+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Общая мобилизация: что это значит для работодателей?

09 марта, 2022 Информационные письма

03 марта 2022 года Верховная Рада утвердила Указ Президента Украины Владимира Зеленского № 69/2022 об общей мобилизации (далее – Указ). Согласно Указу Президента, была объявлена ​​общая мобилизация на территории Украины в связи с военной агрессией Российской Федерации против Украины и с целью обеспечения обороны государства.

Что это значит для работодателя?

Согласно п. 8 Указа предусмотрено, что с привлечением предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности должно быть организовано и обеспечено:

«1) своевременное оповещение и прибытие граждан, призываемых на военную службу, прибытие техники в сборные пункты и в воинские части;

2) осуществление призыва военнообязанных, резервистов на военную службу, их доставки в воинские части и учреждения Вооруженных Сил Украины, Национальной гвардии Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной специальной службы транспорта, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, других военных формирований Украины…».

Такие положения соответствуют ст. 21 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации», устанавливающей обязанности предприятий, учреждений и организаций по мобилизационной подготовке и мобилизации.

Работодателям не следует читать данное требование буквально и тянуть своих работников в территориальный центр комплектования и социальной поддержки (военкомат). В то же время, советуем работодателям довести факт объявления общей мобилизации до сведения всех работников, а в случае получения работником повестки (или даже сообщения о мобилизации по телефону) предоставить ему возможность для прибытия в воинскую часть. При этом мы имеем в виду не физическое сопровождение работника в воинскую часть, а предоставление ему свободного времени для прибытия в сборный пункт или воинскую часть.

Трудовые гарантии для военнослужащих

Согласно ч. 2 ст. 39 Закона «О воинской обязанности и военной службе» «граждане Украины, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятые на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введении военного положения, пользуются гарантиями, предусмотренными частью третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины…».

В частности, согласно ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) «за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода сроком до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей»».

Следовательно, у работодателя есть обязанность сохранить по всем вышеуказанным категориям работников рабочее место и выплачивать им средний заработок. Сохранение трудовых гарантий мобилизованным работникам распространяется на весь срок службы. Увольнение таких работников допускается только при полной ликвидации предприятия.

Территориальная оборона

В данном случае возникает вопрос, принадлежат ли к данному перечню работники, приобщившиеся к силам территориальной обороны добровольно?

Здесь следует отметить, что согласно Закону Украины «Об основах национального сопротивления» предусмотрено, что территориальная оборона состоит из военной, гражданской и военно-гражданской составляющих.

Согласно ст. 4 Закона Украины «Об основах национального сопротивления», военная составляющая территориальной обороны включает органы военного управления, воинские части Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины, комплектование которых осуществляется в особый период военнослужащими по контракту, по призыву лицами офицерского состава и территориальным резервом (ст. 9). Поскольку такие категории включены в перечень 119 КЗоТ, то на работников, приобщившихся к военной составляющей территориальной обороны, распространяются трудовые гарантии относительно сохранения рабочего места и среднего заработка.

Гражданская составляющая территориальной обороны в данном случае нас не интересует, ведь включает в себя государственные органы, органы местного самоуправления.

Что касается военно-гражданской составляющей территориальной обороны, это штабы зон (районов) территориальной обороны и добровольческие формирования территориальных общин, которые привлекаются к территориальной обороне. Именно в добровольные формирования территориальной обороны может приобщиться любой гражданин, отвечающий установленным требованиям и подписавший контракт добровольца территориальной обороны.

Согласно позиции Гоструда, «за работниками, заключившими договор добровольца территориальной обороны, сохраняется место работы, должность и средний заработок. Основанием является подписанный контракт». Как понимаем, такая позиция Гоструда базируется на том, что добровольцы территориальной обороны подписывают контракт, поэтому они могут приравниваться к такой категории как «работники, принятые на военную службу по контракту» (выше в цитате ст. 119 КЗоТ эта категория выделена зеленым цветом).

В то же время, такой подход Гоструда четко не подкрепляется нормами законодательства. Такая категория защитников, как «доброволец территориальной обороны по контракту», прямо не указана в ст. 119 КЗоТ, а приравнивать добровольца территориальной обороны по контракту к лицу, принятому на военную службу по контракту, не совсем корректно, ведь они имеют разный правовой статус.

  1. Военная служба является государственной службой особого характера, связанной с обороной Украины, ее независимости и территориальной целостности (ст. 2 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»), в то время как доброволец Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины – гражданин Украины или иностранец либо лицо без гражданства, который находится в Украине на законных основаниях на протяжении последних пяти лет и на добровольной основе причислен к прохождению службы в составе добровольческого формирования Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины (ст. 1 Закона Украины «Об основах национального сопротивления»).
  2. Принятие на военную службу по контракту осуществляется в соответствии с Положением о прохождении гражданами Украины военной службы в Вооруженных Силах Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 10 декабря 2008 года № 1153/2008, а принятие добровольцев в территориальную оборону осуществляется в соответствии с Положением о добровольческом формировании территориальных общин, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 29 декабря 2021 № 1449.
  3. В случае военной службы по контракту между гражданином и государством заключается Контракт о прохождении военной службы по установленной законодательством форме (приложения к Положению № 1153/2008). В случае же территориальной обороны между командиром добровольческого формирования и лицом, подавшим заявление о членстве в добровольческом формировании, заключается Контракт добровольца территориальной обороны, форма которого до сих пор не утверждена Министерством обороны Украины.

То есть доброволец территориальной обороны по контракту и лицо, принятое на военную службу по контракту, являются разными правовыми категориями. Более того, военнослужащий по контракту может принадлежать к военной составляющей территориальной обороны, в то время как доброволец территориальной обороны принадлежит к военно-гражданской составляющей территориальной обороны.

Таким образом, для распространения на добровольцев территориальной обороны трудовых гарантий, предусмотренных в ст. 119 КЗоТ, в законодательство необходимо оперативно внести изменения. В противном случае мы можем ожидать значительное количество трудовых споров по данному вопросу.

Обращаем внимание, что в любом случае на членов добровольческих формирований территориальных общин при их участии в мероприятиях подготовки добровольческих формирований, а также выполнения ими задач территориальной обороны распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные Законом Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей». Однако и в этом Законе не прописаны гарантии сохранения места работы, должности и среднего заработка для работников, ушедших в территориальную оборону.

Обновление: Приказом Министерства обороны Украины от 07 марта 2022 г. № 84 была утверждена форма контракта добровольца территориальной обороны и удостоверение добровольца территориальной обороны. Согласно п. 3 установлено, что на заключившего контракт добровольца распространяются не только гарантии социальной и правовой защиты, но и трудовые гарантии ст. 119 КЗоТ. В то же время, изменения в ч. 3 ст. 119 КЗоТ до сих пор внесено не было.

Действия работодателя

В целях сохранения за мобилизованным работником трудовых гарантий, предусмотренных ст. 119 КЗоТ, работодатель должен получить от работника подтверждение факта его мобилизации.

Согласно ч. 3 ст. 22 Закона Украины «О мобилизационной подготовке и мобилизации» работник должен явиться в воинскую часть в сроки, указанные в полученных им документах (мобилизационных распоряжениях, повестках руководителей территориальных центров комплектования и социальной поддержки), или в сроки, определенные командирами воинских частей, а потому в подтверждение мобилизации работником могут быть предоставлены следующие документы:

  • мобилизационное распоряжение;
  • повестка;
  • распоряжение командира воинской части.

После получения повестки или иного подтверждающего документа работодатель издает приказ о временном увольнении работника от работы на время призыва во время мобилизации с указанием даты начала прохождения службы. В таком приказе необходимо сделать ссылку на документ, являющийся основанием для его выдачи (т.е. указать повестку, распоряжение и т.п., которые стали основанием для увольнения работника).

Законодательство не устанавливает особенностей выплаты средней заработной платы работникам по призыву во время мобилизации, поэтому начисления и выплаты заработной платы работникам должны осуществляться по порядку, установленному на предприятии. То есть выплата средней заработной платы мобилизованным работникам производится в установленные сроки и периодичность.

Компенсация выплат

После осуществления частичной мобилизации в 2014 году положения ст. 119 КЗоТ было дополнено – «выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка должна была проводиться за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном КМУ».

Это дало возможность работодателям возместить понесенные расходы за 2014-2015 годы на заработные платы мобилизованных работников. Компенсация производилась по Порядку выплаты компенсации предприятиям, учреждениям, организациям в пределах среднего заработка работников, призванных на военную службу № 105 от 04 марта 2015 года. Правда, из-за возникновения задолженности перед работодателями и в целом из-за недостаточности средств государственного бюджета эта компенсация работодателям впоследствии была отменена.

Возможно, государство и в этот раз позволит работодателям компенсировать расходы на заработные платы мобилизованных работников, но пока этот вопрос не стоит. Если же соответствующие изменения будут внесены в законодательство, тогда для получения компенсации работодателю потребуется представить доказательства фактических расходов на заработные платы мобилизованных работников, и чем быстрее это будет сделано, тем больше вероятность, что средства будут возвращены.

Сейчас же Премьер-министр Денис Шмыгаль в своем видеообращении от 07 марта анонсировал освобождение предприятий от уплаты ЕСВ за наемных работников, которые были привлечены к защите государства, в том числе территориальной обороны, являющейся одним из решений государства для поддержки бизнеса в период войны.

Ответственность

За нарушение законодательства о мобилизации должностное лицо работодателя (лицо, которому делегировано ведение военного учета на предприятии) может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 210-1 КУоАП – нарушение законодательства об обороне, мобилизационной подготовке и мобилизации. Сумма штрафа в особый период (начался в 2014 году и продолжается во время военного положения) составляет от 200 до 300 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 грн до 8500 грн).

За нарушение трудового законодательства должностное лицо работодателя может быть привлечено к административной ответственности в соответствии со ст. 41 КУоАП – нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации». Сумма штрафа составляет от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 650 грн до 1700 грн).

Кроме того, возможно наложение финансовых санкций на основании ст. 265 КЗоТ в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение (в отношении юридических лиц и физических лиц – предпринимателей, использующих наемный труд и являющихся плательщиками единого налога первой – третьей групп, применяется предупреждение). В то же время Гоструда уже заявила, что не будет штрафовать работодателей, если выявленные нарушения будут устранены после вынесения предписания.

Об уголовной ответственности, которую может понести работник, вы можете узнать из нашего материала «Что нужно знать мобилизованному об уголовной ответственности».

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 4503

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Новый Закон об усилении защиты прав работников: что изменилось? 15 июня, 2022    237

Кадровое делопроизводство в период войны 19 мая, 2022    528

Есть ли у работодателя обязанность сохранять за добровольцем территориальной обороны место работы и средний заработок? 27 апреля, 2022    725

Обязанности работодателя при мобилизации работников 06 апреля, 2022    929

Касательно бронирования военнообязанных работников в период военного положения 28 марта, 2022    26374

Изменения в трудовом законодательстве: как ограничили права работников и поможет ли это работодателям? 24 марта, 2022    1646

Простой на предприятии 16 марта, 2022    739

Кто такое должностное лицо: новый подход судебной практики 30 декабря, 2021    533

Действительно ли военный учет стал обязательным для женщин? 24 декабря, 2021    4608

Е-листки нетрудоспособности: заметны ли улучшения? 23 сентября, 2021    480

Электронные листки нетрудоспособности будут действовать уже с 01 мая 30 апреля, 2021    1865

Спросите юриста: какие льготы предусмотрены работникам за работу с вредными условиями труда? 22 апреля, 2021    3647

Прокомментировать