+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Упрощение оформления таможенных грузов в условиях военного положения

14 марта, 2022 Информационные письма

Учитывая вооруженную агрессию россии1 против Украины, сегодня существенно увеличилась нагрузка на таможенные органы вследствие роста импорта различных таможенных грузов на территорию нашей страны. В то же время в условиях военного положения также остро встал вопрос урегулирования экспорта критически важной продукции во избежание ущемления интересов Вооруженных Сил Украины и населения Украины в условиях военного состояния.

Учитывая вышесказанное, Кабинетом Министров Украины (далее – Кабмин) в течение последних дней был принят ряд важнейших постановлений, регулирующих вопрос импорта и экспорта товаров и гуманитарной помощи на территорию Украины, обзор которых приводим ниже.

Изменения в части импорта товаров

1.
Список товаров критического импорта

24 февраля 2022 г. Кабмином было принято Постановление № 153 «О перечне товаров критического импорта» (далее – Перечень), в которые, кроме нефте-топливных продуктов, были включены лекарственные средства, медицинские изделия, части и устройства транспортных средств, кровь людей и животных и т.д.

Список постоянно дополняется. Актуальный перечень товаров критического импорта можно найти по ссылке.

Примечательно, что изменения в соответствующий Перечень вносятся чуть ли не ежедневно, в частности, по состоянию на дату написания этого обзорного письма, изменения в Перечень были внесены Постановлением Кабмина от 10 марта 2022 г. № 244, поэтому подчеркиваем необходимость внимательно проверять актуальность редакций соответствующего Перечня.

2.

Урегулирование вопросов таможенного оформления отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в период действия военного положения

Постановлением от 09 марта 2022 г. № 236 (далее – Постановление № 236) Кабмин урегулировал некоторые вопросы таможенного оформления отдельных товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины в период действия военного положения.

Так, Кабмин разрешил осуществлять декларирование и таможенное оформление импортируемых товаров без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (кроме государственного экспортного контроля) путем:

– подачи предварительной таможенной декларации, содержащей всю необходимую информацию для выпуска товаров, без предъявления таких товаров таможенному органу в соответствии с ч. 5 ст. 259 Таможенного кодекса Украины;

– путем подачи таможенной декларации, заполненной в обычном порядке, по месту пересечения таможенной границы Украины или в любом таможенном органе в установленном законодательством порядке.

Кроме того, налогоплательщикам была разрешена отсрочка уплаты таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Украины товаров, перечень которых приведен в Постановлении № 236, на основании заявления налогоплательщика, которое подается одновременно с таможенной декларацией.

В указанный перечень, который приведен в Постановлении № 236, входят 5 следующих категорий товаров:

1) Лекарственные средства, разрешенные для производства и применения в Украине и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств.

2) Медицинские изделия, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или отвечают требованиям соответствующих технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешены для предоставления на рынке и/или ввода в эксплуатацию и применение в Украине.

3) Определенные в приложении к Постановлению №236 продукты питания.

4) Товары, определенные списком товаров военного назначения, международные передачи которых подлежат государственному контролю, согласно приложению к Порядку осуществления государственного контроля за международными передачами товаров военного назначения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 ноября 2003 г. № 1807.

5) Товары критического импорта, упомянутые в п. 1 обзорного письма выше.

При этом само Постановление № 236 касается товаров, которые приведены в Приложении к Постановлению № 236, однако в пунктах 1 и 2 Постановления № 236 говорится о декларировании и таможенном оформлении импортируемых товаров, без уточнения которых именно.

Итак, как мы понимаем, очерченные пути таможенного оформления и декларирования товаров, а также неприменение к ним мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (кроме государственного экспортного контроля) могут касаться всех товаров, импортируемых на территорию Украины.

Вопрос же освобождения от уплаты таможенных платежей касается только перечня товаров, приведенных в приложении к Постановлению №236.

3.

Вопросы маркировки пищевой продукции, кормов и гуманитарной помощи

С целью обеспечения бесперебойного снабжения импортированных пищевых продуктов и кормов, Кабмином было принято Постановление от 09 марта 2022 г. № 234 (далее – Постановление № 234), которым установлено, что операторам рынка пищевых продуктов, которые из-за военных (боевых) действий не в состоянии выполнить требования статьи 10 Закона Украины «Об информации для потребителей касательно пищевых продуктов» и обеспечить реализацию импортированной пищевой продукции с информацией о такой продукции государственным языком, разрешается реализация такой продукции с информацией о продукции иностранным языком при условии, если партии упомянутых продуктов сопровождаются обязательной информацией о пищевом продукте, изложенной государственным языком.

Аналогичные положения Постановление №234 предусматривает и для операторов рынка кормов.

Более того, Постановлением № 234 была разрешена маркировка пищевых продуктов и кормов, которые ввозятся (пересылаются) на таможенную территорию Украины как гуманитарная помощь, иностранным языком, отличным от государственного, что существенно упростит импорт и прохождение таможенных формальностей на территории Украины такой иностранной гуманитарной помощью.

4.

Вопросы, связанные с импортом гуманитарной помощи

Постановлением от 01 марта 2022 г. № 174 «Некоторые вопросы пропуска гуманитарной помощи через таможенную границу Украины в условиях военного положения» (далее – Постановление № 174) была упрощена процедура пропуска через таможенную границу Украины товаров гуманитарной помощи.

Так, пропуск таких товаров теперь осуществляется по месту пересечения таможенной границы Украины путем подачи декларации, заполненной лицом, перевозящим данный товар, по упрощенной форме, которая приведена в Приложении к Постановлению № 174, и без применения мер нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности (кроме государственного экспортного контроля).

Также было установлено, что Порядок таможенного оформления грузов гуманитарной помощи, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 22 марта 2000 г. № 544, в таких случаях не применяется.

С перечнем категорий товаров, признаваемых гуманитарной помощью без осуществления процедуры признания таких товаров гуманитарной помощью, можно ознакомиться в Постановлении от 07 марта 2022 г. № 224 «Об утверждении перечня категорий товаров, признаваемых гуманитарной помощью без осуществления процедуры признания таких товаров гуманитарной помощью в каждом конкретном случае, на период военного положения и внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Украины по вопросам гуманитарной помощи».

Изменения в части экспорта товаров

Учитывая продовольственную ситуацию в Украине, с принятием Постановления от 05 марта 2022 г. № 207 и Постановления от 12 марта 2022 г. № 259 Кабмином были внесены изменения в утвержденные Постановлением от 29 декабря 2021 г. № 1424 перечни товаров, экспорт и импорт которых подлежал лицензированию, и квот на 2022 год.

В частности, Кабмин дополнил перечень товаров, по которым ограничивается экспорт, следующими критически важными товарами:

  • живой крупный рогатый скот;
  • мясо крупного рогатого скота, мороженное;
  • мясо и съедобные мясные субпродукты, соленые или в рассоле, сушеные или копченые; съедобная мука из мяса или мясных субпродуктов: мясо крупного рогатого скота;
  • рожь;
  • овес;
  • гречиха;
  • просо;
  • сахар;
  • соль;
  • удобрения минеральные или химические, азотные;
  • удобрения минеральные или химические, фосфорные;
  • удобрения минеральные или химические, калийные;
  • удобрения минеральные или химические с содержанием двух или трех питательных элементов: азота, фосфора и калия; другие удобрения; товары этой группы в таблетках или аналогичных формах или в упаковках массой брутто не более 10 кг.

При этом перечень товаров, экспорт которых теперь подлежит лицензированию, пополнили такие товары, как:

  • пшеница и смесь пшеницы и ржи (меслин);
  • кукуруза;
  • мясо кур домашних;
  • яйца кур домашних;
  • подсолнечное масло.

При этом для экспорта товаров, попавших в перечень таких, что подлежат лицензированию, Кабмин упростил процедуру получения лицензии, которая будет состоять из следующих этапов:

1. Представление в Минэкономики в электронном виде следующего пакета документов:

• заявки на выдачу бесплатной лицензии по форме, утвержденной приказом Министерства экономики Украины от 09 сентября 2009 г. № 991 «О порядке лицензирования экспорта товаров» (регистрация в Министерстве юстиции Украины от 06 октября 2009 г. № 937/16953);

• письма-обращения касательно оформления лицензии в произвольной форме, с просьбой выдать лицензию;

• любого имеющегося документа, подтверждающего поставку (контракт и т.п.).

2. Обработка запроса Минэкономики в течение 24 часов.

При этом вывод фитосанитарных сертификатов можно будет получить в любом учреждении, где проводят соответствующую экспертизу2.

Попутно отметим, что в соответствии с Постановлением Кабмина от 10 марта 2022 г. № 241 «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 18 мая 2005 г. № 362» сбор за выдачу лицензии на экспорт (импорт) товаров до прекращения или отмены военного положения не взымается.

Касательно других товаров экспорт пока что происходит в правом режиме мирного времени, поэтому держим руку на пульсе и проверяем соответствующие перечни и возможные ограничения экспорта в будущем.

Все вышеуказанные шаги направлены на защиту украинской экономики в условиях военного положения, в частности, на обеспечение бесперебойного и упрощенного импорта важных товаров на территорию Украины и на сохранение интересов государства при экспорте значимых для населения товаров за пределы Украины.

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.

Примечания:

1 По просьбе автора оставили написание РФ с маленькой буквы. Кроме того, такое написание сейчас одобряют и языковеды (ознакомиться можно по ссылке).
1 Министерство аграрной политики и продовольствия Украины: «Правительство сняло бюрократические преграды касательно экспорта разрешенных групп товаров».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 1000

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    831

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    892

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    1578

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    339

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    10624

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения 04 мая, 2022    1175

Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны 03 мая, 2022    223

Нас услышали: Украина денонсирует Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ 03 мая, 2022    322

Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости? 03 мая, 2022    2565

Касательно проведения проверок плательщиков налогов во время военного положения 26 апреля, 2022    2515

Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета? 22 апреля, 2022    844

Нужно ли нам налоговое соглашение с Россией (страной-агрессором)? А оно есть! 21 апреля, 2022    569

Прокомментировать