Штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, которые не выдаются покупателям: вопрос еще открыт
1.
В наших предыдущих материалах («Применяются ли штрафные санкции за несвоевременную регистрацию в 2017 году налоговых накладных, которые не предоставляются покупателю?») ми уже частично рассматривали проблематику расширения с начала 2017 года ответственности по ст. 1201 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) за несвоевременную регистрацию налоговых накладных/расчетов корректировки, не предоставляющихся поставщикам товаров-услуг.
Если исходить, в частности, с позиции Государственной фискальной службы Украины, изложенной в письме от 03 марта 2017 года № 709/4/99-99-15-03-02-15, то по ст. 1201 штрафные санкции за периоды после 01 января 2017 года должны применяться за несвоевременную регистрацию всех налоговых накладных, только кроме тех, что:
- не предоставляются получателю (покупателю) и составлены на операции по поставке товаров/услуг, освобожденных от налогообложения, и/или
- не предоставляются получателю (покупателю) и составлены на операции по поставке товаров/услуг, облагаемых по нулевой ставке.
При таком подходе штрафные санкции, в случае несвоевременной регистрации, применяются ко всем остальным налоговым накладным (то есть составленных не на операции, освобожденные от налогообложения или на операции, облагаемые по нулевой ставке), например тех, что составляются на поставки товаров покупателям, которые не являются плательщиками НДС, что оформляются в соответствии с п. 198.5 НКУ (например, в связи с использованием товаров в операциях, не являющихся хозяйственной деятельностью) и т. п.
2.
В то же время этот вопрос, в частности применимости/неприменимости штрафных санкций к случаям несвоевременной регистрации налоговых накладных, которые не выдаются покупателям, наверное, не следует считать окончательно закрытым.
Касается оно не только прошлого периода с неопределенностью на обработку изменений по санкциям. Вопрос остается «горячим» и по текущей деятельности, например, для многих налогоплательщиков, которые учитывая специфику своей деятельности обязаны ежедневно регистрировать большое количество налоговых накладных/расчетов корректировки. Ситуация ухудшается и частыми «зависаниями» системы регистрации налоговых накладных, в связи с ее настройкой и частой сменой алгоритмов ее работы.
Соответственно, сейчас этот вопрос активно обсуждается в бизнес-сообществе, а именно ‒ в рамках Европейской бизнес ассоциации, Американской торговой палаты в Украине и Немецко-украинской промышленно-торговой палаты.
Предложения от бизнеса ‒ изменить ст. 1201 НКУ таким образом, чтобы исключить все налоговые накладные, которые не выдаются покупателям, из сферы применения штрафных санкций по ст. 1201 НКУ, или, по крайней мере, другим ограничить санкции, явно носящих излишне карающий характер.
Среди предложений, в том числе освобождение от санкций ретроспективно налогоплательщиков, которые несвоевременно регистрировали налоговые накладные, не выдающиеся покупателям, за период с 01 января 2017 года и до внесения изменений. Это может быть сделано с использованием механизма аналогичного тому, который уже был применен в Законе Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата в Украине» от 21 декабря 2016 года № 1797-VIII при решении вопроса взимания акцизного налога и регистрации акцизных накладных в случае реализации горючего в небольших емкостях. В частности, указанным законом подраздела 10 Раздела XX Переходные положения был дополнен пунктом 201 следующего содержания:
«... Штрафные санкции за нарушение порядка регистрации акцизных накладных и расчетов корректировки к таким акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных, предусмотренные статьей 1202 этого Кодекса, не применяются к лицам, которые реализуют горючее в емкостях до двух литров с даты возникновения обязательства по такой регистрации».
По результатам встречи с Министерством финансов Украины по этому вопросу, проведенной 25 апреля 2018 года в рамках Европейской бизнес ассоциации, уже в мае Европейская бизнес ассоциация опубликовала на своем сайте1 предложенную Министерством финансов Украины редакцию проекта Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законы Украины относительно устранения несогласованностей», в котором предлагается изложить ст. 1201 НКУ в редакции, которая бы устранила проблемы, упомянутые в данном письме.
Однако стоит заметить, что, если Министерство финансов Украины занимает более либеральную позицию по данному вопросу, что прежде всего проявляется в разработанном законопроекте, отличие штрафов в отношении определенных видов налоговых накладных не разделяют органы Государственной фискальной службы Украины. Так, в частности в своем ответе на обращение Американской торговой палаты, изложенного в Письме № 17086/6/99-99-15-03-01-15 от 17 мая 2018 года, Государственная фискальная служба Украины отметила, что для нормального функционирования системы электронного администрирования НДС, налогоплательщики обязаны регистрировать все налоговые накладные/расчеты корректировок без исключения, а штрафные санкции, по мнению налоговиков, справедливо побуждают плательщиков к этому.
Поэтому сейчас происходит процесс принятия политических решений по указанным вопросам, и активная позиция плательщиков НДС по этому вопросу может быть полезной для достижения справедливого баланса.
3.
Следует заметить, что даже если соответствующие изменения не будут внесены в НКУ, или соответствующим законом не будет предусмотрен механизм неприменения штрафных санкций за несвоевременную регистрацию за периоды, которые имели место до внесения изменений, даже в действующем правовом поле можно найти аргументы для обжалования рассматриваемых штрафных санкций, если такие и будут применены.
Поэтому спор по этим вопросам продолжается и на судебном уровне, для чего есть аргументы, о чем далее. ...
Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Заблокированный экспорт, или как налоговая получает контроль над экспортом под прикрытием борьбы с невозвратом валютной выручки
1368
Где найти настоящий закон? ИЛИ
Как установить действительные нормы Налогового кодекса на данный момент времени?
1563
Тест на пропорциональность:
Конституционный Суд Украины проверит соразмерность/правомерность штрафов за несвоевременную регистрацию налоговых накладных
1810
Антонина Городецкая выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву
1255
Александр Минин выступил с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву
1018
Ответственность и штрафы согласно НКУ по-новому с 01 января 2021 года
1758
Решение суда о регистрации налоговых накладных – только начало?
4022
Александр Минин принял участие во встрече с Председателем Государственной фискальной службы Украины
1492
Александр Минин и Антонина Городецкая выступили с докладами на вебинаре «Налоги: изменения в законодательстве и правоприменении»
3020
Штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, которые не выдаются покупателям: show must go on?
3594
Штрафы за несвоевременную регистрацию налоговых накладных, которые не выдаются покупателям: дело приобретает новые обороты и новое значение?
10528
Чи є вже у когось судова практика по оскарженню ППР по несвоєчасній реєстрації ПН неплатнику?
Шановна пані Ольго, дякуємо за Ваш коментар. Судову практику з цього питання ми розглядаємо власне у тексті матеріалу, а також більш детально — у новому огляді, який можна переглянути за посиланням: https://kmp.ua/analytics/exclusive/penalties-for-the-late-registration-of-tax-invoices-which-are-not-provided-to-the-buyers-further-development/
Лист ДФС №17086/6/99-99-15-03-01-15 від 17 травня 2018 року
Його в мережі ніде не можу знайти. Потрібен для позову до суду. Намагаємось відстояти позицію ваших авторів і свою)
Цей лист можна побачити? Сканкопію?
Шановний пане Володимире, відправила Вам документ на електронну пошту.