+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Особенности электронного декларирования согласно Закона Украины «О предотвращении коррупции»

30 сентября, 2016 Информационные письма

Система подачи и обнародования деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, предусмотренная Законом Украины «О предотвращении коррупции» (далее — «Закон»), начала свою работу с 01 сентября 2016 года1.

Отметим, что накануне, 31 августа 2016 года, Экспертным советом Госспецсвязи принято решение о соответствии созданной комплексной системы защиты информации (далее — «КСЗИ») Единого государственного реестра деклараций лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (Реестр), установленным требованиям и выдачу Аттестата соответствия КСЗИ Реестру2. Поэтому начало работы системы является легитимным, хотя на практике еще могут возникать определенные технические сбои, ведь до сих пор ведут работы по доработке кода программы.

Рассмотрим подробнее порядок электронного декларирования и его особенности в 2016 году.

 І. Субъекты декларирования

Субъектами декларирования являются лица, уполномоченные на выполнение функций государства или местного самоуправления, и должностные лица юридических лиц публичного права, которые не вошли в перечень лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления (ст. 3 и ст. 45 Закона).

 ІІ.  Порядок декларирования

Работа системы электронного декларирования вводится в два этапа:

С 01 сентября 2016 года – требования касательно электронного декларирования распространяются на должностные лица, которые по состоянию на 01 сентября 2016 года занимают ответственное и особо ответственное положение (переходный период).

С 01 января 2017 года – требования касательно электронного декларирования распространяются на все субъекты декларирования (начало работы в общем режиме), а именно все субъекты декларирования обязаны с 01 января по 01 апреля 2017 года заполнить на официальном сайте Национального агентства по вопросам предупреждения коррупции ежегодную декларацию за 2016 год.

 ІІІ. Особенности электронного декларирования в 2016 году

В переходный период с 01 сентября 2016 года до 01 января 2017 года требования относительно электронного декларирования касаются исключительно должностных лиц, занимающих ответственное и особо ответственное положение.

Перечень таких должностных лиц приведен в примечании к ст. 50 Закона. К нему относятся, среди прочего, Президент Украины, Премьер-министр Украины, член Кабинета Министров Украины, первый заместитель или заместитель министра, народный депутат Украины, Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека, Директор Национального антикоррупционного бюро Украины, Генеральный прокурор Украины, его первый заместитель и заместитель, Председатель Национального банка Украины, его первый заместитель и заместитель, а также судьи, прокуроры и следователи, руководители, заместители руководителей государственных органов, юрисдикция которых распространяется на всю территорию Украины, их аппаратов и самостоятельных структурных подразделений.

Ежегодная декларация за 2015 год

Согласно п. 2 Раздела ХІІІ «Заключительные положения» Закона:

«В 2016 году должностные лица, которые на день начала работы указанной системы занимают в соответствии со статьей 50 настоящего Закона ответственное и особо ответственное положение, обязаны подать ежегодные декларации за прошлый год в порядке, установленном настоящим Законом, в течение 60 календарных дней после начала работы системы».

Аналогичное правило закреплено и в Решении №2, но в нем уже конкретизировано, что течение срока 60 календарных дней начинается с 12-и часов ночи 01 сентября 2016 года. Итак, должностные лица, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, обязаны заполнить ежегодную электронную декларацию за 2015 год он-лайн до 30 октября 2016 года включительно.

Отметим, что согласно ст. 47 Закона, Национальное агентство обеспечивает открытый круглосуточный доступ к Единому государственному реестру деклараций на его официальном веб-сайте. Поэтому, по нашему мнению, декларация может быть подана должностным лицом и 30 октября 2016 года, несмотря на то, что этот день является выходным (воскресенье).

Декларация должностного лица, которое прекращает деятельность

Должностные лица, которые 01 сентября 2016 года или позже этой даты прекращают деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, и которые по состоянию на 01 сентября 2016 года занимают ответственное и особо ответственное положение, обязаны подавать декларации за период, неохваченный ранее поданными декларациями (ч. 2 ст. 45 Закона). При этом декларация подается до такого прекращения полномочий, но не позднее дня прекращения. Если прекращение указанных функций произошло по инициативе работодателя, декларация подается не позднее двадцати рабочих дней со дня, когда субъект декларирования узнал или должен был узнать о таком прекращении. Под ранее поданными декларациями понимаются как декларации, поданные в соответствии с Законом, так и декларации, поданные в соответствии с Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции»3. Кроме того, они также обязаны до 12-и часов ночи 01 апреля следующего после такого прекращения года подать декларацию, которая охватывает предыдущий год (период с 01 января по 31 декабря включительно).

Сообщение о существенных изменениях в имущественном состоянии

Начиная с 1 сентября 2016 года, такие должностные лица обязаны подавать уведомления о существенных изменениях в имущественном состоянии субъекта декларирования, предусмотренные ст. 52 Закона.

Все другие должностные лица обязаны до 01 января 2017 года подать декларации по форме и в порядке, установленными Законом Украины «Об основах предотвращения и противодействия коррупции», то есть подать декларации 2015 года в бумажной форме по месту работы.

IV. Форма декларации и правила ее заполнения4

Общие требования к информации, которая должна быть указана в декларациях должностных лиц, приведенные в ст. 46 Закона. Форма декларации и правила ее заполнения утверждены решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции №3 от 10 июня 2016 года.

Общие требования

Декларация заполняется и подается лично субъектом декларирования на веб-сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции через собственный персональный электронный кабинет субъекта декларирования путем заполнения электронной формы. Бумажная копия декларации не подается.

Информация в ежегодных декларациях указывается по состоянию на 31 декабря отчетного года, в декларациях в связи с прекращением деятельности – по состоянию на день, предшествующий дню подачи декларации. Это касается также информации о членах семьи субъекта декларирования, зарегистрированного места жительства и места фактического проживания.

Доходы и расходы субъекта декларирования отражаются в денежной единице Украины. Доходы/расходы, полученные/совершенные в иностранной валюте, с целью отражения в декларации перечисляются в денежной единице Украины по валютному (обменному) курсу Национального банка Украины, который действовал на дату получения доходов/осуществления расходов. Сведения о финансовых суммах (количестве денег) округляются к гривне.

Стоимость имущества, имущественных прав, активов, других объектов декларирования, которые находятся в собственности субъекта декларирования или членов его семьи, указывается в денежной единице Украины в соответствии с их последней денежной оценкой или, если такая оценка не проводилась или ее результаты не известны субъекту декларирования, то на момент вступления объекта в собственность (согласно документа, на основании которого было приобретено право собственности). Информация о стоимости недвижимого имущества не указывается, если она не известна субъекту декларирования и не должна была стать известной в результате совершения соответствующей сделки. То есть проводить денежную оценку объектов декларирования исключительно для целей декларирования не нужно.

Если с правоустанавливающих документов установить стоимость имущества в денежной единице Украины невозможно (в частности, если стоимость указана в советских или украинских рублях), а оценка такого имущества не проводилась или ее результаты неизвестны субъекту декларирования, при заполнении соответствующего поля декларации о стоимости имущества следует обозначить «Неизвестно» (выбрать соответствующую пометку в указанном поле).

Стоимость имущества, имущественных прав, активов, других объектов декларирования, которые находятся во владении или пользовании субъекта декларирования или членов его семьи, отмечается в случае, если она известна субъекту декларирования или должна была стать известной в результате совершения соответствующей сделки.

Касательно доходов/расходов, полученных/произведенных за рубежом, отмечается государство в котором они были получены/осуществлены.

В случае отказа члена семьи субъекта декларирования предоставить какие-либо сведения или их часть для заполнения декларации, субъект декларирования обязан указать об этом в декларации, отразив в декларации всю известную ему информацию об объектах декларирования относительно такого члена семьи. Согласно ч. 1 ст. 50 Закона, Национальное агентство по предупреждению коррупции проводит полную проверку декларации, а также самостоятельно проводит полную проверку информации, подлежащей отражению в декларации касательно членов семьи субъекта декларирования в случае, если член семьи субъекта декларирования отказался предоставить какие-либо сведения для заполнения декларации.

Стоит отметить, что под членами семьи в соответствии со ст. 1 Закона понимаются лица, состоящие в браке, а так же их дети, в том числе совершеннолетние, родители, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности (кроме лиц, взаимные права и обязанности которых не имеют характера семейных), в том числе лица, которые совместно проживают, но не состоят в браке.

В течение семи дней после подачи декларации субъект декларирования имеет право подать исправленную декларацию.

Объекты, которые подлежат декларированию

Информация в декларации подается независимо от того, находится объект декларирования на территории Украины или за ее пределами.

  1. Объекты недвижимости, которые принадлежат субъекту декларирования и членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность, или находятся у них в аренде или на ином праве пользования, независимо от формы заключения сделки, в результате которой приобретено такое право. Такое декларирование осуществляется независимо от стоимости объекта.

Под «другими правами пользования» в декларации понимаются: сервитуты, право пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), право застройки земельного участка (суперфиций), содержание, залог, пользование на основании доверенности, другие права, предусмотренные законодательством.

  1. Объекты незавершенного строительства, объекты, которые не приняты в эксплуатацию, или право собственности на которые не зарегистрировано в установленном законом порядке, что:

а) принадлежат субъекту декларирования или членам его семьи на праве собственности в соответствии с Гражданским кодексом Украины;

б) расположенные на земельных участках, принадлежащих субъекту декларирования или членам его семьи на праве частной собственности, включая совместную собственность, или переданы им в аренду или на ином праве пользования, независимо от правовых оснований приобретения такого права;

в) полностью или частично построены из материалов или за счет субъекта декларирования или членов его семьи.

  1. Ценное движимое имущество, стоимость которого превышает 100 минимальных заработных плат, установленных на 1 января отчетного года, принадлежит субъекту декларирования или членам его семьи на праве частной собственности, в том числе совместной собственности, или находится в его владении или пользовании независимо от формы сделки, в результате которой приобретено такое право.

Относительно 2015 года это означает, что декларированию подлежит движимое имущество (кроме транспортных средств), стоимость которого превышает 121 800 грн.

Это не касается транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, сведения о которых указываются независимо от их стоимости.

Декларирование ценного движимого имущества (кроме транспортных средств и других самоходных машин и механизмов), права на которое приобретенные до подачи субъектом декларирования первой декларации в соответствии с требованиями этого Закона (то есть до 01 января 2015 года), осуществляется с обязательным указанием информации о приобретении такого имущества до начала периода осуществления деятельности по выполнению функций государства или местного самоуправления, или в такой период. При этом указание данных касательно его стоимости и даты приобретения в собственность, владение или пользование не является обязательным.

  1. Ценные бумаги, в том числе акции, облигации, чеки, сертификаты, векселя, которые принадлежат субъекту декларирования или членам его семьи, с отражением сведений ксательно вида ценной бумаги, его эмитента, даты вступления ценных бумаг в собственность, количества и номинальной стоимости ценных бумаг.
  2. Другие корпоративные права, принадлежащие субъекту декларирования или членам его семьи, с указанием наименования каждого субъекта хозяйствования, его организационно-правовой формы, кода Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, доли в уставном (складочном) капитале общества, предприятия, организации в денежном и процентном выражении.
  3. Юридические лица, конечным бенефициарным владельцем (контроллером) которых является субъект декларирования или члены его семьи.
  4. Нематериальные активы, принадлежащие субъекту декларирования или членам его семьи, в том числе объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть оценены в денежном эквиваленте.
  5. Полученные (начисленные) доходы, в том числе доходы в виде заработной платы (денежного обеспечения), полученные как по основному месту работы, так и по совместительству, гонорары, дивиденды, проценты, роялти, страховые выплаты, благотворительная помощь, пенсия, доходы от отчуждения ценных бумаг и корпоративных прав, подарки и прочие доходы. Такие сведения включают данные о виде дохода, источнике дохода и его размере.

Сведения касательно подарка указываются только в случае, если его стоимость превышает 5 минимальных заработных плат, установленных на 01 января отчетного года, а для подарков в виде денежных средств – если размер таких подарков, полученных от одного лица (группы лиц) в течение года, превышает 5 минимальных заработных плат, установленных на 01 января отчетного года. Относительно 2015 года, это требование касается подарка, стоимость которого превышает 6 090 грн.

  1. Имеющиеся денежные активы, в том числе наличные средства, средства, размещенные на банковских счетах, вклады в кредитные союзы и другие небанковские финансовые учреждения, средства, одолженные третьим лицам, а также активы в драгоценных (банковских) металлах при условии, что их совокупная стоимость превышает 50 минимальных заработных плат, установленных на 01 января отчетного года. Относительно 2015 года – это 60 900 грн.
  2. Финансовые обязательства, в том числе полученные кредиты, займы, обязательства по договорам лизинга, размер уплаченных средств в счет основной суммы займа (кредита) и процентов по займу (кредита), обязательства по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, одолженные другим лицам средства при условии, что их размер обязательства превышает 50 минимальных заработных плат, установленных на 01 января отчетного года. В случае если размер обязательства не превышает установленный порог, то указывается только общий размер такого финансового обязательства. Относительно 2015 года – это 60 900 грн.
  3. Расходы и все сделки, совершенные в отчетном периоде, на основании которых у субъекта декларирования возникает или прекращается право собственности, владения или пользования, в том числе совместной собственности, на недвижимое или движимое имущество, нематериальные и другие активы, а также возникают финансовые обязательства, которые указаны выше.

Такие сведения указываются в случае, если размер соответствующего расхода превышает 50 минимальных заработных плат, установленных на 01 января отчетного года. Относительно 2015 года – 60 900 грн.

Стоит отметить, что должностные лица, которые занимают ответственное и особо ответственное положение, а также субъекты декларирования, которые занимают должности, связанные с высоким уровнем коррупционных рисков (перечень пока не утвержден) в декларации также отмечают сведения об указанных в п.1-9 объектах декларирования, которые являются объектами права собственности третьего лица, если субъект декларирования или член его семьи получает или имеет право на получение дохода от такого объекта, или может прямо или косвенно (через других физических или юридических лиц) совершать в отношении такого объекта действия, тождественные по смыслу осуществлению права распоряжения им.

Сведения, предусмотренные настоящей частью, не значатся в декларации, если соответствующие объекты принадлежат на праве собственности юридическому лицу, указанному в пункте 6, и их главным назначением является использование в хозяйственной деятельности такого юридического лица (промышленное оборудование, специальная техника и т.п.).

Сведениями, которые подлежат обязательному декларированию, являются:

  • сведения о должности или работе, которая выполняется или выполнялась по совместительству;
  • сведения о вхождении субъекта декларирования в руководящие, ревизионные или надзорные органы общественных объединений, благотворительных организаций, саморегулируемых или самоуправляющихся профессиональных объединений, членство в таких объединениях (организациях).

V. Ответственность

За невыполнение должностными лицами требований Закона относительно электронного декларирования предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административная ответственность5

Несвоевременная подача без уважительных причин декларации влечет за собой наложение штрафа от 850 грн до 1700 грн.

Несообщение или несвоевременное сообщение о существенных изменениях в имущественном состоянии влечет за собой наложение штрафа от 1700 грн до 3400 грн.

Если указанные выше нарушения совершенные лицом, которое в течение года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения, то они влекут за собой наложение штрафа от 1700 грн до 5100 грн с конфискацией дохода или вознаграждения, и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год.

Подача заведомо недостоверных сведений в декларации, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 минимальных заработных плат (на сегодня от 145 000 грн до 362 500 грн), влечет за собой наложение штрафа от 17 000 до 85 000 грн.

Уголовная ответственность6

Подача субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации или умышленная неподача субъектом декларирования указанной декларации наказываются штрафом от 42 500 грн до 51 000 грн, или общественными работами на срок от ста пятидесяти до двухсот сорока часов, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Ответственность по этой статье за подачу субъектом декларирования заведомо недостоверных сведений в декларации касательно имущества или иного объекта декларирования, что имеет стоимость, наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму более 250 минимальных заработных плат (на сегодня – более 362 500 грн).

! В случае привлечения субъекта декларирования к ответственности за неподачу, несвоевременная подача декларации или в случае обнаружения в ней недостоверных сведений субъект декларирования обязан подать соответствующую декларацию с достоверными сведениями.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Согласно решению Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции №2 от 10 июня 2016 года (далее «Решение № 2»).

2 Заявление Госспецсвязи о предоставлении Аттестата соответствия КСЗИ Единого государственного реестра электронных деклараций.

3 Форма декларации лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, утвержденная решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции №3 от 10 июня 2016 года.

4 Подробные разъяснения порядка заполнения декларации, утвержденные решением Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции №3 от 11 августа 2016 года.

5 Предусмотрено ст. 172-6 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

6 Предусмотрено ст. 366-1 Уголовного кодекса Украины.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 26212

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«Добровольное» декларирование (часть 2): взгляд на наличку 25 июня, 2021    2495

ЕСЛИ – ТО
(или о недобровольном декларировании надлежащих активов)
25 июня, 2021    1398

Общее декларирование 14 мая, 2019    1912

Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь 25 октября, 2018    2579

О вечном 22 октября, 2018    1799

Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях» 17 июля, 2018    8600

Подал декларацию – жди неприятностей 11 июня, 2018    1843

Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве 11 июня, 2018    6730

Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор) 06 июня, 2018    1371

Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение) 01 июня, 2018    1157

Изменения в регулировании кассовых операций 30 мая, 2018    3165

К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства 15 мая, 2018    9849

Прокомментировать