Законопроект № 4065 – каких изменений ожидать?
03 ноября 2020 года Верховная Рада Украины приняла за основу законопроект № 4065 «Проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины касательно обеспечения сбора данных и информации необходимых для декларирования отдельных объектов налогообложения» (далее – Законопроект № 4065). Депутаты также проголосовали за сокращение вдвое срока подачи поправок, предложений и подготовки Законопроекта № 4065 ко второму чтению. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время он будет принят в целом как закон.
Законопроект № 4065 в основном касается изменений в нововведения, которые были введены печально известным законом № 466.
В этом обзорном письме мы опишем в общем лишь некоторые изменения, которые сейчас предусмотрены Законопроектом № 4065 в редакции, изложенной на сайте Верховной Рады Украины. Поскольку во время прохождения второго и третьего чтения Законопроект № 4065 может быть существенно изменен, финальные положения с детальным анализом изменений мы рассмотрим в отдельных письмах после принятия Законопроекта № 4065 уже как закона.
Итак, Законопроектом № 4065, среди прочего, сейчас предусмотрено:
1. Касательно деловой цели:
- исключение положения касательно корректировки финансового результата на сумму расходов, понесенных налогоплательщиком при осуществлении операций с нерезидентами, если такие операции не имеют деловой цели;
- одновременно доктрина деловой цели будет применяться и проверяться в контролируемых операциях в рамках ТЦО. Среди прочего предусмотрено, что описание операций в документации ТЦО должно содержать обоснование экономической целесообразности и наличия деловой цели приобретения товаров, работ, услуг;
- также предусмотрена возможность корректировки финансового результата по операциям по приобретению/реализации товаров, работ, услуг в/на пользу нерезидентов, зарегистрированных в так называемых «оффшорных» юрисдикциях, перечень которых определен Кабинетом Министров Украины, и по операциям по начислению роялти в пользу нерезидентов, если такие операции не имеют деловой цели.
2. Основные положения об учете и налогообложении постоянных представительств нерезидентов, в т.ч. и новые определения понятий «постоянное представительство», «доход с источником их происхождения из Украины» и другие, будут применяться к налоговым периодам с 01 января 2021 года. До 31 декабря 2020 года включительно будут применяться переходные положения, прописанные в НКУ (в основном нормы, которые действовали до внесения изменений Законом № 466).
3. Касательно налогообложения прибыли контролируемой иностранной компании (далее – КИК):
- перенос вступления в силу статьи 39-2 НКУ (касательно КИК) на 01 января 2022 года (должна была вступить в силу с 01 января 2021 года);
- перенос первого отчетного периода о КИК до 2022 года и предоставление возможности подать отчет о КИК за 2022 год одновременно с предоставлением годовой декларации об имущественном состоянии или декларации по налогу на прибыль за 2023 год с включением скорректированной прибыли КИК из отчета в соответствующие декларации за 2023 год (без применения санкций или пени);
- в случае сомнений касательно достоверности отчетности контролирующий орган сможет требовать предоставления заключения аудиторской компании, которое подтверждает финансовую отчетность КИК, не ранее чем через 15 месяцев после завершения отчетного периода (было 12);
- отменено требование предоставления копий первичных документов КИК при предоставлении документации по ТЦО;
- неприменение санкций, пени и административной и уголовной ответственности за нарушение требований касательно налогообложения прибыли КИК по результатам 2022-2023 отчетных годов;
- прямо уточнено, что информация и документы по КИК, полученные по результатам 2022-2023 отчетных годов, являются информацией с ограниченным доступом, не может быть истребована и передана правоохранительным органам и не может считаться доказательством в уголовном производстве в понимании ст. 84 Уголовно-процессуального кодекса Украины. Впрочем, сразу отметим, что применимость и действенность таких положений является сомнительной, ведь изменения в уголовное процессуальное законодательство Украины могут вноситься исключительно законами о внесении изменений в этот кодекс и/или в законодательство об уголовной ответственности (ч. 3 ст. 1 Уголовного процессуального кодекса Украины ), а порядок уголовного судопроизводства на территории Украины определяется только уголовным процессуальным законодательством Украины (ч. 1 ст. 1). Поэтому предусмотрение подобных норм в НКУ похоже скорее на «замыливание глаз» плательщиков.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Имеет ли разумное экономическое оправдание новая система норм НКУ касательно контроля разумной экономической причины (деловой цели) хозяйственных операций налогоплательщика?
8531
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
6216
Почему закону № 1210 требуется вето
3760
Постоянные представительства и трансфертное ценообразование: что нужно знать?
3550
Украина нацелена на имплементацию правил BEPS в части ТЦО
2334
Расширение контроля ТЦО на постоянные представительства нерезидентов
967
Налогообложение иностранных компаний. Перспективы в Украине
3289
Электронный кабинет и налог на выведенный капитал — кому это надо и зачем?
19454
