+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения

04 мая, 2022 Информационные письма

Начало военной агрессии России против Украины, безусловно, остановило работу судебной системы Украины, по крайней мере, на несколько дней почти по всей Украине. Однако на 70-й день войны следует отметить, что осуществление правосудия в Украине в основном восстановлено в той или иной форме, кроме судов, которые находятся на временно оккупированной территории или пострадали во время проведения боевых действий.

Согласно данным Государственной судебной администрации Украины, по состоянию на 02.05.2022 г. не осуществляют правосудие 136 апелляционных и местных судов, большинство из которых расположены на временно оккупированной территории. Повреждены полностью или разрушены 51 суд.

Другие суды общей юрисдикции либо работают в особом режиме, установленном исходя из степени угрозы жизни и здоровью коллективов судов и посетителей, либо осуществляют правосудие в штатном режиме. Об этом уже неоднократно отмечалось как в интервью Главы Верховного Суда Всеволода Князева, так и Государственной судебной администрацией Украины на официальной веб-странице.

Если вопрос рассмотрения гражданских, хозяйственных и административных дел может рассматриваться как такой, что «не по времени», то вопрос осуществления уголовного производства – актуален как никогда. Как минимум, из мотива необходимости обеспечения неотвратимости уголовного наказания, задержания лиц, совершивших уголовные правонарушения, и решения вопроса об обеспечении новых и уже продолжающихся уголовных производств.

При этом если судебное разбирательство уголовных дел в суде можно отложить, изменить территориальную подсудность дела с целью дальнейшего рассмотрения, то, например, с обеспечением судебного контроля в уголовном производстве уже несколько труднее. Вопросы, которые находятся на рассмотрении у того же следственного судьи, являются делами неотложными в связи с четко определенными сроками в Уголовном процессуальном кодексе Украины (далее – УПК Украины).

В связи с введением военного положения Верховной Радой Украины уже неоднократно принимались изменения в УПК Украины, а именно внесенные Законом Украины от 03.03.2022 г. № 2111-IX «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и Закон Украины «О предварительном заключении» касательно дополнительного регулирования обеспечения деятельности правоохранительных органов в условиях военного положения» и Законом Украины от 15.03.2022 г. № 2137-IX «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины и Закон Украины «Об электронных коммуникациях» касательно повышения эффективности досудебного расследования «по горячим следам» и противодействия кибератакам».

Однако наиболее «тектонические» изменения касательно порядка осуществления уголовного производства в условиях военного положения, в частности через его упрощение, вступили в силу 01.05.2022 г. – речь идет о вступлении в силу Закона Украины от 14.04.2022 г. № 2201-IX «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины касательно усовершенствования порядка осуществления уголовного производства в условиях военного положения».

Изменения касательно порядка осуществления уголовного производства направлены прежде всего на ускорение принятия процессуальных решений (прим. – прежде всего прокурорами) для обеспечения досудебного расследования, но с учетом соблюдения баланса прав и свобод человека.

В настоящее время порядок осуществления уголовного производства в период военного положения установлен в разделе IX-1 «ОСОБЫЙ РЕЖИМ ДОСУДЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ, СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ВОЕННОГО ПОЛОЖЕНИЯ» УПК Украины и предусматривает следующие особенности:

  • начало досудебного расследования – вынесение постановления дознавателя, следователя, прокурора о начале досудебного расследования, при условии, если отсутствует техническая возможность доступа к Единому реестру досудебных расследований;
  • введена возможность создания межведомственных следственных групп;
  • возможность фиксации проведения следственных действий или процессуальных действий с помощью доступных технических средств, с последующим составлением протокола касательно проведенного следственного действия в течение 72 часов после окончания следственного действия или соответствующего процессуального действия;
  • при отсутствии объективной возможности выполнения следственным судьей полномочий, предусмотренных статьями 140, 163, 164, 170, 173, 186, 187, 189, 190, 206, 219, 232, 233, 234, 235, 245-248, 250 и 294 УПК Украины, а также полномочий касательно избрания меры пресечения в виде содержания под стражей на срок до 30 суток к лицам, подозреваемым в совершении преступлений, предусмотренных статьями 109-115, 121, 127, 146, 146-1, 147, 152-156-1, 185, 186, 187, 189-191, 201, 255-255-2, 258-258-5, 260-263-1, 294, 348, 349, 365, 377-379, 402-444 Уголовного кодекса Украины (далее – УК Украины), а в исключительных случаях также в совершении других тяжких или особо тяжких преступлений, если задержка в избрании меры пресечения может привести к потере следов уголовного правонарушения или побегу лица, подозреваемого в совершении такого преступления, – соответствующие полномочия следственного судьи выполняет руководитель органа прокуратуры;
  • возможность проведения обыска или осмотра жилья (другого владения лица) без привлечения понятых. В таком случае – обязательна непрерывная видеофиксация следственного действия;
  • срок задержания лица без определения следственного судьи, суда или постановления руководителя органа прокуратуры во время действия военного положения не может превышать двухсот шестнадцати часов с момента задержания;

То есть, задержать лицо без судебного решения или постановления прокуратуры можно почти на 11 суток. Насколько целесообразными являются такие изменения – вопрос остается открытым. Конечно, условия военного положения предусматривают ограничение прав и свобод человека, в частности касательно свободного передвижения. Однако 11 суток задержания лица являются, очевидно, чрезмерным сроком задержания при отсутствии в дальнейшем мотивов избрания реальной меры пресечения.

  • показания, полученные во время допроса свидетеля/потерпевшего/подозреваемого, могут быть использованы как доказательства в суде. Условие – ход и результаты такого допроса фиксировались при помощи доступных технических средств видеофиксации. То есть достаточно фиксирования на программный диктофон на любом мобильном устройстве;
  • предусмотрена возможность дистанционного участия защитника в отдельных следственных действиях;
  • возложение на дознавателя, следователя и прокурора обязанностей по хранению материалов уголовного производства, досудебное расследование которых осуществляется в условиях военного положения, в электронной форме;
  • определены условия и особый порядок возобновления материалов уголовного производства в условиях военного времени (ст. 615-1 УПК Украины);
  • установлена ​​возможность отмены меры пресечения для прохождения военной службы по призыву во время мобилизации, на особый период или замена меры пресечения при других обстоятельствах (ведение активных боевых действий на определенной территории). Не подлежит отмене и/или изменению мера пресечения, примененная в уголовных производствах в отношении преступлений против основ национальной безопасности Украины и преступлений, предусмотренных статьями 115, 146-147, 152-156, 186, 187, 189, 255, 255-1, 257, 258-262, 305-321, 330, 335-337, 401-414, 426-433, 436, 437-442 УК Украины.

Отдельно отметим, что положения раздела IX-1 УПК Украины распространялись до 08.03.2022 г. не только на условия военного положения, но и, в частности, на период чрезвычайного положения. Поэтому очевидно, что введенные изменения – не последние.

Обращаем Ваше внимание на то, что вышеприведенный комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получить полную профессиональную консультацию.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 709

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    507

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    701

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    831

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    209

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    6276

Предложение Еврокомиссии касательно временной либерализации торговли с Украиной в условиях войны 03 мая, 2022    194

Нас услышали: Украина денонсирует Соглашение об избежании двойного налогообложения с РФ 03 мая, 2022    281

Налоги на землю и недвижимость: что делать, если отсутствует доступ к земельному участку или недвижимости? 03 мая, 2022    1054

Касательно проведения проверок плательщиков налогов во время военного положения 26 апреля, 2022    1727

Первичные документы утрачены или находятся в зоне боевых действий: как быть с подтверждением данных налогового учета? 22 апреля, 2022    502

Нужно ли нам налоговое соглашение с Россией (страной-агрессором)? А оно есть! 21 апреля, 2022    484

Помощь во время военного положения 21 апреля, 2022    1057

Прокомментировать