Try it again, или как обойти мораторий на налоговые проверки второй раз
Как известно, п. 52-2 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) устанавливает мораторий на проведение налоговых проверок. В то же время, почти после года запрета на проведение проверок, Кабинет Министров Украины принял Постановление № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» от 03 февраля 2021 года (далее – Постановление № 89).
В соответствии с Постановлением № 89 был сокращен срок действия ограничений, установленных в п. 52-2 НКУ в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок, и разрешено проведение отдельных видов проверок юридических лиц. Данное Постановление является незаконным и было принято с грубым нарушением норм НКУ и Конституции Украины, о чем мы рассказывали в нашем материале «"САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР", или КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ».
Сейчас Государственная налоговая служба Украины (далее – ГНС) хочет повторить свой «успех» по частичной отмене моратория, ведь на официальном сайте ГНС опубликовано Уведомление об обнародовании проекта Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 03 февраля 2021 года № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» (далее – проект Постановления).
Согласно проекту Постановления, предлагается разрешить проведение таких проверок:
1) фактических проверок (при наличии оснований, определенных п. 80.2 ст. 80 НКУ) налогоплательщиков, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере охраны здоровья, реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;
2) документальных внеплановых проверок налогоплательщиков – физических лиц, которые получают доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, в сумме более 20 млн грн в год и имеют риск касательно неуплаты налогов и сборов, неисполнения другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;
3) документальных внеплановых проверок (при наличии оснований, определенных п.п. 78.1.1 и/или 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ) субъектов хозяйствования, которые осуществляют выплаты доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины в части правомерности применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога, предусмотренных соответствующим международным договором Украины на время такой выплаты, в случае получения ответов от иностранных компетентных органов;
4) документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных п.п. 78.1.5 (проведение проверки в случае если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки) и 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 НКУ (проведение проверки если от иностранных государственных органов получена информация и/или документы, которые касаются вопросов, которые были охвачены во время предыдущих проверок и свидетельствуют о нарушении).
Кроме того, планируется уточнить, что проведение временно остановленных документальных проверок, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, а также документальных проверок, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований п. 77.4 ст. 77 НКУ, разрешено, КРОМЕ проверок налогоплательщиков – физических лиц с объемом полученного дохода за предыдущий отчетный год в сумме, не превышающей 20 млн грн.
Внесение соответствующих изменений создаст дополнительные поводы для незаконного проведения проверок контролирующими органами.
Обращаем внимание, что на данный момент это только проект Постановления, который находится на обсуждении и может быть изменен по его результатам. Однако в любом случае принятие проекта Постановления является незаконным с самого начала. Во-первых, незаконность Постановления № 89 делает незаконными и любые изменения, вносимые в него. Во-вторых, поскольку фактически происходит внесение изменений в п. 52-2 НКУ, принятие таких изменений Кабинетом Министров противоречит НКУ, Конституции Украины и принципу разделения государственной власти, о чем мы подробно рассказывали в упомянутом выше материале.
Следует обратить внимание, что позицию касательно незаконности отмены моратория Кабинетом Министров Украины поддерживают и суды. Уже начала появляться практика судов первой инстанции о незаконности Постановления № 89.
...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Ожидаете возобновления проверок с 1 июля 2023 года? А они по многим вопросам уже «здесь»
813
Сезон проверок налоговой соблюдения валютного законодательства в части сроков расчетов по экспортно-импортным операциям открыт
415
Изменения в перечне документальных внеплановых проверок, которые разрешено проводить в период до прекращения или отмены военного положения
619
Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными
1573
Практика в стиле Тах: к чему готовиться бизнесу
547
Кабинет Министров Украины решил обойти мораторий на проведение ряда проверок
1632
Отступления госорганов от требований законов: что с этим делать на уровне налогоплательщиков
944
«САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР», или
КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ
2196
КАРАУЛ УСТАЛ! (ОБ ОТМЕНЕ МОРАТОРИЯ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК)
1864
Готовимся к шквалу проверок, как только закончится карантин?
И
Сколько реально необходимо налоговых проверок?
3218
