Налоговая реформа
Налоговые изменения – это перманентное состояние украинской налоговой системы. Это не оценка, это общеизвестный факт. Принятие Налогового кодекса было не столько собственно реформой, как скорее еще одной «перелицовкой» налогового законодательства, которое сейчас продолжается постоянными изменениями кодекса. В этом контексте вспоминаются слова классика, что причиной постоянных приготовлений является неумение. В свое время эксперты WTS Consulting/АО «КМ Партнеры» предупреждали, что принятие Налогового кодекса таким образом – это ошибка. Предупреждали и активно выступали против такого принятия кодекса (подробнее: проект «Кодексу НЕТ»).
Причина постоянных изменений налоговой системы, наверное, заключается в том, что проблемы, которые в ней существуют, остаются нерешенными.
Изменение налоговой системы должно происходить согласно алгоритму:
- Выявление проблемы.
- Выяснение причин существования проблемы.
- Определение возможных способов решения.
- Имплементация оптимального способа.
- Выполнение.
Налоговый кодекс – это пример того, как не надо делать реформы. Вопрос, который решили его авторы – это кодификация, то есть сведение в пожарном порядке норм в единый документ. Но какой ценой? За три с половиной года существования было принято более 50 законов о внесении изменений. Состояние экономики и текущих поступлений в бюджет является, в том числе, следствием такого введения и действия Налогового кодекса. Кодекс сложный для восприятия и является в значительной степени шагом назад, даже в сравнении с предыдущим законодательством.
Проблемы, существующие в налоговой системе, можно перечислять и перечислять, и это относится почти к каждой отрасли экономики. Однако, помимо специальных проблем, есть и проблемы общие. Как таковые, в частности, можно отметить следующие:
- сложность налогового учета и администрирования налогов;
- превалирование формы над содержанием (преимущество предоставляется документальному оформлению, а не сути налога, хозяйственной операции);
- отсутствие реальной ответственности представителей налоговых и таможенных органов за неправомерные действия; государства – за нанесенный ущерб;
- чрезмерное налогообложение рынка труда;
- неравные условия налогообложения (предоставление льгот и освобождений, невозмещение НДС одним плательщикам и возмещение другим);
- непрозрачное расходование средств государственного бюджета, стимулирующее к неуплате налогов.
Были ли решены указанные проблемы с принятием Налогового кодекса? Ни одна!
Рассмотрим такой пример: единый налог. Есть ли проблемы у плательщиков единого налога? Проблемы есть всегда, но все познается в сравнении. Так вот, в сравнении с общей системой налогообложения у плательщиков единого налога нет проблем. Единый налог – это, во-первых, упрощение учета. Во-вторых, – уменьшение фискальной нагрузки. Является ли такой пример панацеей в лечении болезни? С единым налогом проблемы начинаются у государства, когда его используют для налоговой оптимизации. Проблемы начинаются у налогоплательщиков, которые находятся в общей системе налогообложения относительно равных конкурентных условий. Таким образом, правда где-то посредине. Можно работать над решением соответствующих отдельных вопросов, а можно попробовать решить проблему в целом путем предложения единственной, одинаково необременительной для всех модели налогообложения.
Пока что реформированием налоговой системы занимается Минфин, Минэкономики, Миндоходов. Привлечено значительное количество экспертов, что является позитивной тенденцией. Единого центра по этому вопросу нет. Время покажет, верна ли стратегия, когда вопросом занимаются все. Будем надеяться, что на последнем этапе будет конкуренция концепций. Принятие решения по принципу кто первый подал, или кто сегодня «в фаворе», вряд ли произведет позитивный эффект. В любом случае избранный путь реформирования должен устранить указанные выше причины.
Главной проблемой, с которой приходится сталкиваться во время обсуждения реформирования налоговой системы, является то, что любое уменьшение нагрузки на налогоплательщика сразу требует компенсаторов. Так реформу будет сделать невозможно. Заметим, что уровень перераспределения ВВП через бюджет в Украине (то есть изъятие ресурсов из экономики государством) и так чрезмерно высок, существенно больше, чем в подавляющем большинстве стран. При этом то, что реально получается от государства – значительно меньше.
Поэтому нужно не компенсаторы искать, а уменьшать расходование. Существующие поступления в бюджет являются величиной виртуальной. Дефицит госбюджета в 71 миллиард и фискальный разрыв в 289 миллиардов – лучшее тому подтверждение. Надо отходить от этой модели с компенсаторами. Надо определить, сколько можно реально собирать без вреда для экономики, и проводить реформу. Может быть, при этом даже законодательно установить ограничение, сколько максимально в процентах от ВВП государство может перераспределять через себя. Понимание этого, поиск баланса и является началом реальной реформы. Но это требует кардинального изменения мышления чиновников и депутатов.
Со своей стороны эксперты WTS Consulting/ АО «КМ Партнеры» также приобщились к процессу реформирования налоговой системы. Еще в марте в Кабинет Министров Украины было направлено письмо с предложениями касательно действий, которые до реформирования налоговой системы упростят отношения с налогоплательщиками (загрузить). Был подготовлен законопроект относительно повышения ответственности налоговых органов в связи с неприятием мотивированных решений (загрузить текст законопроекта, пояснительной записки и сравнительной таблицы).
Эксперты WTS Consulting/ АО «КМ Партнеры» ведут работы над вопросом реформирования налоговой системы, начиная с анализа причин, которые приводят к проблемам в налоговой системе. Определенные наработки, аналитика и предложения, обзоры будут публиковаться в рамках проекта «Налоговая реформа».
Материалы к проекту:
- статья Владимира Дубровского «Налоги, которые нас не убивают». – «Зеркало недели». – 6 июня 2014;
- статья Александра Шемяткина: «Чем опасна Служба финансовых расследований». – «Forbes Украина». – 11 июня 2014;
- статья Александра Шемяткина и Ильи Несходовского «Реформа НДС: убрать воровство или отменить налог». – «Зеркало недели». – № 21. – 13 июня 2014;
- статья Владимира Дубровского «Прибыльный налог». – «Зеркало недели». – № 21. – 13 июня 2014;
- комменарий Александра Минина к статье В. Веремко «Перезагрузки налоговой системы: когда фискалы станут партнерами бизнеса». – «Контракты.ua». – 8 июля 2014;
- проект Закона «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законы Украины» (подготовлен к рассмотрению Верховной Радой Украины экспертами «КМ Партнеры»). Пояснительная записка к законопроекту;
- проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения прав налогоплательщиков в спорах с субъектами властных полномочий и мер, направленных на сокращение таких споров в судах» (подготовлен экспертами «КМ Партнеры»). Пояснительная записка и сравнительная таблица к законопроекту;
- выдержка из Налогового кодекса Азербайджанской Республики (русский текст предоставлен нашими партнерами из GRATA Law Firm, Республика Азербайджан);
- решения Европейского суда справедливости в контексте обоснования соответствия эстонской системы налога на прибыль системе ЕС;
- Эстонская система начисления налога на прибыль предприятий (доступно на украинском языке). Cтатья подготовлена нашими эстонскими коллегами из SORAINEN (Эстония);
- закон «О прибыли Эстонской Республики (неофициальный русский перевод текста предоставлен Порталом Республики Эстония);
- комментарии экспертов к проекту налоговой реформы: статья «Налоги призывают к снижению: эксперты подготовили концепцию фискальной реформы». – Информационный проект FinMaidan;
- обзорное письмо «Последствия введения электронных счетов по НДС для переплаты по НДС». – 5 сентября 2014;
- обзорное письмо «С чего начать действительную налоговую реформу?». – 23 сентября 2014;
- обзорное письмо «Электронное администрирование НДС в слайдах». – 19 ноября 2014; загрузить сравнительную таблицу к законопроекту на украинском языке (69 Kb). – 19 ноября 2014;
- загрузить текст законопроекта «О внесении изменений в законы Украины с целью обеспечения прав добросовестных налогоплательщиков на налоговый кредит и прекращение злоупотреблений и других нарушений по НДС» на украинском языке (200 Kb);
- загрузить презентацию Александра Шемяткина «Законопроект по обеспечению прав добросовестных налогоплательщиков на налоговый кредит и прекращение злоупотреблений и других нарушений по НДС» на украинском языке (592 Kb);
- обзорное письмо «Сколько налогов в Украине?». – 14 января 2015;
- обзорное письмо «Начало Закона о налоговой реформе как показатель». – 19 января 2015;
- статья Александра Минина «На те же грабли: зачем депутаты спешили с принятием налога на недвижимость и на авто с большим двигателем?». – «Контракты.ua». – 22 января 2015;
- обзорное письмо «Налоговая реформа в картинках и не только». – 27 января 2015;
- статья Инны Таптуновой «Налог на прибыль предприятий: проблемы и перспективы реформирования». – «Украина: обзор экономики 2015». – февраль 2015;
- статья Александра Нестерова-Сурменко и Виталия Оджиковского «Ощутить розницу: установление акциза на розничную реализацию товаров не соответствует требованиям налогового законодательства Украины». – «Юридическая практика». – № 11 (899). – 17 марта 2015;
- загрузить презентацию Александра Шемяткина «Концепция изменений в Налоговый кодекс Украины относительно реформирования налога на прибыль» на украинском языке (259 Kb);
- статья Александра Минина «Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: что внутри? Комментарий эксперта». – Интернет-портал «Mайдан». – 28 мая 2015;
- статья Александра Минина «Налоговая реформа депутата от «Самопомощи» с отменой упрощенки: дополнительный комментарий». – Интернет-портал «Mайдан». – 3 июня 2015;
- статья Александра Минина «Писан ли закон для Верховной Рады, или О сроках налоговой реформы». – «Контракты.ua». – 1 ноября 2015;
- статья Александра Минина «Пытаться – вредно». – «Юридична практика». – № 44 (932) – 3 ноября 2015;
- статья Александра Шемяткина «Налоговая реформа и изменение сознания». – «Экономическая правда».– 9 ноября 2015;
- Александр Шемяткин о проекте закона относительно налоговой либерализации. – Вебинар. Издательство «Фактор». – 18 ноября 2015;
- статья Александра Шемяткина «Закон о налоговых консультантах – кому он нужен и зачем». – Портал ЛИГА.net. – 4 декабря 2015;
- информационное письмо «НЕпринятие Налогового кодекса от Кабмина обеспечит более высокий порог для открытия уголовных производств по умышленному уклонению от уплаты налогов в 2016 году». – 17 декабря 2015;
- статья Александра Минина «Новогодние налоговые модификации: ожидаем дальнейших изменений или время самим что-то менять?». – «Юридическая газета». – 19 января 2016;
- информационное письмо «Пороги уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов (ст. 212 УК Украины) в 2016 году – обманутые ожидания увеличения порогов вдвое (как было обещано законом). Необходимость законодательного увеличения порогов». – 25 января 2016;
- информационное письмо «Если достали уголовными делами – обзор законопроекта № 3448». – 26 января 2016;
- участие Александра Шемяткина в онлайн-конференции «Реальная налоговая реформа ради свободной экономики». – 29 января 2016;
- информационное письмо «Уменьшение налога на прибыль 2015 года: суммы, их размер и порядок учета». – 2 февраля 2016.
