В Налоговый кодекс Украины внесли ряд изменений относительно оснований и периодичности проверок налогоплательщиков

27 Январь, 2015 Информационные письма

С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс Украины (далее – «НК Украины») внесли ряд изменений, касающихся, в том числе, оснований и периодичности проверок налогоплательщиков.

Кроме того, в часть вторую ст. 2 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» были внесены изменения, согласно которым органы государственной фискальной службы были включены в перечень органов, на которые не распространяется действие этого Закона. Поэтому с 1 января 2015 года отсутствуют основания ссылаться на Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» в спорах, касающихся налоговых проверок, которые будут проводиться в этом году.

Внеплановые проверки

Знакомое почти всем налогоплательщикам основание для проведения внеплановой проверки, предусмотренное п/п. 78.1.1 НК Украины (непредоставление ответа на запрос налогового органа), также претерпело определенные изменения.

Так, с 1 января 2015 года внеплановая проверка возможна в случае непредоставления ответа на запрос, в котором четко указаны нарушения и факты, которые свидетельствуют и подтверждают нарушение налогоплательщиком налогового, валютного и другого законодательства. Непредоставление налогоплательщиком информации и документов на запрос контролирующего органа, в котором указываются только абстрактные или возможные нарушения законодательства, не может быть основанием для проведения внеплановой документальной проверки.

Важно также отметить, что с 1 января 2015 года законодатель запретил контролирующим органам проводить документальные внеплановые проверки, предусмотренные подпунктами 78.1.1, 78.1.4, 78.1.8, 78.1.11 пункта 78.1 статьи 78 НК Украины, если вопросы, которые являются предметом такой проверки, были охвачены во время предыдущих проверок налогоплательщика (п/п. 78.2 НК Украины). Надеемся, эта норма не останется только «на бумаге», а будет способствовать уменьшению количества дублирующих проверок.

Пунктом 37 подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» НК Украины предполагается, что контролирующие органы не осуществляют документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленных плательщиками в отчетных периодах, следующих после 1 июля 2015 года. С 1 июля 2015 года приостанавливается действие подпункта 78.1.8 пункта 78.1 статьи 78, абзаца четвертого пункта 82.4 статьи 82, пункта 200.11 статьи 200 данного Кодекса, а также действие пункта 200.14 статьи 200 данного Кодекса в части проведения документальных внеплановых выездных проверок. Таким образом, с 1 июля 2015 года не могут проводиться внеплановые проверки бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость.

Плановые проверки

В НК Украины осталась норма, предусмотренная абзацем четвертым п. 77.2 НК Украины относительно периодичности проведения плановых проверок некоторых плательщиков. Однако с 1 января 2015 года эта норма фактически не действует.

Напомним, что до 1 января 2015 года периодичность проверок, в том числе, зависела от уровня дохода, полученного налогоплательщиком и суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной в бюджет. Налогоплательщики с доходом, не превышающим 3 миллиона гривен в течение календарного года, и у которых сумма уплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость составляет не менее пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, а также самозанятые лица, сумма уплаченных налогов которых составляла не менее пяти процентов от задекларированного дохода за отчетный налоговый период, подлежали проверке не чаще, чем раз в три календарных года (п. 77.2 НК Украины).

Однако п. 77.2 НК Украины при определении критериев, которым должен соответствовать налогоплательщик с целью определения периодичности проверки, ссылается на пункт 154.6 статьи 154 НК Украины. В то же время статья 154 исчезла из НК Украины в связи с изменениями, внесенными Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 N 71-VIIІ.

Таким образом, абзац 4 п. 77.2 НК Украины на данный момент не действует.

Ограничения на проведение проверок

В течение 2015 и 2016 года периодичность налоговых проверок будет зависеть от уровня доходов того или иного налогоплательщика. В частности, в настоящее время действует временное ограничение на осуществление в 2015 и 2016 годах проверок субъектов хозяйствования с доходом до 20 миллионов гривен за предыдущий календарный год1. Проверки таких плательщиков будут осуществляться исключительно:

  • с разрешения Кабинета Министров Украины;
  • по заявке предприятия о его проверке;
  • по решению суда;
  • в соответствии с требованиями Уголовного процессуального кодекса Украины.

В то же время это ограничение по проведению проверок не будет касаться:

  • проверок по вопросам наличия лицензий;
  • проверок полноты начисления и уплаты налога на доходы физических лиц;
  • проверок полноты и начисления единого социального взноса;
  • проверок возмещения налога на добавленную стоимость;
  • проверок субъектов хозяйствования, которые ввозят на таможенную территорию Украины, производят и/или реализуют подакцизные товары;
  • с 1 июля 2015 года проверок плательщиков единого налога второй и третьей групп по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций. Исключением являются плательщики единого налога, которые осуществляют деятельность на рынках, продажу товаров в мелкорозничной торговой сети посредством передвижной сети. Исключением также являются плательщики единого налога второй и третьей групп, которые до 30 июня 2015 года включительно начали применять в собственной хозяйственной деятельности зарегистрированные, опломбированные и переведенные в фискальный режим работы регистраторы расчетных операций2 (проверки таких плательщиков по вопросам соблюдения порядка применения регистраторов расчетных операций начнутся с 1 января 2017 года).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

 

Примечания:

1Пункт 3 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года N 71-VIII.

2 Соответствующее исключение относительно плательщиков единого налога, которые начали до 30 июня 2014 использовать регистраторы расчетных операций предусмотрено пунктом 28 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины. В пункте 3 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28 декабря 2014 года N 71-VIII на п. 27 подраздела 10 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины, вероятно, является ошибочным и делает невозможным применение нормы и в последствии будет уточнено законодателем.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 2467

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Определения о проведении проверки, вынесенные следственными судьями на протяжении августа-сентября 2016 года 21 октября, 2016    185

Изменения в пп. 78.1.1 НКУ или на каком основании будут проводиться проверки, если поставщик «неблагонадежный»? 25 февраля, 2016    1177

Акт проверки без налогового уведомления-решения не может быть доказательством и другие изменения в Налоговом кодексе 08 сентября, 2015    1981

Запрет на проведение проверок – популистская норма без реальных последствий? 22 августа, 2014    7075

Риск привлечения к уголовной ответственности по результатам налоговой проверки – некоторые аспекты и изменения, связанные с новым Уголовным процессуальным кодексом Украины 21 февраля, 2014    2818

Изменения в правовом регулировании оснований для назначения документальных внеплановых проверок 16 Январь, 2014    3767

Типовое (модельное) объяснение отказа от подписания акта (справки) о результатах налоговой проверки под формулировкой декларативного характера. 24 апреля, 2012    6688

Прокомментировать