Противоположные позиции Верховного Cуда касательно последствий ст. 205 УК относительно контрагента – кто же прав?
(и касательно чего обязательна/не обязательна позиция Верховного Суда?)
Вместо эпиграфа: история из цикла о ходже Насреддина
Однажды к ходже Насреддину пришел посоветоваться по одному спору его друг. Он рассказал ему все, а в конце спросил: «Ну как? Скажи, ходжа, разве я не прав?». Недолго думая, Насреддин заметил: «Ты прав, и ты, конечно же, прав». На следующий день, ничего незнающий второй спорщик также пришел к ходже. И он, как и накануне его противник, желая понять, чем же всё-таки закончится тяжба, рассказал ему дело: понятно, предвзято, еще и в выгодном для себя свете. «Ну, ходжа, что ты скажешь? Разве я не прав здесь?» − закончив свой рассказ, спросил он у хозяина. Ходжа и ему ответил: «Конечно, ты прав, нечего и думать».
Так получилось, что разговор ходжи с обоими спорщиками слышала его жена. «Эфенди, − вознамерилась она пристыдить мужа, − вчера был у тебя сосед Коркуд, он объяснил тебе свое дело и ты ему сказал, что он прав. Затем пришел его противник Санджар и ему ты сказал, что он прав. Как же так? Ты кади, а я, значит, вот уже сколько лет жена кади. Но разве могут быть правы одновременно и истец, и ответчик?».
На что мудрец спокойно ответил: «И ты, жена, также права».
Верховный Суд/Верховный Суд Украины показывает «колебания» с позиции касательно последствий ст. 205 УК Украины в отношении контрагента.
Самое свежее из анализируемого: 27 февраля 2018 года Верховный Суд по делам № К/9901/4639/17 (в суде первой и апелляционной инстанций № 802/1853/16-а)1 и № К/9901/3360/17 (в суде первой и апелляционной инстанций № 813/1766/17)2 изложил такую позицию относительно оценки приговоров в уголовном производстве в качестве доказательств нереальности операций:
То есть наличие приговоров в отношении контрагента еще не «автомат», который автоматически «ставит крест» на признании операций с таким контрагентом, в частности для целей налогообложения. Нужно проверять дополнительно доказанность наличия правонарушения и осуществлять комплексное исследование всех составляющих хозяйственных операций.
Подобная позиция считается вполне логичной.
Однако наряду с удовольствием от такого подхода возникает вопрос, следует ли считать это изменением позиции Верховного Суда, и если да, то происходит ли это в порядке, предусмотренном обновленным КАСУ?
Или это какая-то особенная позиция, связанная с тем, что она сформирована касательно приговоров в уголовном производстве относительно «фиктивности» предприятий п о к у п а т е л е й.
В то же время ранее как обновленный Верховный Суд, так и «старый» Верховный Суд излагали в своих решениях другую позицию, отмечая, что наличие приговора означает автоматическую нереальность всех хозяйственных операций с учетом того, что
Информация о такой позиции изложена в наших обзорах «Первые результаты работы нового Верховного Суда: оправдались ли ожидания налогоплательщиков?» и «Обзор практики Верховного Суда по актуальным (проблемным) вопросам, связанных с налогообложением за 2018 год».
А ранее позиция Верховного Суда Украины еще более отличалась.
Учитывая это, попробуем разобраться с тем, как оценивать такие позиции и чего ожидать бизнесу, и какова позиция Верховного Суда/Верховного Суда Украины по этому вопросу должна считаться обязательной для других?
1.
Отменяет ли более поздняя позиция Верховного Суда предыдущую позицию?
На первый взгляд, ответ кажется очевидным. Если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время, то применяется последний по принципу «lex posterior derogat lex priori»3 который был предложен еще римскими юристами4.
Однако в романо-германской правовой системе такой принцип применяется при конфликтах нормативно-правовых актов, которые выступают источниками норм права.
Усматривается, что применить этот принцип к судебным решениям в реалиях романо-германской правовой системы, где судебные решения не создают норм права и соответственно не являются источником права (в отличие от англосаксонской системы права), скорее, невозможно.
Поэтому однозначно говорить о том, что автоматически превалирует позиция, высказанная в судебном решении, которое принято позже, вероятно, невозможно.
Соответственно, необходим определенное проявление воли суда, чтобы выражал изменение позиции. Исходя из западной практики, такое проявление воли заключается в ссылке суда на предыдущую позицию с указанием, почему такая позиция не применяется или в связи с чем меняется.
Такая позиция, к слову, поддерживается и Европейским судом по правам человека в решении по делу «Серков против Украины» (заявление № 39766/05) от 07 июля 2011 года5:
«39. Суд признает, что, действительно, могут существовать убедительные причины для просмотра толкования законодательства, которыми следует руководствоваться. Сам Суд, применяя динамический и эволюционный подходы в толковании Конвенции, в случае необходимости может отходить от своих предыдущих толкований, тем самым обеспечивая эффективность и актуальность Конвенции (см. Решение по делам «Вилхо Эскелайнен и другие против Финляндии» (Vilho Eskelinen and Others v. Finland), [ВП], заявление № 63235/00, п. 56, ECHR 2007 IV и «Скоппола против Италии» (Scoppola v. Italy № 2) [ВП], заявление № 10249/03, п. 104, ECHR 2009 …).
40. Однако Суд не видит никакого оправдания для изменения юридического толкования, с которым столкнулся заявитель. На самом деле, Верховный Суд Украины не привел никаких аргументов, чтобы объяснить соответствующее изменение толкования. Такое отсутствие прозрачности должна обязательно повлиять на доверие общества и веру в закон. Учитывая обстоятельства этого дела Суд считает, что способом, которым национальные суды толковали соответствующие положения законодательства, негативно повлиял на их предсказуемость».
В то же время в решениях Верховного Суда от 27 февраля, как следует из их текста, который опубликован в Едином государственном реестре судебных решений6, не приведены ссылки на прежние позиции, причины несогласия и изменения таких позиций. То есть явно выраженной воли на осознанное изменение и отступление от прежней позиции относительно последствий ст. 205 УК Украины в отношении контрагента, к сожалению, не усматривается, по крайней мере, прямо.
2.
Как быть с обязательностью позиций при их неоднозначности?
Кодекс административного судопроизводства предусматривает формальную обязательность заключения в решении, что ранее принято Верховным Судом, и необходимость применения специальной процедуры отхода от такого заключения в порядке, предусмотренном ст. 346 и ст. 347 Кодекса административного судопроизводства Украины.
Однако, собственно, относительно чего закреплена такая обязательность?
Она буквально закреплена относительно заключения о применении нормы права, как это прямо указано в ч. 1 ст. 346 Кодекса административного судопроизводства Украины:
То есть обязательным является заключение касательно применения конкретной нормы права в подобных правоотношениях.
А как мы помним еще с университета, норма права — это общеобязательное, формально определенное, установленное или санкционированное правило поведения, которое влияет на общественные отношения с целью их упорядочения7. И устанавливается такое правило поведения, в случае с романо-германской системой права, как правило, нормативно-правовым актом.
В очень-очень упрощенном виде, это конкретные нормы конкретных законов, которые устанавливают соответствующее правило поведения. Нормотворчество (законотворчество) у нас согласно Конституции судебной ветви власти не предоставляется. То есть в судебной ветви власти в реалиях нашей правой системы полномочий устанавливать нормы права нет.
Как пример заключения о применении нормы права можно сослаться на изложенное в Постановлении Верховного Суда Украины от 13 января 2009 года по делу № 21-1578во088 заключение, поскольку, как видим, он предоставлен касательно конкретной нормы конкретной статьи закона:
«Суды не опровергли доводы истца о том, что на время осуществления хозяйственных операций (по которым налоговая инспекция не признала обоснованным отнесение истцом в налоговый кредит сумм НДС) продавцы были включены в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, а также имели свидетельство о регистрации плательщика НДС. При таких обстоятельствах покупатель не может нести ответственность ни за неуплату налогов продавцами, ни за возможную недостоверность сведений о них, приведенных в указанном реестре, при условии неосведомленности относительно нее.
Статьей 18 Закона Украины от 15 мая 2003 года № 755-IV «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» установлено следующее. Если сведения, подлежащие внесению в Единый государственный реестр, были внесены в него, то они считаются достоверными и могут быть использованы в споре с третьим лицом, пока в них не внесены соответствующие изменения. Если сведения, подлежащие внесению в этот реестр, являются недостоверными и были внесены в него, то третье лицо может ссылаться на них в споре как на достоверные, за исключением случаев, когда оно знало или могло знать о том, что такие сведения являются недостоверными».
В то же время общая позиция, артикулировавшая с конца 2015 года Верховным Судом Украины (самое известное из соответствующих решений, наверное, от 01 декабря 2015 года по делу № 826/15034/149), сформулирована следующим образом:
Однако это утверждение вряд ли можно назвать заключением о применении НОРМЫ ПРАВА:
Во-первых, в заключении нет применения нормы права, как уже рассматривали в обзорном письме «Почему обидно читать решение обновленного Верховного Суда касательно последствий ст. 205 УК в отношении поставщика?», где Верховный Суд не приводит ссылки ни на одну конкретную норму закона.
Во-вторых, такое заключение и не опирается на закон. Так, понятие «фиктивное предприятие» отсутствует в законодательстве. Положения ст. 205 УК Украины говорят о «фиктивном предпринимательстве», но такое исчерпывается уже на этапе создания/приобретения «фиктивного» предприятия, и не охватывается последующими хозяйственными отношениями такого предприятия с контрагентами. Также существует положение ст. 55-1 «Фиктивная деятельность субъекта хозяйствования» Хозяйственного кодекса, которое наличие перечисленных признаков фиктивности определяет как основание для обращения в суд о прекращении юридического лица или прекращении деятельности физическим лицом-предпринимателем, в том числе признание регистрационных документов недействительными. Однако это все, в законах отсутствует что-то об автоматической «фиктивности» всех операций с таким предприятием.
Поэтому вряд ли можно говорить о наличии в этом случае заключения о применении нормы права.
Если говорить в терминах наличии здесь нормы права, то тогда, скорее, здесь суд пытается собственноручно, фактически, создать такую несуществующую норму права, тем самым выходя за рамки полномочий судебной ветви власти, и нарушает ч. 2 ст. 19 Конституции Украины.
Однако на самом деле приведенное по своему статусу является, вероятно, правовой оценкой, предоставленной Верховным Судом в указанных делах.
А согласно ч. 7 ст. 78 Кодекса административного судопроизводства:
Поэтому не все сказанное Верховным Судом следует считать обязательным. Обязательность распространяется исключительно на заключения касательно применения конкретных НОРМ ПРАВА в подобных правоотношениях.
Соответственно, прежде чем ссылаться, проверяйте, идет ли речь о заключении, собственно, о применении конкретной нормы права, и подобных правоотношениях.
И вместо заключения: исходя из изложенного, более обоснованным усматривается применение в качестве обязательных ранних (до 2015 года) решений Верховного Суда Украины с изложенными там заключениями касательно применения конкретных норм права, в частности положений Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей».
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Постановление Верховного Суда находится в публичном доступе в Едином государственном реестре судебных решений по ссылке.
2Постановление Верховного Суда находится в публичном доступе в Едином государственном реестре судебных решений по ссылке.
3Лат. «поздним законом отменяется более ранний».
4ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА: УЧЕБНИК, Н.И. Матузов, А.В. Малько, (Юристъ, 2004).
5Решение Европейського суда по правам человека «CASE OF SERKOV v. UKRAINE» доступно по ссылке.
6Полный текст опубликован в Едином государственном реестре судебных решений по ссылкам: http://reyestr.court.gov.ua/Review/72486810 и http://reyestr.court.gov.ua/Review/72486685.
7М. С. Кельман, О. Г. Мурашин. Загальна теорія держави і права: Підручник. — К.: Кондор, 2006. — 477 с.
8Постановление Верховного Суда Украины есть в общественном доступе в Едином государственном реестре судебных решений по ссылке.
9Постановление Верховного Суда Украины есть в общественном доступе в Едином государственном реестре судебных решений по ссылке.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Двойное дно Законопроекта о коммуникации между бизнесом и налоговой № 9662 (с обновлением от 15 марта 2024 года)
1014
Не обошлось: отменены предельные сроки досудебного расследования до подозрения
1469
Попытка отменить «поправки Лозового» – бизнесу приготовиться!
1605
Сроки досудебного расследования в военное время: изменения по Закону № 3341-IX
36051
Сроки досудебного расследования [во ВСЕХ производствах, где ни одному лицу не было сообщено о подозрении] остановлены на время действия военного положения. А если посмотреть под другим углом?
5765
«Когда это было?» — «Еще как дед к бабушке в сваты ходил», или где взять свидетелей для рассмотрения дела по новому кругу?
2401
В свете свежей практики кассационного суда по спорам о нереальных операциях: о каких доказательствах стоит позаботиться?
2275
Большая Палата Верховного Суда «сломала» несправедливую практику по оценке приговора по ст. 205 УК Украины в отношении директора контрагента налогоплательщика
2798
Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов: что изменилось за время работы БЭБУ?
8843
«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность
2703
С какими показателями налоговая милиция завершает свою работу?
Статистика уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2021 года
1854
Верховный Суд наконец «услышал» аргументы налогоплательщиков в вопросе установления «реальности» хозяйственных операций (и не только это)
16662
Прокомментировать







