+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Касательно бронирования военнообязанных работников в период военного положения

28 марта, 2022 Информационные письма

Большинство граждан наверняка слышали об условном бронировании военнообязанных, то есть освобождении определенных лиц от мобилизации с учетом их важной роли в определенной деятельности (критическая инфраструктура или предприятия, которые обеспечивают первоочередные потребности населения и т.п.). Однако в основном понимание этого явления заканчивается общими представлениями, которые сформированы преимущественно художественными произведениями или фильмами.

Такое положение вещей совсем не удивляет, поскольку для большинства населения мобилизация и военное положение до недавних событий было чем-то очень далеким. К тому же значительная часть нормативно-правовых актов, которые детализируют информацию на этот счет, является информацией с ограниченным доступом (для служебного использования).

В частности, ограниченный доступ имеют такие ключевые для понимания нормативно правовые акты, как Постановление Кабинета Министров Украины от 04 февраля 2015 года № 45 «Об утверждении Порядка бронирования военнообязанных за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления и предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и на военное время» и Распоряжение Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 года № 493-р «Об утверждении перечней должностей и профессий военнообязанных, которые подлежат бронированию на период мобилизации и на военное время».

Практически на каждом предприятии есть определенные ключевые лица, без которых (в случае их мобилизации) деятельность предприятия будет фактически невозможна. Соответственно, предприятие не сможет производить продукцию/оказывать услуги, что со своей стороны может привести к уменьшению обороноспособности страны в целом.

Следовательно, необходимо выяснить, что такое бронирование военнообязанных работников в период военного положения, который имеем сейчас, и каким образом оно работает.

Общее понимание бронирования вытекает из положений Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» (далее – Закон о мобилизации).

Так, ст. 23 Закона о мобилизации предусмотрено, что не подлежат призыву на военную службу во время мобилизации военнообязанные:

«забронированные на период мобилизации и на военное время за органами государственной власти, другими государственными органами, органами местного самоуправления, а также за предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины…».

Цель бронирования предусмотрена ст. 24 Закона о мобилизации:

«Бронирование военнообязанных, которые находятся в запасе, осуществляется в мирное и в военное время с целью обеспечения функционирования органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций в особый период».

Согласно Закону о мобилизации обязанность касательно организации бронирования возлагается на Кабинет Министров Украины, центральные и местные органы исполнительной власти. Предоставление предложений касательно бронирования военнообязанных в определенных сферах на период мобилизации и военного времени возлагается на центральные органы исполнительной власти.

Перечень военнообязанных, которые могут получить бронирование, определен ч. 1 ст. 25 Закона о мобилизации:

«Бронированию подлежат военнообязанные, которые работают в органах государственной власти, других государственных органах, органах местного самоуправления и на предприятиях, в учреждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания (заказы), в случае, если это необходимо для обеспечения функционирования указанных органов и выполнения мобилизационных заданий (заказов). Такие военнообязанные не подлежат принятию на службу в военном резерве».

Этой же статьей определено, что организация, объемы и перечни должностей и профессий военнообязанных, которые подлежат бронированию на период мобилизации и на военное время определяются этим Законом, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины. Как уже отмечалось, значительная часть нормативно-правовых актов касательно бронирования военнообязанных существуют в ограниченном доступе.

В контексте бронирования военнообязанных работников предприятий следует обратить внимание на определение понятия «мобилизационные задания (заказы)» согласно ст. 1 Закона о мобилизации:

«мобилизационные задания (заказы) – отдельные требования мобилизационного плана касательно номенклатуры, объемов производства необходимой продукции, образования и подготовки к развертыванию специальных формирований, а также утвержденные в установленном порядке первоочередные мероприятия мобилизационной подготовки, которые доводятся для выполнения в центральные и местные органы исполнительной власти, другие государственные органы, Совет министров Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления. К предприятиям, учреждениям и организациям, которые привлекаются к выполнению мобилизационных заданий (заказов), мобилизационные задания (заказы) доводятся на основании утвержденных основных показателей мобилизационного плана и договоров (контрактов), которые заключаются в порядке, предусмотренном законодательством».

Из приведенного следует, что бронирования военнообязанных в период военного положения являются по своей сути мерами касательно обеспечения надлежащего функционирования органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, которым установлены мобилизационные задания (заказы).

Может сложиться впечатление, что бронирование может быть получено только военнообязанными, трудоустроенными на тех предприятиях, которые получают мобилизационные задания (заказы). Однако, как мы понимаем, в частности, учитывая последние действия и заявления исполнительной власти, такое впечатление является ошибочным.

Опять-таки не стоит забывать, что значительная часть нормативно-правовых актов по вопросам бронирования является информацией с ограниченным доступом.

В первую очередь отметим, что само определение мобилизационного задания (заказа) является крайне всеобщим. Например, мобилизационным планом (информация с ограниченным доступом), вероятнее всего, предусмотрено обеспечение населения товарами первой необходимости (продовольственная продукция, медицинские препараты и средства и т.д.), соответственно, предприятия, которые производят такие товары, должны функционировать. Вооруженные Силы Украины также нуждаются в продуктах питания, медицинских препаратах и средствах.

То есть указанные предприятия должны функционировать и производить продукцию. Для функционирования этих предприятий необходимо наличие определенных рабочих, в том числе и военнообязанных. Соответственно, есть объективная необходимость в получении бронирования для военнообязанных работников отдельных предприятий.

К тому же соответствующую продукцию нужно доставить в определенные места и реализовать, то есть военнообязанные работники предприятий, связанных с логистикой и реализацией товаров, также имеют объективную необходимость в получении бронирования.

Вполне аналогичная ситуация может складываться касательно предоставления определенных услуг, отсутствие которых является критическим для населения, функционирования Вооруженных Сил Украины.

В то же время, бронирование касается только тех работников, без которых невозможно надлежащее функционирование предприятия, а не всех работников такого предприятия в целом.

Такое понимание подтверждается Постановлением Кабинета Министров Украины от 03 марта 2022 года № 194 «Некоторые вопросы бронирования военнообязанных в условиях правового режима военного положения» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Кабинета Министров Украины от 07 марта 2022 года № 218) (далее – Постановление № 194).

Так, п. 1 Постановления № 194 установлено, что бронирования военнообязанных в условиях военного времени, в частности, за предприятиями, которые удовлетворяют потребности Вооруженных Сил, других военных формирований, населения, осуществляются в порядке, определенном этим Постановлением.

Согласно положениям п. 2, 3 Постановления № 194 предложения касательно бронирования военнообязанных предоставляются органами государственной власти, другими государственными органами в Министерство экономики. Также такие предложения согласовываются с Министерством обороны.

Окончательное решение касательно бронирования принимается Министерством экономики. Подтверждением предоставления отсрочки, которая не может превышать шести месяцев, является выдержка из соответствующего приказа Министерства экономики. Такие выдержки должны выдаваться военнообязанному органом государственной власти, другим государственным органом (как мы понимаем, тем органом, к которому осуществлялось обращение).

Отдельно следует обратить внимание на положение п. 7 Постановления № 194, согласно которому положения п. 2-6 Постановления № 194 не распространяются на военнообязанных водителей, которые осуществляют перевозки для нужд Вооруженных Сил Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формирований, а также медицинских грузов и грузов гуманитарной помощи. Бронирование указанных военнообязанных осуществляется согласно п. 7 Постановления № 194.

Так, решение касательно бронирования указанных военнообязанных принимает Министерство инфраструктуры, областные военные администрации или Киевская городская военная администрация. Кроме того, для указанной категории может приниматься решение (по согласованию с Государственной пограничной службой) касательно пересечения такими военнообязанными государственной границы.

Также Постановлением № 194 утверждена форма предложения касательно бронирования военнообязанных.

В нашем понимании, есть определенные противоречия между Законом о мобилизации и Постановлением № 194, однако учитывая имеющиеся ныне обстоятельства, считаем уместным руководствоваться именно порядком, определенным Постановлением № 194.

Следует отметить, что некоторые государственные органы уже предоставили разъяснение касательно возможности получения военнообязанными бронирования.

Кроме того, сейчас, например, существует Приказ Министерства энергетики Украины от 27 февраля 2022 года № 93 «Касательно необходимости включения в перечень должностей и профессий, которые подлежат бронированию в военное время на объектах топливно-энергетического комплекса», который фактически сводится к определению перечня должностей и профессий в сфере топливно-энергетического комплекса, которые признаются такими, что подлежат бронированию. Предприятия топливно-энергетического комплекса могут использовать перечень должностей и профессий, указанный в приказе, для обоснования необходимости предоставления собственным военнообязанным работникам бронирования.

Несмотря на определенный правовой вакуум в рассматриваемом вопросе, считаем, что предприятия все же должны пытаться забронировать своих ключевых работников, при отсутствии которых бизнес может существенно пострадать.

Отдельно хотим прокомментировать возможность выезда за границу забронированных работников. Так, Государственная пограничная служба Украины указывает, что запрет на выезд не распространяется на:

  1. лица, которые имеют удостоверение об отсрочке от призыва и уведомление о зачислении на специальный военный учет (работники, которые были забронированы до введения военного положения по старой процедуре; выезд за границу остается запрещенным военнообязанным работникам, которые были забронированы по новой процедуре, ведь они имеют только выдержку из приказа Министерства экономики, полученную по новой упрощенной процедуре и не имеют удостоверения об отсрочке);
  2. водителей, которые забронированные для осуществления международных грузовых перевозок, перевозок для нужд Вооруженных Сил Украины, медицинских грузов и грузов гуманитарной помощи (работники, которые были забронированы после введения военного положения по процедуре, установленной п. 7 Постановления № 194).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 26381

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новый Закон об усилении защиты прав работников: что изменилось? 15 июня, 2022    237

Кадровое делопроизводство в период войны 19 мая, 2022    528

Есть ли у работодателя обязанность сохранять за добровольцем территориальной обороны место работы и средний заработок? 27 апреля, 2022    725

Обязанности работодателя при мобилизации работников 06 апреля, 2022    929

Изменения в трудовом законодательстве: как ограничили права работников и поможет ли это работодателям? 24 марта, 2022    1646

Простой на предприятии 16 марта, 2022    739

Общая мобилизация: что это значит для работодателей? 09 марта, 2022    4504

Кто такое должностное лицо: новый подход судебной практики 30 декабря, 2021    533

Действительно ли военный учет стал обязательным для женщин? 24 декабря, 2021    4608

Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения? 23 сентября, 2021    481

Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая 30 апреля, 2021    1865

Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда? 22 апреля, 2021    3647

Прокомментировать