+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Статистика уголовных производств по ст. 212 УК Украины за первое полугодие 2019 года

31 июля, 2019 Информационные письма

Президентские, внеочередные парламентские выборы, реформирование органов Государственной фискальной службы … – повлияли ли такие факторы на показатели работы налоговой милиции, или для «призраков» (напомним, с 2017 года налоговой милиции нормативно не существует1) такие вопросы недостаточно актуальны?

Традиционно обратимся к статистике Генеральной прокуратуры Украины касательно начатых уголовных производств. По данным такой статистики, за первые шесть месяцев 2019 года зарегистрировано 653 уголовных правонарушения по уклонению от уплаты налогов. Чисто по сравнению с такими показателями касательно прошлых лет, каждый год прослеживаем незначительное уменьшение. Например, сравнивая с показателями аналогичного периода прошлого года (первое полугодие 2018 года), количество начатых уголовных производств уменьшилось на 18,8 %2.

Однако такое уменьшение начатых уголовных производств корреспондирует общему уменьшению количества налоговых проверок, неотъемлемым спутником которых выступают, как правило, уголовные производства. Так, по данным статистики Государственной фискальной службы Украины по количеству налоговых проверок, за первое полугодие 2018 года количество проверок составило 9 005, а за первое полугодие этого года – 7 404. То есть уменьшение количества налоговых проверок в процентах составляет – 17,8 %. То есть количество уголовных производств корреспондирует фактическому объему налоговых проверок. Поэтому тенденции с использованием уголовных производств как средства давления на бизнес не меняются, объем уголовных производств в контексте количества налоговых проверок остался неизменным.

Для наглядности соответствующие показатели по начатым уголовным производствам и количеству налоговых проверок приводятся ниже.

Динамика завершения досудебного расследования уголовных производств также остается на достаточно низком уровне. По данным статистики Государственной фискальной службы Украины, за первое полугодие 2019 года завершено расследование по 376 уголовным производствам по уклонению от уплаты налогов.

Однако такой показатель считаем достаточно низким и таким, который свидетельствует о неэффективности работы органов досудебного расследования, поскольку, если обратиться к составляющим такого показателя, – 84 % завершенных уголовных производств составляет закрытие в связи с отсутствием состава преступления (241 уголовное производство) и передача дел в суд с ходатайством об освобождении от уголовной ответственности (118 уголовных производств).

В свою очередь, с обвинительными актами в суд направлено всего 71 уголовное производство, из которых (если ориентироваться на общее количество по переданным в суд обвинительным актам и количеству соглашений о признании виновности по производствам, подследственным органам Государственной фискальной службы Украины) около половины, вероятно, составляют соглашения о признании виновности, то есть, опять-таки, случаи, где реально расследование не осуществлялось в связи с признанием обвиняемым виновности и согласием сотрудничать со следствием. То есть уголовные производства по уклонению от уплаты налогов, где действительно осуществлялось расследование и которые переданы в суд, не превышают предел 10 % от общего количества завершенных досудебных расследований. Для наглядности соответствующие показатели по завершению уголовных производств приводим ниже.

Исходя из приведенного, в большинстве своем уголовные производства по уклонению от уплаты налогов, как и раньше, напоминают преследование ради преследования, то есть такие уголовные производства и в дальнейшем продолжают оставаться ничем иным, как средством давления на налогоплательщиков.

По результатам судебного рассмотрения уголовных производств, количество подтвержденных уклонений от уплаты налогов еще меньше. Так, по данным Единого государственного реестра судебных решений, всего за первое полугодие 2019 года было вынесено 11 приговоров, а именно: 7 обвинительных приговоров, из которых 2 на основании соглашений о признании виновности и 4 оправдательных приговора. Для ознакомления, предлагаем Вашему вниманию краткое описание всех вынесенных приговоров в Приложении.

В целом, по фактическим обстоятельствам дела тенденция остается неизменной – большинство дел касаются уклонения от уплаты налогов в связи с совершением бестоварных операций, по которым, как и ранее, осуществляется сопутствующая квалификация по ст. 205, 358, 366 Уголовного кодекса Украины.

Как и ранее, распространенными являются случаи начала уголовных производств до согласования денежных обязательств по результатам проверки, хотя, казалось бы, такой вопрос в определенной степени уже должен был быть решен еще с 2014 года (см. информационное письмо «Об изменении момента инициирования уголовного производства по результатам налоговых проверок с материальной суммой налоговых доначислений»), однако, как и предполагали, для однозначного решения данной проблемы соответствующие изменения целесообразно закрепить на уровне закона. Соответственно, довольно частыми являются случаи, когда инициация уголовного производства в связи с поспешностью оказалась также безосновательной, учитывая, что по результатам рассмотрения дела № 569/6727/15-к судом был вынесен оправдательный приговор.

Также заслуживают внимания доводы судов в оправдательных приговорах по делам № 640/3526/16-к и № 332/2769/17 касательно оценки материалов уголовных производств в отношении должностных лиц предприятий-контрагентов, где суды правильно отметили, что материалы таких уголовных производств не могут выступать надлежащими доказательствами наличия вины со стороны налогоплательщика.

Касательно эффективности судебного расследования уголовных производств по делам об уклонении от уплаты налогов, ее показатели также остаются на довольно низком уровне. Так, в целом присуждено к возмещению 6 115 099,02 грн, в то время как нанесенные Государству убытки в связи с такими уклонениями от уплаты налогов составляют 21 255 194,80 грн.

Подытоживая, отметим, что статистика уголовных производств по уклонению от уплаты налогов в очередной раз подтверждает необходимость законодательных и институциональных преобразований работы органов досудебного расследования фискального направления. Надеемся, следующая очередная реформа органов фискальной службы будет способствовать решению проблемы со «шлейфом» уголовных производств по результатам налоговых проверок и окажет положительное влияние на эффективность досудебного расследования уголовных производств и уменьшение количества случаев безосновательного давления на бизнес средствами таких уголовных производств.

Все приговоры доступны по ссылке.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Со вступлением в силу 01 января 2017 года Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины касательно улучшения инвестиционного климата Украины» от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII, которым из Налогового кодекса Украины исключен Раздел XVIII-2 «Налоговая милиция» – следователи налоговой милиции были лишены каких-либо полномочий, в т. ч. и полномочий на ведение досудебного следствия соответственно.

2За аналогичный период 2018 года органами досудебного расследования было открыто 804 уголовных производства по уклонению от уплаты налогов.

3Так, за первое полугодие 2019 года органами прокуратуры было передано в суд 500 обвинительных актов по уголовным производствам, подследственных ГФСУ, из которых 221 с соглашением о признании виновности. Таким образом, вероятность передачи дела с соглашением о признании виновности составляет 44 %.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 3468

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Двойное дно Законопроекта о коммуникации между бизнесом и налоговой № 9662 (с обновлением от 15 марта 2024 года) 15 марта, 2024    347

Не обошлось: отменены предельные сроки досудебного расследования до подозрения 14 декабря, 2023    338

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ с 01 января 2024 года 05 декабря, 2023    768

Попытка отменить «поправки Лозового» – бизнесу приготовиться! 14 ноября, 2023    379

Сроки досудебного расследования в военное время: изменения по Закону № 3341-IX 11 октября, 2023    377

Сроки досудебного расследования [во ВСЕХ производствах, где ни одному лицу не было сообщено о подозрении] остановлены на время действия военного положения. А если посмотреть под другим углом? 18 августа, 2023    1113

Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов: что изменилось за время работы БЭБУ? 21 марта, 2022    1046

«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность 01 декабря, 2021    1484

С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
06 сентября, 2021    1087

Статистика уголовных производств за уклонение от уплаты налогов в первом квартале 2021 года 31 мая, 2021    2007

Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины в 2021 году 15 марта, 2021    40589

Иллюзия отсутствия вины при закрытии уголовного производства в связи с истечением сроков давности 10 марта, 2021    20771

Прокомментировать