Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов в первом квартале 2017 года: приговоры, тенденции и статистика
В первом квартале 2017 года по данным официальной статистики, которая размещена на сайте Генеральной прокуратуры Украины всего было зарегистрировано 302 уголовных правонарушения касательно уклонения от уплаты налогов. По сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в котором было зарегистрировано 569 уголовных производств1, количество уголовных производств в I квартале 2017 года уменьшилось на 47%. Такое существенное уменьшение, вероятно, является положительным результатом введенных изменений касательно отложения момента инициации уголовного производства. Подробнее об указанных изменениях в материале «Шаги по уменьшению уголовных производств по результатам налоговых проверок».
В то же время, количество закрытых уголовных производств в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года сократилось более чем вдвое2. Так, в I квартале 2017 года было закрыто 7 уголовных производств, в то время как в аналогичном периоде 2016 года количество закрытых производств составляло 27. То есть количество случаев закрытия уголовных производств сократилось на 74%3. Дать однозначную оценку уменьшению количества закрытых уголовных производств довольно сложно, поскольку указанный факт может свидетельствовать как об уменьшении количества безосновательно начатых уголовных производств, так и о продолжении негативной тенденции «зависающих» уголовных производств.
При этом тенденции с передачей уголовных производств в суд, как и раньше, сохраняются. В абсолютных величинах количество уголовных производств, направленных в суд с обвинительным актом, почти не изменилась и составляет 5 уголовных производств за I квартал 2017 года4. То есть эффективность досудебного расследования все еще находится на низком уровне.
Касательно результатов судебного рассмотрения уголовных производств, то в течение I квартала 2017 года половина из судебных решений – это приговоры об утверждении соглашений о признании виновности. Так, в I квартале 2017 года судами всего было принято 16 приговоров в производствах касательно умышленного уклонения от уплаты налогов, из которых 4 оправдательных приговора, 4 обвинительных и 8 приговоров на основании соглашений о признании виновности. Это фактические данные по результатам поиска в Едином государственном реестре судебных решений. Как видим, половина уголовных производств за I квартал 2017 года судом по существу не рассматривалась, поскольку были утверждены соглашения о признании виновности. При этом, стоит отметить, что такие уголовные производства (где утверждены соглашения о признании виновности) касались ч. 3 ст. 212 УК Украины и в количественном эквиваленте совокупно размер уклонения за ними составил 157 805 351,42 грн. Сравнивая с общим размером уклонения по приговорам, можно констатировать, что 97,6% уклонений от уплаты налогов даже не проверялось судами5.
Далее предлагаем подробнее остановиться на анализе собственно решений судов по уголовным производствам, которые были вынесены в I квартале 2017 года.
В течение I квартала 2017 года судами был рассмотрен ряд уголовных производств касательно схемы уклонения от уплаты акцизного налога, которая использовалась группой предприятий газового сектора и принят ряд обвинительных приговоров. Так, всего в схеме уклонения от уплаты акцизного налога, было задействовано около 400 юридических лиц. Сейчас в общем доступе есть информация о трех приговорах касательно директоров и учредителей таких предприятий, которые вынесены на основании соглашений о признании виновности. При этом, исходя из указанного в приговорах, всего по данному уклонению предстоит еще 17 отдельных производств.
Попробуем отдельно оценить, является ли расследование по этому уклонению эффективным с точки зрения обеспечения поступления в бюджет. Так, исходя из доступных 3 приговоров, общая сумма уклонения от уплаты налогов составила более 137 миллионов гривен. При этом общая сумма штрафов составила лишь 714 тыс. грн, что в соотношении с суммой уклонения составляет лишь 0,5%. Таким образом, как видим, рассмотрение такого резонансного уклонения от уплаты налогов с точки зрения наполнения государственного бюджета не является эффективным. К тому же, речь идет не только о неэффективности, но и об убыточности – из принятых решений не усматривается наличии какой-либо компенсации со стороны обвиняемых нанесенных государственному бюджету убытков, вызванных уклонением на 137 млн грн.
Подробнее с указанными решениями по делам № 641/9776/16-к, 614/9778/16-к, 641/9777/16-к можно ознакомиться в нашей подборке решений, размещенной в разделе «Полезные документы».
Другие уголовные производства, рассмотренные судами в I квартале 2017 года, касались «бестоварных операций», отсутствия регистрации плательщиком НДС и неуплаты налога на доходы физических лиц при прощении долга и выплате зарплаты. С решениями в этих уголовных производствах можно ознакомиться в разделе «Полезные документы». Описание указанных решений также доступно в таблице, которая прилагается.
В завершение хотели бы вернуться к эффективности судебного расследования с точки зрения наполнения бюджета. Соотношение штрафов с суммами фактического уклонения продолжает оставаться на очень низком уровне (около 0,3-5,3%6). Так что эффективность расследования уголовных правонарушений в целом остается на уровне прошлого года (подробнее по поводу эффективности уголовных производств в 2016 году по ст. 212 УК Украины в нашем информационном письме по ссылке.)
Так что целесообразность уголовных производств касательно уклонения от уплаты налогов как таковых находится под вопросом7. Поскольку по сравнению с налоговыми поступлениями за соответствующий квартал 2017 года, сумма поступлений, которая обеспечивается в результате расследования уголовных производств составляет менее 1%8. Если в существовании таких уголовных производств (которые не имеют оправданного экономического эффекта) не является самоцелью создать дополнительное бремя для бизнеса, то возможно стоит ограничиться возбуждением уголовных производств только в случае неуплаты согласованного налогового обязательства в установленные сроки (по этому поводу есть законопроект 3448(д)).
Статистические данные, использованные в данном обзорном письме, приведены на сайте Генеральной прокуратуры Украины, а также доступны в pdf-файлах таблице 1 и таблице 2 по первому кварталу 2016 года и 2017 года соответственно.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
Примечания:
1Согласно данным официальной статистики, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры Украины, в I квартале 2016 года учитывалось 569 уголовных производств по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, а в I квартале 2017 – 302. То есть разница составила 267 производств, что составляет 47% от количества производств в I квартале 2016 года.
2Согласно данным официальной статистики, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры Украины, в I квартале 2017 года было закрыто 7 уголовных производств. Таким образом, доля закрытых производств к количеству производств, которые учитывались в периоде, составляет 2%. В то же время в аналогичном периоде 2016 года было закрыто 27 уголовных производств, что составило долю почти 5% по отношению к общему количеству уголовных производств, которые находились на учете.
3Согласно данным официальной статистики, опубликованной на сайте Генеральной прокуратуры Украины, в I квартале 2016 года было закрыто 27 уголовных производств, инициированных по ст. 212 Уголовного кодекса Украины, а в I квартале 2017 – 7. То есть разница составила 20 производств, что составляет 74% от количества закрытых производств в I квартале 2016 года.
4В квартале 2016 года в суд было направлено 5 уголовных производств с обвинительным актом, в то время как в аналогичном периоде 2017 – 3.
5Так, сумма уклонения, по которой утверждены соглашения о признании виновности в І квартале 2017 года, составляет 157 805 351,42 грн, в то время как общая сумма уклонения, в отношении которой вынесены приговоры – 161679 407,31 грн.
6Таблица с информацией касательно приговоров с сумм уклонения и сумм штрафов.
7Кроме случаев, когда имеет место неуплата согласованных после проверки налоговых обязательств в установленные законодательством сроки.
8Так, по данным ГФС Украины, за I квартал 2017 года было собрано 132 166 272,7 грн налогов и сборов, в то время как поступления от штрафов, наложенных в рамках уголовных дел, составляет 1 133 900 грн. Таким образом, поступления от штрафов составляет лишь 0,86% от общих поступлений налогов в бюджет.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ с 01 января 2025 года
294
Бесконечные сроки расследований по уголовным производствам? Негативные последствия и обременения: можно ли что-нибудь сделать?
1002
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УКУ с 01 января 2024 года
5537
Пороги для привлечения к уголовной ответственности по ст. 212 УК Украины с 01 января 2018 года
65703
Прокуратура потеряла полномочия досудебного расследования преступлений, подследственных Государственному бюро расследований
14144
Уголовная ответственность за нормотворчество, которое приводит к уменьшению налоговых поступлений в бюджет
3717
Уголовные производства касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года: «призрак» налоговой милиции и «эффективность» суда
3593
Приговоры по уголовным производствам касательно уклонения от уплаты налогов за первое полугодие 2017 года
4044
Досудебное расследование за уклонение от уплаты налогов (по ст. 212 УК Украины): сейчас только относительно депутатов и власть имущих?
10609
Узаконивание [незаконных] налоговых проверок в рамках уголовного производства?
3180
Презентация «Незаконность назначения налоговых проверок в рамках уголовного производства»
3521
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов: как подтверждено судами в 2016 году и какие реальные санкции
23586
