+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Что изменилось с принятием нового Порядка контроля за соблюдением законодательства о труде?

03 октября, 2019 Информационные письма

21 августа 2019 г. Кабинет Министров Украины принял Постановление № 823 «Некоторые вопросы осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде» (далее – Постановление № 823), которым утвердил новый Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде. Постановление № 823 было опубликовано в газете «Урядовый курьер» 30 августа 2019 г., поэтому с этой даты официально вступило в силу.

Ранее мы анализировали проект Порядка контроля за соблюдением законодательства о труде. Как понимаем, он был доработан Гоструда и изложен в обновленной редакции 08 августа 2019 г. Очевидно, что именно эта редакция была принята Кабинетом Министров Украины в качестве Постановления № 823.

Прежде всего отметим, что Постановление № 823, по сути, за исключением определенных незначительных изменений, является почти идентичным Постановлению № 295, которое было признано недействительным Шестым апелляционным административным судом 14 мая 2019 г.

Однако в Постановлении № 823 так и не были учтены несоответствия законодательству, на которые обратил внимание суд, признавая недействительным Постановление № 295. В частности, как мы и писали при анализе проекта, снова безосновательно распространены нормы Конвенции МОТ № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле и Конвенции МОТ № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве на отношения, которые такими конвенциями не регулируются, а также не разграничены субъекты хозяйствования, на которых будет распространяться Постановление № 823, и субъекты хозяйствования, во время поверки которых будет применяться Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности».

В целом, Постановление № 823 во многих вопросах не соответствует Закону Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» как основному закону, который регулирует вопросы проведения проверок.

Суд также обращал внимание на безосновательность наделения полномочиями на осуществление контроля должностных лиц исполнительных органов городских советов городов областного значения и объединенных территориальных общин, поскольку Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» и Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» не предусматривают таких полномочий. Однако в Постановлении № 823 эти органы снова «с полномочиями» осуществлять мероприятия контроля, хотя никакие изменения в указанные законы не вносились.

Кроме того, при принятии Постановления № 823 Государственная регуляторная служба Украины приняла решение об отказе в согласовании проекта регуляторного акта. Тем не менее, как было с Постановлением № 295, при отсутствии решения о согласовании, проект был подан на рассмотрение Кабинета Министров Украины и в конце концов принят как Постановление № 823.

Как стало известно, в суд уже подан иск о признании противоправным Постановления № 823, скорее всего, даже на тех же основаниях, что и Постановления № 295. Однако до вступления решения по делу в законную силу оно является действительным, а поэтому должны его применять.

Поскольку Постановление № 823, по сути, дублирует хорошо уже всем известное Постановление № 295, которое сейчас признано недействительным, предлагаем проанализировать Постановление № 823, сравнив только его нововведения с Постановлением № 295.

Итак, что нового предусмотрено Постановлением № 823?

Основания инспекционных посещений:

1. Новые основания проведения инспекционных посещений:

  • по поручению Премьер-министра Украины;
  • по обращению Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;
  • по запросу народного депутата;
  • в случае невыполнения требований предписания (очевидно, речь идет о непредоставлении ответа или предоставлении ответа в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, которое предусмотрено п. 25 Постановления № 283).

2. Теперь проведение инспекционного посещения на основании уведомления должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов возможно только в случае, если в ходе выполнения ими полномочий выявлены признаки нарушения законодательства о труде касательно неоформления и/или нарушения порядка оформления трудовых отношений.

3. Исключена как основание проведения проверки информация ГНС и ее территориальных органов о работодателях, которые имеют задолженность по уплате ЕСВ в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.

4. В случае проведения инспекционного посещения на основании информации ГНС и ее территориальных органов о несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности, факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий, а также по информации ПФУ и его территориальных органов о физических лицах, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года и работодателей, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров – инспекционные посещения проводятся исключительно по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений.

Порядок проведения инспекционных посещений и права инспекторов труда:

5. Инспектор труда должен предоставить копию направления на проведение инспекционного посещения и внести запись о его проведении перед предоставлением акта на подпись, однако только по требованию субъекта хозяйствования. Ранее предъявления инспектором труда только служебного удостоверения было достаточно. Вместе с тем, невручение копии направления не является основанием для недопуска инспектора труда к инспекционному посещению.

6. Установлена единая продолжительность инспекционных посещений для всех субъектов хозяйствования – не более 10 рабочих дней, а сама продолжительность срока начинается со следующего дня за днем предоставления субъектом хозяйствования документов и объяснений, необходимых для проведения инспекционного посещения. Ранее для субъектов микропредпринимательства и малого предпринимательства продолжительность инспекционного посещения не могла превышать 2 рабочих дня.

7. Инспекторы труда имеют право задавать вопросы, которые касаются законодательства о труде, не только руководителю и/или работникам субъекта хозяйствования, но и другим лицам, которые обладают необходимой информацией.

Меры воздействия и их обжалование:

8. Акт о невозможности проведения инспекционного посещения может составляться в случае превышения сроков проведения инспекционного посещения. Здесь, однако, не понятно, почему превышение сроков, допущенное контролирующим органом, должно быть основанием составления акта о невозможности проведения инспекционного посещения и, по сути, основанием наложения штрафа на субъекта хозяйствования?

9. Предусмотрено неприменение мер ответственности в случае выполнения предписания по устранению нарушений, в т. ч. за несвоевременную и не в полном объеме выплату заработной платы, несоблюдение минимальных гарантий в оплате труда (кроме использования труда неоформленных работников, ответственность за что наступает независимо от выполнения предписания).

10. Требование может быть оспорено руководителю или заместителю руководителя территориального органа Гоструда в течение 1 дня с даты его получения. На время рассмотрения жалобы проведение мероприятия контроля останавливается.

Таким образом, в основном изменения Постановления № 823 предусматривают расширение оснований инспекционных посещений, полномочий Гоструда и предоставление им больше возможностей для проверок субъектов хозяйствования.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 3256

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

И Верховный Суд ошибается – безосновательное применение термина «работодатель» в сфере выполнения норматива рабочих мест для лиц с инвалидностью 18 июля, 2025    453

О некоторых изменениях организации трудовых отношений в условиях военного положения: принят новый закон 21 мая, 2025    1682

Ответчик без административной процессуальной правосубъектности – не ответчик 02 мая, 2025    494

Увольнение за нарушение условий работы с конфиденциальной информацией 23 апреля, 2025    507

Изменения по взысканию административно-хозяйственных санкций за невыполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью 30 октября, 2024    787

Ведение военного учета: что нужно знать работодателю (обновлено по состоянию на 14.08.2024 г.) 14 августа, 2024    6465

Закон об отпусках и других вопросах трудового законодательства: положения по-новому 15 января, 2024    4436

ТОП-7 аргументов в споре с Фондом социальной защиты инвалидов 08 декабря, 2023    5905

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОЕННОГО УЧЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ 19 сентября, 2023    6115

Инструкция действий при проверках состояния военного учета 01 сентября, 2023    1599

Инструкция действий при проверках Государственной службой по вопросам труда соблюдения законодательства о труде 01 сентября, 2023    910

Норматив рабочих мест для лиц с инвалидностью: должны ли придерживаться обособленные подразделения иностранных юридических лиц? 09 августа, 2023    4011

Прокомментировать