Единый налог во время военного положения
17 марта 2022 года вступили в силу очередные изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ), которые позволили определенным категориям плательщиков на время военного состояния пользоваться упрощенной системой налогообложения с уплатой единого налога по ставке 2 %. В частности, законодатель разрешил пользоваться такой системой плательщикам с доходом до 10 млрд. грн.
Нововведения могут быть действительно полезны для физических и юридических лиц, которые раньше использовали упрощенную систему налогообложения без уплаты НДС. Однако для других, использовавших общую систему и/или плательщиков НДС, переход на такую систему налогообложения может вызвать больше проблем, чем преимуществ.
Ниже предлагаем общий перечень некоторых проблемных вопросов, которые уже на поверхности.
Отметим, что ГНС опубликовала на своем сайте общие разъяснения по поводу применения этой новой системы во время действия военного положения («Касательно единого налога третьей группы с учетом особенностей налогообложения», «Особенности применения единого налога третьей группы по ставке 2% для плательщиков НДС»). Впрочем, такие разъяснения не дают ответа на все вопросы. К тому же, по нашему мнению, все перечисленные ниже проблемные моменты должны быть решены на уровне закона.
1. Учитывая положения п. 184.1 НКУ, регистрация плательщиком единого налога, условия уплаты которого не предусматривают уплату НДС, формально приводит к аннулированию регистрации НДС.
И хотя в п. 9.5 подраздела 8 Раздела ХХ Переходные положения НКУ идет речь об освобождении новых плательщиков единого налога, применяющих правила, установленные на период действия военного положения, от обязанности начисления, уплаты и предоставления налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость, формально применение к ним п. 184.1 НКУ никто не отменял.
ГНС в упомянутых выше разъяснениях отметила, что регистрация плательщика НДС не аннулируется, а «приостановлена» (?), однако, если исходить из норм закона, такое заключение является по крайней мере сомнительным.
Поэтому не исключено, что позиция контролирующих органов при применении норм на практике через некоторое время может измениться. А это будет означать применение к налогоплательщику следующих последствий:
– возникновение налоговых обязательств по НДС на стоимость всех товаров (услуг) и необоротных активов, которые были приобретены с НДС с определением базы на уровне обычной цены;
– теряется накопленный налоговый кредит по НДС, по которому еще не возникли условия для возмещения;
– невозмещенное бюджетное возмещение можно получить только после обращения в суд (исходя из нашей практики).
2. Если же исходить из того, что регистрация плательщиком НДС действительно сохраняется и во время пребывания на упрощенной системе налогообложения (но приостановлена), то возврат налогоплательщика на обычную систему налогообложения после окончания военного положения будет иметь следующие последствия:
– налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость товаров/услуг, которые были приобретены с НДС (до военного положения) и реализованы/использованы в период пребывания на упрощенной системе налогообложения;
– налогоплательщик должен начислить налоговые обязательства по НДС на стоимость товаров, приобретенных при нахождении на упрощенной системе налогообложения, в случае их продажи после возвращения на общую систему налогообложения.
3. Возврат налогоплательщика на обычную систему налогообложения после окончания военного положения, в случае если налогоплательщик получит предоплату за товары/услуги в периоде пребывания на упрощенной системе налогообложения, а поставит их по окончании военного положения, приведет к двойному налогообложению – как единым налогом, так и налогом на прибыль.
4. С экономической точки зрения приобретение товаров с НДС при нахождении на упрощенной системе налогообложения также приведет к дополнительным расходам плательщика, ведь плательщик не сможет сформировать налоговый кредит, а должен включить сумму НДС в себестоимость товаров, да еще и дополнительно заплатит 2% единого налога при реализации таких товаров.
5. Переход на упрощенную систему налогообложения также приведет к потере статуса плательщика налога на прибыль, что может оказаться принципиальным для тех налогоплательщиков, которые, например, имеют неиспользованные суммы отрицательного значения, расходы на уплату процентов нерезидентам, к которым применились правила тонкой капитализации, «ценнобумажные» расходы.
Ведь после автоматического возобновления статуса плательщика налога на прибыль после окончания военного положения плательщики вряд ли смогут использовать показатели предварительных деклараций по налогу на прибыль, представленных до перехода на упрощенную систему налогообложения.
По крайней мере, сейчас НКУ не предусматривает такой возможности.
6. У многих плательщиков по результатам первого квартала 2022 года сформировались убытки, однако в случае перехода на упрощенную систему, они будут обязаны уже в апреле внести авансовый взнос в размере 2% от дохода (а не финансового результата), несмотря на убытки первого квартала и ожидаемый ущерб за полугодие.
7. Также возникают вопросы, нужно ли и, если да, то каким образом, изменять цену в договоре, выполнение которого приходится на разные периоды (с НДС и без НДС), до, во время и после нахождения на упрощенной системе налогообложения.
8. Индикатор налоговой нагрузки для налогоплательщика составляет обычно 1%, а при переходе на введенную систему упрощенного налогообложения он составит 2%.
В заключение отметим, что, насколько нам известно, профильный комитет ВРУ уже подготовил очередные изменения в НКУ, которые должны решить по крайней мере некоторые из вопросов, которые касаются налогообложения НДС и налогом на прибыль, в частности, учета отрицательного значения объекта налогообложения и переплаты по налогу на прибыль после возврата налогоплательщиков в общую систему налогообложения.
Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет?
11841
Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными
1579
Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность?
2488
Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву
640
Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения
1947
Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны
433
Нас услышали: Украина денонсирует Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ
607
Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости?
7095
Касательно проведения проверок плательщиков налогов во время военного положения
3248
Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета?
1960
