Вступил в силу Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НКУ
06 сентября 2022 года вступил в силу Порядок подтверждения возможности или невозможности выполнения налогоплательщиком обязанностей, определенных в подпункте 69.1 пункта 69 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – НКУ), утвержденный Приказом Министерства финансов Украины от 29 июля 2022 года № 225 (далее – Порядок).
Напомним, что некоторые аспекты, связанные с возможностью/невозможностью налогоплательщика выполнить свои налоговые обязанности, мы уже освещали ранее в наших материалах «Закон 2260: как и почему бизнес оказался «крайним» в решении проблем с CЭА НДС и регистрацией налоговых накладных?», «Как определить категорию способности налогоплательщика исполнять обязанности (и какие именно) для целей закона 2260 и чего ждем от Минфина?».
Порядком определены отдельные основания для определения невозможности выполнения налоговых обязанностей налогоплательщиками – юридическими лицами и налогоплательщиками-физлицами. Отметим, одним из подходов к пониманию положений Порядка может быть подход, при котором Порядок устанавливает правила только для физических лиц, являющихся самозанятыми лицами, а для других налогоплательщиков-физлиц такой Порядок не применяется.
В частности, для налогоплательщиков – юридических лиц в соответствии с п. 1 раздела II Порядка к таким основаниям отнесены:
1) потеря (уничтожение или испорчение) первичных документов, компьютерного и другого оборудования в результате боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации;
2) невозможность использовать или вывезти документы, компьютерное и другое оборудование в результате ведения боевых действий, террористических актов, диверсий, вызванных военной агрессией Российской Федерации;
3) использование или вывоз документов, компьютерного или другого оборудования, связанное с риском для жизни или здоровья должностного лица налогоплательщика или невозможно в связи с установлением уполномоченными органами государственной власти в соответствии с законом в условиях военного положения запретов и/или ограничений;
4) возможность утечки информации об объемах и местах хранения горючего или спирта этилового и их уничтожение в дальнейшем вследствие составления и регистрации акцизных накладных, и/или предоставления электронных документов, содержащих данные о фактических остатках горючего и объемах обращения горючего или спирта этилового, и/или подача заявки на перемещение горючего или спирта этилового транспортными средствами, не являющимися акцизными передвижными складами и т.п. (исключительно в части выполнения определенных этим абзацем обязанностей);
5) отсутствие у налогоплательщика других должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством начислять, взимать и вносить в бюджет налоги, сборы, а также вести бухгалтерский учет, составлять и предоставлять налоговую и финансовую отчетность, отсутствие возможности у владельца назначить таких должностных лиц при условии отсутствия у такого налогоплательщика объектов налогообложения или показателей, подлежащих декларированию, в соответствии с требованиями НКУ, может быть связано со следующими обстоятельствами:
должностное лицо является одновременно одним из владельцев юридического лица при условии, что отсутствие такого совладельца (акционера, участника, учредителя) делает невозможным принятие решения о назначении на постоянной или временной основе другого должностного лица;
юридическое лицо основано на собственности отдельного физического лица, одновременно являющегося единственным должностным лицом такого юридического лица;
6) пребывание (налоговый адрес налогоплательщика и/или фактическое нахождение/нахождение производственных мощностей и т.п.) на территории населенного пункта, в котором ведутся военные (боевые) действия, который находится в окружении (блокировании) или временно оккупированный вооруженными формированиями Российской Федерации;
7) другие обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные обстоятельства), подтвержденные документально.
Как видим, такой перечень не является исключительным. То есть потенциально можно говорить и о других основаниях.
Также вместе с Порядком Приказом Министерства финансов Украины от 29 июля 2022 года № 225 утверждены отдельные перечни документов для подтверждения невозможности выполнить налоговые обязанности налогоплательщиком-физлицом и налогоплательщиком – юридическим лицом, которые подаются в контролирующий орган.
В зависимости от обстоятельств для налогоплательщиков Порядком установлены разные сроки, в которые должно быть подано заявление о невозможности выполнить налоговые обязанности вместе с подтверждающими документами и информацией:
- если такая возможность есть по состоянию на день вступления в силу Порядка, то заявление и документы предоставляются до 30 сентября 2022 года;
- если такой возможности нет, то одновременно с получением возможности выполнения одной из налоговых обязанностей (регистрации налоговой накладной, предоставления отчетности, уплаты невыполненного налогового обязательства и т.п.), но не позднее 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления таких возможностей налогоплательщика;
- если налогоплательщик утратил возможность выполнять налоговые обязанности после вступления в силу Порядка, то заявление и соответствующие документы и информация подаются в течение 60 календарных дней с первого дня месяца, следующего за месяцем восстановления возможностей налогоплательщика подать в контролирующий орган заявление и документы (копии документов), информацию об отсутствии возможности исполнения налоговых обязанностей.
Контролирующий орган должен рассмотреть заявление и предоставленные налогоплательщиком документы в течение 20 календарных дней, при этом этот срок может быть продлен.
Порядком предусмотрена возможность принятия контролирующим органом предварительного решения по заявлению налогоплательщика в случае, если контролирующий орган считает, что предоставленных налогоплательщиком документов недостаточно для принятия окончательного решения. В таком случае контролирующий орган также должен предложить налогоплательщику предоставить конкретно определенные дополнительные документы.
Порядок устанавливает четкие сроки для направления контролирующим органом налогоплательщику предварительного решения по заявлению налогоплательщика (20 календарных дней). А что касается окончательного решения – то Порядок четко определенных сроков для его принятия и направления не содержит.
Раздел III Порядка предусматривает возможность контролирующих органов обращаться в другие компетентные органы для дополнительного подтверждения обстоятельств, на которые ссылается налогоплательщик.
В соответствии с п. 1 Раздела III Порядка обязанность доказывания возможности или невозможности налогоплательщиком своевременно выполнить свой налоговый долг возлагается на контролирующий орган.
При этом предполагается, что контролирующий орган устанавливает причинно-следственную связь между обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажорными обстоятельствами), произошедшими в результате вооруженной агрессии Российской Федерации, непосредственным влиянием таких обстоятельств именно на такого плательщика и возможностью исполнения им налоговой обязанности по состоянию на дату, на которую приходится предельный срок исполнения такой обязанности.
Учитывая отсутствие четких сроков для принятия контролирующим органом окончательного решения по заявлению налогоплательщика, наделение контролирующего органа возможностью по своему усмотрению устанавливать причинно-следственную связь между обстоятельствами непреодолимой силы и возможностью налогоплательщика выполнять налоговые обязанности, запрашивать дополнительные документы и обращаться в другие органы, считаем, что для налогоплательщиков подтверждение невозможности выполнить свой налоговый долг может оказаться нелегким делом.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Как определить категорию способности налогоплательщика исполнять обязанности (и какие именно) для целей закона 2260 и чего ждем от Минфина?
Закон 2260: как и почему бизнес оказался «крайним» в решении проблем с CЭА НДС и регистрацией налоговых накладных?