+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Единый орган расследования экономических преступлений (часть первая: кому подчиняться, кто может работать)

23 апреля, 2018 Блог

Alexander Shemiatkin_

Александр Шемяткин

Партнер КМ Партнеры

18 апреля 2018 года профильный комитет рекомендовал Верховной Раде Украины принять за основу три альтернативных законопроекта, предусматривающих создание единого органа расследования экономических преступлений.

Существование трех законопроектов на одну и ту же тему подтверждает запрос общества на данную реформу. Налогоплательщики устали: от разворовывания средств, поступивших в бюджет; от безосновательных претензий со стороны правоохранительных органов; от неравных условий ведения бизнеса в связи с существующими схемами, крышуемыми этими самыми органами… Именно на решение существующих сегодня проблем и должна быть направлена реформа.

Учитывая повышенное внимание всего бизнеса к этой проблеме, очередной «закон ради закона» без реальной реформы вызовет только раздражение и ухудшение ситуации.

Ожидания от результатов реформы слишком высоки. Поэтому шаги власти в этом вопросе должны быть взвешены и направлены на консолидацию точек зрения на такую важную реформу.

Начнем с вопроса — КОМУ ДОЛЖЕН ПОДЧИНЯТЬСЯ ДАННЫЙ ОРГАН? (Вопрос, который вообще не имеет значения. Почему так?)

Кому бы сегодня не подчинялись правоохранительные органы — к качеству их работы есть вопросы.

Например, у моего родственника 15 августа 2017 года в Киеве угнали автомобиль Honda CR-V 2012 года, цвет черный, кузов SHSRE5730CU007794, госномер АА9658МН. Автомобиль не нашли.

В связи со случившемся с удивлением узнал, что несмотря на работу на дорогах системы видеоконтроля «Рубеж», угоны автомобилей является массовым явлением для Украины. Но что интересно — налоговая активно использует данные системы «Рубеж» в обоснование фиктивности операций (мол, в системе нет данных о движении автомобилей, перевозивших груз, а система фиксирует все).

Возвращаясь к теме — кому подчиняется национальная полиция Украины, к которой сегодня множество вопросов?

Согласно статье 1 Закона «О национальной полиции» деятельность полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра внутренних дел.

Исходя из состояния дел в правоохранительных органах, подчинение нового органа Кабинету Министров Украины, скорее, противопоказано.

И в этом аспекте назначение руководителя нового органа Президентом Украины может иметь больший эффект, ведь в таком случае Президент становится непосредственно причастным к качеству работы нового органа, и вся критика, в случае неэффективной работы нового органа, будет направленна именно на Президента.

НО неподчинение определяет качество работы правоохранительного органа, а заложенные законом превентивные механизмы, препятствующие возникновению коррупции и злоупотреблению служебным положением. Если же такие явления возникли или работа органа не является эффективной, закон должен предусматривать четкие и рабочие механизмы ответственности руководства нового органа.

КТО ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ В НОВОМ ОРГАНЕ?

Принцип «кадры решают все» никто не отменял. Кадры с институциональной памятью работы старой системы решают все, но по принципу работы старой системы – украинская аксиома.

Поэтому подбор кадров в новый орган должен строиться по принципу — никто из лиц, ранее расследовавших экономические преступления или имевших отношение к таким вопросам в госорганах, не должен попасть в новый орган. И не важно есть у таких лиц справка об участии в АТО или нет. НИКТО!

Почему так жестко?

Сам факт запроса общества на создание единого органа говорит о «кричащем» состоянии дел в этой сфере, говорит о «несокрушимом беспределе» со стороны существующих органов в сфере экономических преступлений.

Все лица, имеющие отношения к работе этих органов, являются носителями институциональной памяти, которая ни в каком соотношении не должна попасть в новый орган. Если этот базовый принцип будет нарушен, существующие проблемы останутся.

КОМПРОМИСС

В качестве компромисса по озвученным выше вопросам, авторы трех законопроектов могут согласовать: что с одной стороны, директор нового органа будет назначаться Президентом Украины; с другой стороны, закон будет предусматривать квалификационные требования к сотрудникам нового органа, которые обеспечат набор лиц, никогда не работавших в сфере расследования экономических преступлений, а в идеале и в правоохранительных органах.

В следующей части рассмотрим вопросы, возникающие в связи с совмещением аналитической и следственной функций в одном органе. Какие механизмы должны быть предусмотрены законом, чтобы избежать повторения историй, когда на основании служебной записки налогового милиционера возбуждалось уголовное дело, которое расследовалось годами, без итоговой передачи дела в суд.

Просмотры 2692

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«Поехали!»: Бюро экономической безопасности Украины начало свою деятельность 01 декабря, 2021    1462

25 сентября: создано ли БЕБУ и что ждет органы Государственной фискальной службы (налоговую милицию)? 27 сентября, 2021    696

Александр Минин принял участие во встрече с Председателем Государственной фискальной службы Украины 05 апреля, 2021    639

Лучше как есть, чем такое БЭБУ 23 сентября, 2020    1386

Бюро экономической безопасности Украины: безопасное возвращение к небезопасной практике? 03 сентября, 2020    1405

Единый орган расследования экономических преступлений (часть вторая: ОРД) 16 мая, 2018    3375

ЛОЖНАЯ ЦЕЛЬ. Зачем нужен единый орган расследования экономических преступлений? 02 мая, 2018    4389

Что делать с «призраками» (или если к Вам обратились сейчас из следственного управления финансовых расследований в составе налогового органа) 31 мая, 2017    3833

«Налоговый спор или преступление» (2013) 10 декабря, 2013    8118

Прокомментировать