Налоговое законодательство как бизнес
Александр Шемяткин
Партнер КМ Партнеры
«Большая четверка» (Deloitte, EY, KPMG и PwC) играет важную роль не только в предоставлении аудиторских услуг, но и предоставлении налогового консультирования. В 2018 году, «большая четверка» в совокупности получила доход в размере более 148 млрд долл.
Говоря о роли «большой четверки» в общей налоговой стратегии налогоплательщиков, стоит привести такой пример: только одна компания «большой четверки» смогла получить 548 секретных налоговых решений в Люксембурге с 2002 года по 2010 год. Эти решения позволили компаниям направлять сотни миллиардов долларов через Люксембург, возникающие в результате экономической деятельности в других юрисдикциях, и применять эффективные налоговые ставки настолько низкие, что они сэкономили миллиарды долларов в виде налогов.
Такая «посредническая» деятельность в получении налоговых решений характерна для всех компаний «большой четверки».
«Большая четверка» также часто консультирует правительства по вопросам разработки налоговой политики – иногда предоставляя сотрудников для разработки законов – и публично, и в частном порядке выступает за конкретные изменения политики как на национальном, так и на международном уровне, например, в ОЭСР. Таким образом, они обладают опытом и влиянием1.
В Украине известны случае, когда сотрудники «большой четверки» выступают советниками налоговой или Минфина.
Примером такого участия в законодательных инициативах является законопроект № 1210.
Этот законопроект расширяет дискрецию налоговых норм, а следовательно:
- возрастает роль в обосновании позиции налогоплательщика,
- в переговорах с контролирующими органами,
- в получении разъяснений от контролирующих органов и
- урегулировании споров.
Многие бывшие сотрудники «большой четверки» становятся налоговыми менеджерами компаний-клиентов. В таком статусе их роль и размер вознаграждения внутри компании зависти от трудностей, с которыми сталкиваются компании в налоговой сфере. Чем больше проблем – тем больше важность налогового менеджера и выше его доходы.
Таким образом, упрощение налогового законодательства невыгодно как аудиторским компаниям (в том числе и компаниям «большой четверки»), так и налоговым менеджерам компаний.
Кроме рассмотренных выше причин, значительное влияние на качество налоговых норм и системы в целом оказывают:
— внесение изменений в налоговое законодательство не для решения стратегических задач государства, а для решения лоббистских вопросов отдельных бизнесов и групп влияния (UPD: в большей степени вовлечены локальные аудиторские и консалтинговые компании);
— подготовка налоговых норм в авральном (часто ночном) режиме, как правило, сотрудниками Минфина и налоговой для решения проблем принятого бюджета. Кроме спешки, накладывается фактор «умения» и желания максимально фискализировать налоговую систему для облегчения решения своих задач, в том числе расширения коррупционной составляющей.
Украинское налоговое законодательство является примером влияния на качество норм и простоту системы причастных к ее подготовке экспертов (UPD: относится ко всем, без привязки к «большой четверке»).
Законопроекты № 1210, №1053 и №1073 – яркий пример описанных выше причин излишней фискализации, нечеткости, нелогичности и сложности налогового законодательства Украины.
Примечания:
1Подробнее см. по ссылкам:
Insight: Big 4 auditors spend more than ever on U.S. lobbying;
Big four accountancy firms donate £1.9m in services to political parties since 2009;
The Big Four and their hidden role in the political arena in Europe;
Big Four: government’s binge on consultants goes ballistic.