствия:
- печати на документе;
- нотариальной заверки верности копии документа (если это не обязательно согласно закону).
4. Внесены изменения касательно оформления доверенностей на представление интересов субъектов хозяйствования в хозяйственном, гражданском и административном судопроизводстве.
Так, согласно внесенным Законом изменениям доверенность на представительство интересов в суде может выдаваться только по подписи руководителя или уполномоченного должностного лица субъекта хозяйствования. Требования касательно заверки подписей этих лиц печатью субъекта хозяйствования, даже при ее наличии у субъекта хозяйствования, были исключены из ч. 3 ст. 28 Хозяйственного процессуального кодекса Украины, ч. 3 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Украины и ч. 3 ст. 42 Гражданского процессуального кодекса Украины.
Однако одновременно существует специальное правило касательно оформления доверенностей, предусмотренное в Кодексе административного судопроизводства Украины для субъектов публичного права: доверенности от имени лица публичного права все же должны заверяться печатью такого лица (при её наличии).
Заметим также, что никакие изменения в общие положения ГК Украины касательно порядка оформления доверенностей внесены не были. Это связано с тем, что ст. 246 ГК Украины и до этого предусматривала, что доверенности от имени юридического лица (не только те, которые оформляются для представительства интересов в судах) выдаются его органом или другим лицом, уполномоченным на это его учредительными документами, и не содержала требования об обязательности проставления на доверенности печати юридического лица (даже при ее наличии). То есть при оформлении доверенности юридическим лицом печать не требуется.
Соответствующие изменения касательно исключения положений о необходимости проставления печатей на тех или иных документах внесены в ряд законодательных актов, в частности Законов Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг», «Об обращении векселей в Украине», «Об объединении совладельцев многоквартирного дома», «О зерне и рынке зерна в Украине», «Об общественных объединениях», «Об институтах совместного инвестирования», «Об аграрных расписках» и др.
Одновременно заметим, что нормы о необходимости проставления печатей на документах не были исключены и остались в Налоговом кодексе Украины (далее – «НК Украины»). Например, п. 20.1.2 НК Украины контролирующим органам предоставлено право получать от плательщиков
п. 44.7 НК Украины предусмотрено право плательщика предоставить копии документов
п. 48.3 НК Украины предусмотрено, что обязательным реквизитом налоговой декларации являются
В связи с введением электронного кабинета налогоплательщика и вообще переходом отношений с государственными органами в электронную сферу ожидаем, что в ближайшее время все документы будут направляться контролирующим органам в электронной форме. Поэтому, с одной стороны, необходимость проставления печати будет постепенно терять свою актуальность, с другой – особого значения и важности для налогоплательщиков будут приобретать электронные цифровые подписи и обеспечение их сохранности.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
3441
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
11084
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
16509
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
1797
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
1747
Изменения в регулировании кассовых операций
4377
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
10910
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
2170
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
1902
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
11236
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?
2278
Прокомментировать







