+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Налоговая часть Дия Сити – в аспекте налога на выведенный капитал

автор: Александр Шемяткин

30 декабря, 2021 Эксклюзив

С 01 января 2022 года вступает в силу закон от 14 декабря 2021 года № 1946-IX, которым вносятся изменения в Налоговый кодекс Украины (далее – НКУ) касательно стимулирования развития цифровой экономики в Украине. В этом материале рассматриваются изменения, что касаются возможности уплаты налога на прибыль предприятий на особых условиях, а по сути – внедрение для резидентов Дия Сити налога на выведенный капитал (далее – НнВК) с определенными ограничениями, по сравнению с вариантами НнВК, которые были изложены в законопроектах № 8557 и № 1185.

Прежде всего, для понимания, как будет работать НнВК в особых условиях уплаты налога на прибыль, рассмотрим, как они объединились. И это интересно. Потому что если у налога на прибыль объектом налогообложения является скорректированный на налоговые разницы финансовый результат (то есть по сути доход, уменьшенный на расходы), то в НнВК объектом являются операции, которые приводят к выведению капитала из плательщика налога, то есть по сути являются расходами. Логичным выглядело введение НнВК в отдельном разделе НКУ и исключение резидентов Дия Сити из плательщиков налога на прибыль. Но по политическим соображениям НнВК стал частью налога на прибыль. При этом в пункте 137.10.1 НКУ предусмотрено, что:

«Резиденты Дия Сити – плательщики налога на особых условиях самостоятельно определяют сумму налога, что подлежит уплате в бюджет. Налог, что подлежит уплате в бюджет резидентами Дия Сити – плательщиками налога на особых условиях, определяется с учетом положений, предусмотренных пунктом 135.2 статьи 135, этим пунктом и пунктом 141.91 статьи 141 этого Кодекса. Резиденты Дия Сити – плательщики налога на особых условиях не определяют отдельно объект налогообложения, предусмотренный подпунктом 134.1.1 пункта 134.1 статьи 134 этого Кодекса».

Безусловно, такое исключение о неприменении к резиденту Дия Сити п. 134.1.1 НКУ должны были предусмотреть непосредственно в пункте 134.1. Но имеем то, что имеем. Результат от этого не меняется – резидент Дия Сити, который избрал особые условия уплаты налога на прибыль, не определяет объект налогообложения, который является обычным для налога на прибыль.

Изменения в НКУ предусматривают, что для применения особых условий уплаты налога на прибыль необходимо подать заявление об этом либо в уполномоченный орган при обращении о получении статуса резидента Дия Сити, либо (если заявление не было подано в уполномоченный орган) – уже в налоговую. Так, НКУ предусматривает:

«141.10.2. Юридические лица, которые подали заявление о переходе на налогообложение как резидента Дия Сити – плательщика налога на особых условиях в уполномоченный орган при обращении о получении статуса резидента Дия Сити в соответствии с подпунктом 141.10.1 этого пункта, считаются резидентами Дия Сити – плательщиками налога на особых условиях с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором юридическое лицо внесено в реестр Дия Сити.

Резидент Дия Сити, который является плательщиком налога на прибыль предприятий на общих основаниях, может принять решение о переходе на налогообложение как резидента Дия Сити – плательщика налога на особых условиях путем подачи соответствующего заявления в контролирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней до начала следующего календарного квартала. Такой резидент Дия Сити считается плательщиком налога на особых условиях с первого числа месяца, следующего за кварталом, в котором в контролирующий орган подано соответствующее заявление. Резидент Дия Сити, который является плательщиком налога на прибыль предприятий на общих основаниях, может осуществить переход на налогообложение как резидента Дия Сити – плательщика налога на особых условиях один раз в течение календарного года».

В отличие от законопроектов о НнВК, резиденты Дия Сити – плательщики на особых условиях будут иметь обязательство удерживать налог с доходов нерезидентов при выплате таких доходов. Если такая выплата дохода является еще и объектом налогообложения НнВК, то предусмотрено уменьшение НнВК на сумму удержанного налога. То есть, бюджет больше не получит, а вот административная нагрузка на плательщика остается. Интересно будет в ситуациях, когда резидент Дия Сити не удержал налог с нерезидента, но все равно уплатил в бюджет полную сумму НнВК (не уменьшенную на сумму налога, если бы такой был удержан). Не удержал, потому что считал, что нерезидент является бенефициарным владельцем. А вот налоговая при проверке решит, что нерезидент не является бенефициарным собственником. В итоге налог доначислят и применят штраф и пеню, а одновременно переплату НнВК не признают, потому что на момент уплаты НнВК не было на что уменьшать (репатриация не была уплачена). Как итог, имеем нервы, которых не должно было быть, при «нулевом» результате для бюджета.

Такое уменьшение предусмотрено пунктом 137.10.1 НКУ:

«Сумма налога, что подлежит уплате в бюджет резидентом Дия Сити – плательщиком налога на особых условиях по каждой отдельной операции в соответствии с пунктом 135.2 статьи 135, этого пункта и пункта 141.91 статьи 141 этого Кодекса, уменьшается на сумму налога на доходы нерезидента, начисленного (уплаченного) резидентом Дия Сити – плательщиком налога на особых условиях по соответствующей операции согласно пункту 141.4 статьи 141 этого Кодекса. При этом сумма уменьшения не может превышать сумму налога, рассчитанную в соответствии с пунктом 135.2 статьи 135, этим пунктом и пунктом 141.91 статьи 141 этого Кодекса».

Кроме репатриации, резидент Дия Сити – плательщик на особых условиях, если он является контролирующим лицом, также будет уплачивать налог на прибыль такой контролируемой иностранной компании (далее – КИК):

«141.91.4. Если резидент Дия Сити – плательщик налога на особых условиях является контролирующим лицом, отдельным объектом налогообложения налогом на прибыль предприятий, что облагается налогом по базовой (основной) ставке, является скорректированная прибыль контролируемой иностранной компании, определенная в соответствии со статьей 392 этого Кодекса».

К резиденту Дия Сити – плательщику на особых условиях применяются правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦО), с тем отличием, что определение разницы между ценой поставки (приобретения) товаров (услуг) и ценой, определенной по правилам ТЦО, облагается налогом как прямой объект по ставке 18 %.

Базовая ставка ПнВК для других объектов (расходных операций) составляет 9 %.

Сам механизм налогообложения НнВК предусматривает налогообложение выплаты дивидендов и приравненных операций. Базовая ставка НнВК для таких объектов (расходных операций) составляет 9 %.

Классический налог на дивиденды (эстонская модель) предусматривает, по сути, два объекта: дивиденды и операции, что не связаны с хозяйственной деятельностью. Учитывая существенную разницу в уровне государственного управления между Эстонией и Украиной (уровень экономических свобод в Эстонии более 70 баллов, а в Украине чуть больше 50 баллов), такой объект, как «операции, что не связаны с хозяйственной деятельностью», был заменен на конкретный исчерпывающий список объектов налогообложения. Как следствие, текста больше, но и дискреции у налоговых органов меньше.

В НКУ такие объекты перечислены в подпункте 141.91.2. Обращаем внимание, что такие объекты следует применять одновременно с нормами, которые определяют налогооблагаемую базу, которая определяет порядок определения суммы объекта налогообложения. База предусмотрена в подпункте 135.2 НКУ.

В этом материале хотим остановиться на двух объектах, которых не было в законопроектах касательно НнВК. Первый – это выплаты в денежной форме и/или отличительной от денежной форме в связи с приобретением имущества (работ, услуг) у плательщиков единого налога (141.91.2.12. НКУ). В соответствии с подпунктом 135.2.1.15 НКУ база налогообложения для этого объекта определяется следующим образом:

«135.2.1.15. средств и/или стоимости имущества (кроме налога на добавленную стоимость, если он применяется), уплаченных (переданного) в связи с приобретением имущества, работ, услуг (кроме роялти) у плательщиков единого налога в течение налогового (отчетного) года в размере, что превышает 20 процентов суммы расходов от какой-либо деятельности, определенных по показателям Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) за предыдущий годовой отчетный (налоговый) период. При этом в расходы от любой деятельности, определенные по показателям Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе), включаются расходы, связанные с операционной, финансовой и инвестиционной деятельностью».

Согласно переходным положениям такой объект будет применяться начиная с 2024 года в размере 50 %, а уже с 2025 года – в размере 20 %. Так, ограничения касательно резидентов Дия Сити можно объяснить тем, что для них предусмотрена возможность привлекать гиг-специалистов с применением 5 % НДФЛ, военного сбора и ЕСВ с минимальной базы.

Другой объект – это, по сути, все объекты, перечисленные в подпункте 141.91.2 НКУ, которые будут применяться в отношениях с плательщиками налога на прибыль по обычным правилам. Если в законопроектах с НнВК такие объекты возникали исключительно в отношениях с нерезидентами, физическими лицами и неприбыльными организациями, то для резидентов Дия Сити – плательщиков на особых условиях добавляются плательщики налога на прибыль. Понятно, что если резидент Дия Сити будет преимущественно работать с нерезидентами, то в этом аспекте мало что меняется. Но если значительное количество операций будет на внутреннем рынке, то это значительное усложнение. Значительным преимуществом, однако, остается ставка 9 % и отложенный момент налогообложения. Однако перед тем, как принять решение переходить ли на НнВК, все же нужно четко представлять модель работы компании. Может случиться так, что остаться на налоге на прибыль будет выгоднее и проще.

Следует обратить внимание на еще одну особенность. Это отдельное определение понятия «обычная цена» для резидентов Дия Сити – плательщиков на особых условиях. Так, подпункт 14.1.711 предусматривает:

«Обычная цена имущества, работ, услуг при определении налогооблагаемой базы резидентами Дия Сити – плательщиками налога, что платят налог на прибыль предприятий на особых условиях, при совершении операций, которые являются объектом налогообложения в соответствии с пунктом 135.2 статьи 135, пункта 137.10 статьи 137 и пункта 141.91 статьи 141 этого Кодекса (кроме определения налогооблагаемой базы в случае осуществления контролируемых операций), определяется на уровне цены договора, но не ниже цены приобретения имущества (работ, услуг), а для внеоборотных активов – не ниже балансовой (остаточной) стоимости за данными бухгалтерского учета, что сложилась по состоянию на начало календарного месяца, в течение которого производятся операции продажи (отчуждения), ликвидации таких внеоборотных активов.

Для имущества (кроме внеоборотных активов), работ, услуг, производимых (созданных, предоставленных) плательщиком налога, обычная цена определяется на уровне цены договора, но не ниже производственной себестоимости, которая рассчитана по правилам бухгалтерского учета в соответствии с принципами, методами и процедурами, определенными в учетной политике плательщика налога. Если в учетной политике такие принципы, методы и процедуры не определены, контролирующий орган самостоятельно рассчитывает производственную себестоимость в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета или международными стандартами финансовой отчетности».

Это значительно упрощает порядок определения обычной цены по сравнению с текущим ее определением, которое применяется для целей НДС. Учитывая количество споров плательщиков налога с налоговыми органами касательно определения обычной цены, именно такое новое определение нужно было сделать общим для всех. Но для НДС остается старое определение. Следовательно, плательщики НнВК, если будут еще и плательщиками НДС, будут применять два разных определения обычной цены.

Напомним, что обычная цена для целей НнВК применяется в случае проведения расчетов по операциям, которые являются объектом налогообложения, в неденежной форме.

При выплате дивидендов резиденты Дия Сити – плательщики на особых условиях не платят авансовый платеж по налогу на прибыль. Так, согласно подпункту 57.11.8 НКУ:

«Резиденты Дия Сити – плательщики налога на особых условиях освобождаются от обязанности уплаты авансовых взносов по налогу на прибыль в случае выплаты дивидендов».

Итак, кроме пониженной ставки 9 % (для ТЦО 18 %), отложенного момента налогообложения до момента вывода средств, отсутствие аванса по налогу на прибыль – это еще одно основание, которое может поощрить перейти резидентов Дия Сити на НнВК.

Но повторимся, что, учитывая распространение налогооблагаемых операций на отношения резидентов Дия Сити с плательщиками налога на прибыль, следует внимательно просчитать модель, экономию и сложности, которые возникают в связи с такой ситуацией, а уже после этого принимать решения.

Надеемся, что изложенное даст общее понимание, как оно должно работать, то адаптированное НнВК под резидентов Дия Сити, а уже детали конкретных ситуаций с применением объектов НнВК в реальных операциях – тема отдельных разговоров.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 1998

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Вернуть украинцев: действительно ли власть этого хочет? 27 апреля, 2022    843

Тотальное упрощение ведения бизнеса 27 апреля, 2022    480

Налоговый «набор» «Дия Сити» для IT-индустрии принят вопреки текущим обещаниям МВФ, но, по крайней мере, на частичное выполнение предвыборных обещаний 30 декабря, 2021    441

Налог на выведенный капитал (НнВК) может быть введен только для всех плательщиков 24 апреля, 2020    2047

НнВК и индекс экономической свободы 25 сентября, 2019    2195

Налог на выведенный капитал + BEPS 06 сентября, 2019    1374

Все, что нам надо – СВОБОДА! 19 июня, 2019    2515

Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone 19 ноября, 2018    1522

Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса 16 ноября, 2018    4296

Налог на прибыль: пробка для роста ВВП 14 ноября, 2018    1983

Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор 07 ноября, 2018    2380

Результаты последнего исследования «Индекс международной налоговой конкурентоспособности 2018» (2018 International Tax Competitiveness Index) или почему НнВК – это самая перспективная налоговая реформа 26 октября, 2018    4899

Прокомментировать