+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Try it again, или как обойти мораторий на налоговые проверки второй раз

авторы: Елена Букуева, Ирина Гочачко

14 июня, 2021 Эксклюзив

Как известно, п. 52-2 подраздела 10 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) устанавливает мораторий на проведение налоговых проверок. В то же время, почти после года запрета на проведение проверок, Кабинет Министров Украины принял Постановление № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» от 03 февраля 2021 года (далее – Постановление № 89).


В соответствии с Постановлением № 89 был сокращен срок действия ограничений, установленных в п. 52-2 НКУ в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок, и разрешено проведение отдельных видов проверок юридических лиц. Данное Постановление является незаконным и было принято с грубым нарушением норм НКУ и Конституции Украины, о чем мы рассказывали в нашем материале «"САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР", или КАК ГНС ХОЧЕТ МОРАТОРИЙ ОТМЕНИТЬ».


Сейчас Государственная налоговая служба Украины (далее – ГНС) хочет повторить свой «успех» по частичной отмене моратория, ведь на официальном сайте ГНС опубликовано Уведомление об обнародовании проекта Постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 03 февраля 2021 года № 89 «О сокращении срока действия ограничения в части действия моратория на проведение некоторых видов проверок» (далее –  проект Постановления).


Согласно проекту Постановления, предлагается разрешить проведение таких проверок:


1) фактических проверок (при наличии оснований, определенных п. 80.2 ст. 80 НКУ) налогоплательщиков, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, реализацию лекарственных средств, изделий медицинского назначения и предоставление платных услуг в сфере охраны здоровья, реализацию ювелирных и бытовых изделий из драгоценных металлов, драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней;


2) документальных внеплановых проверок налогоплательщиков – физических лиц, которые получают доходы, не связанные с осуществлением предпринимательской или независимой профессиональной деятельности, в сумме более 20 млн грн в год и имеют риск касательно неуплаты налогов и сборов, неисполнения другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы;


3) документальных внеплановых проверок (при наличии оснований, определенных п.п. 78.1.1 и/или 78.1.4 п. 78.1 ст. 78 НКУ) субъектов хозяйствования, которые осуществляют выплаты доходов, полученных нерезидентом с источником их происхождения из Украины в части правомерности применения освобождения от налогообложения или уменьшенной ставки налога, предусмотренных соответствующим международным договором Украины на время такой выплаты, в случае получения ответов от иностранных компетентных органов;


4) документальных внеплановых проверок на основаниях, определенных п.п. 78.1.5 (проведение проверки в случае если налогоплательщик в своей жалобе (возражениях) ссылается на обстоятельства, которые не были исследованы в ходе проверки, и объективное их рассмотрение невозможно без проведения проверки) и 78.1.21 п. 78.1 ст. 78 НКУ (проведение проверки если от иностранных государственных органов получена информация и/или документы, которые касаются вопросов, которые были охвачены во время предыдущих проверок и свидетельствуют о нарушении).


Кроме того, планируется уточнить, что проведение временно остановленных документальных проверок, которые были начаты до 18 марта 2020 года и не были завершены, а также документальных проверок, право на проведение которых предоставляется с соблюдением требований п. 77.4 ст. 77 НКУ, разрешено, КРОМЕ проверок налогоплательщиков – физических лиц с объемом полученного дохода за предыдущий отчетный год в сумме, не превышающей 20 млн грн.


Внесение соответствующих изменений создаст дополнительные поводы для незаконного проведения проверок контролирующими органами.


Обращаем внимание, что на данный момент это только проект Постановления, который находится на обсуждении и может быть изменен по его результатам. Однако в любом случае принятие проекта Постановления является незаконным с самого начала. Во-первых, незаконность Постановления № 89 делает незаконными и любые изменения, вносимые в него. Во-вторых, поскольку фактически происходит внесение изменений в п. 52-2 НКУ, принятие таких изменений Кабинетом Министров противоречит НКУ, Конституции Украины и принципу разделения государственной власти, о чем мы подробно рассказывали в упомянутом выше материале.


Следует обратить внимание, что позицию касательно незаконности отмены моратория Кабинетом Министров Украины поддерживают и суды. Уже начала появляться практика судов первой инстанции о незаконности Постановления № 89.


...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 1631

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

SAF-T UA: временная отсрочка для крупных налогоплательщиков или стратегическое возвращение? Что меняется после отзыва и снятия с рассмотрения Верховной Радой Законопроекта № 6255? 19 августа, 2025    1203

Что с проверками субъектов первичного финансового мониторинга? Будут ли они проводиться во время действия двух «мораториев» на проверки? 18 августа, 2025    399

Новый мораторий на проверки бизнеса: действительно заработает или это «имитация бурной деятельности»? 25 июля, 2025    1066

Александр Минин и Иван Шинкаренко выступили на мероприятии АНК Ukraine «Налоговые проверки бизнеса: как готовиться и чего ждать» 12 июня, 2025    293

Сроки давности: ограничения для проверок, применение санкций, сохранение документов и влияние COVID/военного положения 12 июня, 2025    723

Налоговые проверки: виды, критерии и основания для назначения 12 июня, 2025    451

Бизнесу приготовиться: возвращение разрешительных процедур в 2025 году, изменения в области автотранспорта и не только 05 июня, 2025    865

Проверки бизнеса по состоянию на май 2025 года: Правительство постепенно сужает круг запрещенных на период военного положения проверок 09 мая, 2025    520

Стандартизированный аудиторский файл (SAF-T UA): реально работающий инструмент или все еще призрак? 10 февраля, 2025    4125

Об отмене моратория на проведение налоговых проверок 12 декабря, 2023    1281

Ожидаете возобновления проверок с 1 июля 2023 года? А они по многим вопросам уже «здесь» 04 мая, 2023    3856

Сезон проверок налоговой соблюдения валютного законодательства в части сроков расчетов по экспортно-импортным операциям открыт 28 апреля, 2023    2186

Прокомментировать