Касательно проведения проверок плательщиков налогов во время военного положения
Наверное, практически все плательщики налогов слышали, что, учитывая введение военного положения, налоговые проверки плательщиков налогов не проводятся, а те проверки, что уже начаты, останавливаются.
Некоторое время так и было, однако с учетом последних изменений в Налоговый кодекс Украины (далее – НК Украины) некоторые проверки уже разрешены. Касательно разрешенных на сегодняшний день проверок подробнее далее.
Какие проверки разрешены?
Сейчас (по состоянию на 26.04.2022 года) в соответствии с п. 69.2 разрешено проведение только следующих проверок:
- камеральных проверок деклараций или уточняющих расчетов (в случае их предоставления), к которым подано заявление о возврате суммы бюджетного возмещения и при условии, что показатели таких деклараций сформированы на основании налоговых накладных и/или расчетов корректировки, составленных и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных, и/или таможенных деклараций (за исключением некоторых видов товаров);
- камеральных проверок налоговых деклараций плательщиков единого налога четвертой группы;
- фактических проверок (без каких-либо ограничений круга вопросов, которые могут проверяться).
При этом следует отметить, что на период военного, чрезвычайного положения остановлено действие моратория на проведение проверок с учетом карантинных ограничений через COVID-19 (п. 52-2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины). То есть согласно нынешней редакции НК Украины запрет определенных видов проверок связан только с военным положением.
Камеральные проверки деклараций по НДС
Согласно п. 69.2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины камеральной проверке подлежат только декларации по НДС, которые содержат сумму заявленного бюджетного возмещения и показатели которых сформированы за счет зарегистрированных налоговых накладных и/или таможенных деклараций (за исключением таких товаров как спирт, алкогольные и табачные изделия). Срок проведения такой проверки увеличен до 90 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации.
Учитывая разрешение на проведение камеральных проверок таких деклараций и возобновление действия положений п. 200.10 – 200.12 НК Украины (п. 69.11 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины) в части согласования по результатам камеральной проверки бюджетного возмещения, заявленного в таких декларациях, теоретически процесс бюджетного возмещения в определенной степени формально возобновлен.
При этом, учитывая то, что регистрация налоговых накладных сейчас остановлена, а заявлять к бюджетному возмещению возможно только налоговый кредит, касательно которого были зарегистрированы налоговые накладные (ведь с 24.02.2022 года отсутствует возможность зарегистрировать налоговые накладные из-за ограничений в функционировании электронных сервисов ГНС), потенциальная возможность получить бюджетное возмещение будет касаться только ограниченного количества деклараций.
Впрочем, считаем, что нововведения позволяют проверяющим достаточно избирательно относиться к согласованию бюджетного возмещения даже и в отношении такого ограниченного круга деклараций.
В частности, несмотря на установление сроков для проведения такой камеральной проверки, изменения в п. 69.9 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины, которым в целом приостановлено течение сроков, определенных налоговым законодательством, не вносились. Поэтому мы не можем исключать того, что налоговики будут ссылаться на всеобщую остановку сроков.
Также не исключаем, что налоговики могут злоупотреблять необходимостью провести документальную проверку декларации, если сумма заявленного бюджетного возмещения составляет более 100 тыс. грн. Несмотря на то, что такие проверки запрещены, а действие п. 200.11 НК Украины, который предусматривает вынесение решения о проведении внеплановой проверки в рамках предельных сроков, предусмотренных для камеральной проверки, остановлено, налоговики могут оставить декларации с суммой, что превышает 100 тыс. грн, на будущее.
Ведь п. 69.2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины отмечает о том, что «Такая камеральная проверка налоговой декларации или уточняющего расчета может быть произведена [а не производится] в течение 90 календарных дней…».
И даже если камеральная проверка все же будет проведена, то в случае выявления нарушений, положения п. 69.2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины предусматривают остановку течения сроков предоставления возражений, дополнительных объяснений, принятия, отправки и обжалования налогового уведомления-решения.
То есть все дальнейшие действия плательщика с целью обжалования выводов такой проверки и, соответственно, сумма заявленного бюджетного возмещения будут заблокированы.
Поэтому действенность внедренного механизма вызывает сомнения. И наоборот – возможности контролирующих органов избирательно подходить к согласованию бюджетного возмещения сомнений не вызывают.
Фактические проверки
В отличие от камеральных проверок, НК Украины не ограничивает круг вопросов, по которым могут проводиться фактические проверки.
Вполне возможно, что разрешение на фактические проверки связано с массовыми сообщениями в новостях и социальных сетях об отказе некоторых налогоплательщиков реализовывать продукцию с проведением расчетов с помощью платежных карт (по сути – вымогание наличных).
Также, как понимаем, разрешение на фактические проверки связано с предоставлением налоговым органам на период военного, чрезвычайного положения полномочий касательно осуществления государственного контроля (надзора) и наблюдения в сфере ценообразования (Закон № 2173-ІХ от 01.04.2022 года «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины касательно администрирования отдельных налогов в период военного, чрезвычайного положения», который вступил в законную силу 16.04.2022 года).
Усматривается, что государство планирует оставить за собой возможность влиять на вопросы, которые представляют значительный общественный интерес, в частности вопросы ценообразования, путем оперативного реагирования на сообщения о нарушении законодательства о ценообразовании. В соответствии с п. 69.27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины основанием для фактических проверок касательно ценообразования является (1) получение письменных обращений от покупателей или (2) информация касательно соответствующих нарушений, полученная от государственных органов или органов местного самоуправления.
В целом о серьезности намерений касательно проведения фактических проверок свидетельствует то, что по положению п. 69.2 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» НК Украины для нарушений, выявленных по результатам фактических проверок, отменены ограничения касательно применения штрафных санкций, в частности те, которые были связаны с введением военного положения и карантином из-за коронавирусной болезни (COVID-19).
Следовательно, по результатам проведенных фактических проверок будут штрафовать в общем порядке.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет?
11833
Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными
1573
Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность?
2486
Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву
638
Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения
1945
Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны
433
Нас услышали: Украина денонсирует Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ
606
Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?
7084
Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета?
1957
Нужно ли нам налоговое соглашение с Россией (страной-агрессором)? А оно есть!
923
