Законопроект № 1073 – это не о кешбэке, это о полной фискализации
Александр Шемяткин
Партнер КМ Партнеры
Единственная цель законопроекта – изменения в п. 296.10 ст. 296 Налогового кодекса с целью убрать возможность для группы 2-4 единого налога с оборотом до 1 млн грн проводить деятельность без РРО.
Чтобы эту тему «продавить», надо было придумать что-нибудь отвлекающее. Для этого была использована тема кешбэка под крикливое сопровождение «экспертов».
Поэтому 1073 должен быть отозван без всяких доработок!
А теперь подробнее, почему изменения в Налоговый кодекс под громким названием «кешбэк» – это не более чем фон для основного действа (см. выше).
Какой механизм кешбэка предлагается в законопроекте:
Покупатель через электронный кабинет сообщает налоговой о нарушении продавцом установленного порядка проведения расчетных операций.
По сути, если покупатель не налоговик, во время контрольной закупки он сможет установить только одно нарушение – невыдачу фискального чека (сюда же подпадает выдача нефискального).
Далее на основании такой информации налоговая ИМЕЕТ ПРАВО обратиться к продавцу для получения информации и ее документального подтверждения.
Кроме того (независимо от направления запроса продавцу), налоговая может провести проверку – зарегистрирован ли чек, о котором написал покупатель на сервере налоговой. Это, согласно законопроекту, как бы камеральная проверка.
Если о чеке нет информации в системе налоговой, то налоговая проводит фактическую проверку продавца.
Почему все это не имеет смысла:
Во-первых, Налоговый кодекс уже содержит такое основание для фактической проверки, как письменное обращение покупателя о нарушении продавцом порядка проведения операций (пп. 80.2.3 п. 80.2 ст. 80).
Во-вторых, заявление подается через электронный кабинет, а значит, только лицами, которые имеют электронную подпись (без этого в кабинете не работают).
Сколько покупателей имеют такую подпись? Правильно, если ты не предприниматель (бухгалтер на предприятии) или не налоговик, то в кабинет ты не заходишь. Предприниматели такого делать не будут. Налоговики? Зачем, если можно выйти сразу на фактическую проверку. Т.е. изначально неработающая система.
В-третьих, суть фактической проверки – это проверка без предупреждения на месте совершения операций.
Сейчас, после заявления от покупателя, налоговая получает сигнал, что у конкретного продавца могут быть нарушения. Поэтому приходит внезапно и устанавливает те нарушения, которые имеют место в данный момент.
Фактическая проверка может установить только те факты, которые имеют место во время проверки. Например, отсутствие лицензий, нефискальный режим РРО, невыдача чека во время контрольной закупки, превышение денег в кассовом аппарате по сравнению с Х (Z) отчетом.
Фактическая проверка не может установить невыдачу чека (выдачу нефискального чека) по операции, описанной в жалобе покупателя. Кроме того, если продавец вначале получает запрос от налоговой для объяснения ситуации, описанной покупателем в жалобе, то он к такой фактической проверке будет готов. Тогда в чем смысл?
А теперь представьте ФОП на едином налоге, у которого не должно быть никаких документов на приход и хранение товара. У которого нет информации о том, что происходило вчера, не то что неделю назад (именно столько пройдет времени после жалобы продавца с учетом описанной процедуры кешбэк).
И что установит фактическая проверка? Только режим РРО в момент проверки (фискальный или нефискальный) и совпадение наличности в РРО с отчетами по РРО. ВСЕ!
В-четвертых, камеральная проверка проводится на основании отчетности, поданной плательщиком налога и ее сопоставления с налоговой информацией. В данном случае предлагается проверять заявление покупателя и информацию в базах налоговой. Это не камеральная проверка! Т.е. налоговая даже технически не сможет выполнить такую проверку.
Таким образом, указанный механизм – это бесполезный мусор, засоряющий Налоговый Кодекс, цель которого – отвлечь внимание от всеобщей фискализации, которая расширит пользователей РРО или (когда-нибудь) программного РРО. А это уже бизнес-интересы, но не налоговая реформа!
В правовом заключении Главного научно-экспертного управления на законопроект № 1073 скромно написано, что времени на анализ было мало, но не туда изменения вносите. Нужно в закон о РРО.
Это еще раз подтверждает, что цель законопроекта – полная фискализация, а для прикрытия можно и над Налоговым кодексом в очередной раз поиздеваться.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Что изменилось с 01 января 2021 года в сфере налогообложения?
РРО-изменения
КРЫСИНЫЕ БЕГА НА МЕСТЕ
(или поговорим о 1053-1 и 1073)
РРО: очередные ожидаемые изменения