+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Есть ли у работодателя обязанность сохранять за добровольцем территориальной обороны его место работы и средний заработок?

авторы: Александр Шемяткин, Ярослава Ивасюк, Ирина Гочачко

27 апреля, 2022 Эксклюзив

В этой статье мы объективно рассмотрим, закреплена ли за работодателем обязанность сохранить место работы, должность и средний заработок за добровольцем территориальной обороны (далее – доброволец).


Подчеркнем, что речь идет именно об обязанности работодателя, а не возможности по собственному усмотрению держать в штате и выплачивать средний заработок добровольцу, который сейчас защищает наше государство и сохраняет его территориальную целостность.


Сразу отметим, что органы государственной власти занимают позицию, что работодатель имеет такую ​​обязанность. Однако такой подход можно подвергнуть сомнению.


1. Статус добровольца


В соответствии с Законом Украины «Об основах национального сопротивления» (далее – Закон) территориальная оборона состоит из военной, гражданской и военно-гражданской составляющих (ст. 4 Закона).


  • Военная составляющая территориальной обороны включает органы военного управления, воинские части Сил территориальной обороны Вооруженных Сил Украины, другие силы и средства сил безопасности и сил обороны, привлекаемые к выполнению задач территориальной обороны.


Комплектование воинской части территориальной обороны в особый период осуществляется военнослужащими по контракту, по призыву лицами офицерского состава и территориальным резервом.


  • Гражданская составляющая территориальной обороны в рамках этой статьи нас не интересует, поскольку она включает государственные органы, органы местного самоуправления.

  • Военно-гражданская составляющая территориальной обороны включает в себя штабы зон (районов) территориальной обороны и добровольческие формирования территориальных общин, которые привлекаются к территориальной обороне.


Добровольцы вступают в добровольные формирования территориальной обороны, относящиеся к военно-гражданской составляющей. Добровольцы должны соответствовать требованиям, установленным Положением о добровольческом формировании территориальных общин (далее – Положение), пройти медицинский, профессиональный и психологический отбор и подписать контракт добровольца территориальной обороны.


Несмотря на то, что добровольцы подписывают контракт и на них распространяется действие уставов Вооруженных Сил Украины, они не являются военнослужащими и продолжают оставаться военнообязанными. Это подтверждается, в частности, п. 6 Положения, согласно которому членство в добровольческом формировании не освобождает от обязанности прохождения срочной военной службы, военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период, военной службы по призыву лиц офицерского состава, военной службы по призыву лиц из числа резервистов в особый период.


Следовательно, правовой статус добровольцев отличается от статуса военнослужащего. Иными словами, участие в территориальной обороне не означает военной службы.


2. Гарантии, предусмотренные законом


2.1.


Ч. 2 ст. 24 Закона предусматривает следующее:


«2. На членов добровольческих формирований территориальных общин во время их участия в мероприятиях подготовки добровольческих формирований территориальных общин, а также выполнения ими задач территориальной обороны распространяются гарантии социальной и правовой защиты, предусмотренные Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей"».


Хотя Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» содержит ряд гарантий и выплат для военнослужащих (которые в соответствии с Законом распространяются и на добровольцев), однако гарантии по сохранению места работы, должности и среднего заработка для военнослужащих в этом законе не прописаны.


Ч. 2 ст. 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» уже говорит о сохранении работы и среднем заработке за определенными категориями лиц:


«Граждане Украины, призванные на срочную военную службу, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, или принятые на военную службу по контракту в случае возникновения кризисной ситуации, угрожающей национальной безопасности, объявления решения о проведении мобилизации и (или) введения военного положения, пользуются гарантиями, предусмотренными частью третьей статьи 119 Кодекса законов о труде Украины, а также частью первой статьи 53 и частью второй статьи 57 Закона Украины "Об образовании", частью второй статьи 44, частью первой статьи 54 и частью третьей статьи 63 Закона Украины "О профессиональном предвысшем образовании", частью второй статьи 46 Закона Украины "О высшем образовании"».


Из формулировки нормы, процитированной выше, следует, что она не распространяется на добровольцев, однако норма отсылает к ч. 3 ст. 119 Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ).


2.2.


Рассмотрим положения ч. 3 ст. 119 КЗоТ (назовем ее «специальной нормой»):


«за работниками, призванными на срочную военную службу, военную службу по призыву лиц офицерского состава, военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, военную службу по призыву лиц из числа резервистов в особый период или принятыми на военную службу по контракту, в том числе путем заключения нового контракта на прохождение военной службы, во время действия особого периода на срок до его окончания или до дня фактического увольнения сохраняются место работы, должность и средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, фермерском хозяйстве, сельскохозяйственном производственном кооперативе независимо от подчинения и формы собственности и у физических лиц – предпринимателей, у которых они работали на время призыва. Таким работникам осуществляется выплата денежного обеспечения за счет средств Государственного бюджета Украины в соответствии с Законом Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей"».

...

 

Полный текст статьи доступен только подписчикам сайта.

Просмотры 1516

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Закон об отпусках и других вопросах трудового законодательства: положения по-новому 15 января, 2024    704

ТОП-7 аргументов в споре с Фондом социальной защиты инвалидов 08 декабря, 2023    297

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОЕННОГО УЧЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ 19 сентября, 2023    1571

Инструкция действий при проверках состояния военного учета 01 сентября, 2023    608

Инструкция действий при проверках Государственной службой по вопросам труда соблюдения законодательства о труде 01 сентября, 2023    354

Норматив рабочих мест для лиц с инвалидностью: должны ли придерживаться обособленные подразделения иностранных юридических лиц? 09 августа, 2023    1102

Введение очередного налога-взноса на фонд оплаты труда как демонстрация проблем с трудоустройством лиц с инвалидностью 26 июля, 2023    2468

Призывной возраст и бронирование призывников 12 июля, 2023    1159

Окончание карантина: действия работодателя 12 июля, 2023    489

Новый Закон о коллективных соглашениях и договорах 10 мая, 2023    1771

БРОНИРОВАНИЕ ВОЕННООБЯЗАННЫХ РАБОТНИКОВ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 14 марта, 2023    1197

НОВЫЙ ПОРЯДОК ВОЕННОГО УЧЕТА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ 07 марта, 2023    5436

Прокомментировать