Новые возможности прекращения нарушений авторских прав в сети Интернет
23 марта 2017 года Верховная Рада Украины повторно приняла Закон Украины «О государственной поддержке кинематографии в Украине» № 3081-д от 27.11.2015 г. (далее – «Закон») с учетом предложений Президента Украины. На данный момент он готовится на подпись Президента Украины и дальнейшего обнародования.
Законом определяются особенности государственной поддержки кинематографии в Украине. Однако среди заключительных и переходных положений Закона «спрятались» также важные изменения в законодательство об авторском праве и смежных правах, которое обычно находится в стороне депутатского внимания и почти не меняется, несмотря на огромную необходимость перемен.
1. Новые определения важных понятий
Законом дополнена ст. 1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» новыми понятиями и их определениями, в частности, «веб-сайт», «веб-страница», «владелец веб-сайта», «владелец веб-страницы», «гиперссылка», «электронная (цифровая) информация», «учётная запись», «поставщик услуг хостинга», «камкординг», «кардшейринг».
Так, например, владельцем веб-сайта считается лицо, которое является владельцем учетной записи и устанавливает порядок и условия использования веб-сайта. При отсутствии доказательств иного, владельцем веб-сайта считается реестрант соответствующего доменного имени, по которому осуществляется доступ к веб-сайту, и (или) получатель услуг хостинга.
Заметим, что в редакции законопроекта, которая была принята в первом чтении, содержались также определения понятий такие как «адрес веб-сайта», «многопользовательская платформа (в сети Интернет)», «владелец многопользовательской платформы, локальной сети, сервера», «электронная (цифровая) копия объекта авторского права и (или) смежных прав». Однако в процессе рассмотрения эти определения были исключены, а оставшиеся из первой редакции законопроекта, – существенно переделаны.
2. Обязанность владельцев веб-сайта и поставщиков услуг указывать контактную информацию
Закон (ч. 11 ст. 52-1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах») обязывает всех владельцев веб-сайта и поставщиков услуг хостинга (кроме физических лиц, которые не являются субъектами хозяйствования) разместить на своих веб-сайтах и в публичных базах данных записей о доменных именах (WHOIS) достоверную информацию о себе, а именно:
- полное имя/наименование;
- полный адрес места жительства или местонахождения;
- контактную информацию, в том числе адрес электронной почты и номер телефона.
Физические лица, которые не являются субъектами хозяйствования обязаны разместить только контактную информацию, по которой с лицом можно оперативно связаться (адрес электронной почты и номер телефона).
Отметим, что за неразмещение указанной информации владелец веб-сайта или поставщик услуг хостинга может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа от 8 500 до 17 000 грн (ст. 164-17 КУоАП).
Стоит заметить, что собственно ст. 52-1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», которая обязывает указать достоверные данные на веб-сайте и в публичных базах данных записей о доменных именах (WHOIS), применяется только к отношениям, связанных с использованием аудиовизуальных произведений, музыкальных произведений, компьютерных программ, видеограмм, фонограмм, передач (программ) организаций вещания. Об этом прямо указано в ч. 1 ст. 52-1 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах» и следует из определения электронной (цифровой) информации.
С учетом этого, спорным является вопрос о том, распространяется ли обязанность по размещению о себе достоверной информации на владельцев веб-сайта, которые, например, размещают на своем веб-сайте другие объекты авторского права.
3. Урегулирована процедура прекращения нарушения прав в сети Интернет
Законом детально урегулирована процедура прекращения нарушения авторского права и смежных прав с использованием сети Интернет. Так, субъект авторского права может обратиться с заявлением о прекращении нарушения к владельцу веб-сайта и/или веб-страницы, на котором в нарушение его прав размещены соответствующие аудиовизуальные произведения, музыкальные произведения, компьютерные программы, видеограммы, фонограммы, передачи (программы) организаций вещания.
В то же время, указанный порядок прекращения нарушения не касается случаев и не может применяться при нарушении прав на другие объекты авторского и смежных прав (например, литературные произведения, произведения изобразительного искусства, фотографические произведения, иллюстрации, карты, производные произведения и т.д.).
Следует отметить, что процедура прекращения нарушения является достаточно урегулированной и возникает вопрос, сможет ли эта сложная процедура быть реализована на практике. В частности, Законом установлены формальные требования к заявлению, в случае несоблюдения которых можно отказать в прекращении нарушения прав, очень краткие сроки на совершение тех или иных действий касательно рассмотрения или предоставления ответа на заявление. Кроме того, обращение с заявлением о прекращении нарушения прав возможно только при представительстве адвоката, который обязан проверить наличие у заявителя прав, о прекращении нарушения которых выдвигается соответствующее требование. Заявления в электронной форме должны быть оформлены с проставлением электронной цифровой подписи адвоката.
4. Изменено положение об уголовной ответственности
Законом расширено диспозицию ст. 176 Уголовного кодекса Украины. С вступлением в силу Закона уголовными правонарушениями признаются камкординг, кардшейринг, а также финансирование любых действий, которые освещены в диспозиции ст. 176 Уголовного кодекса Украины.
Под камкордингом согласно изменениям понимается «видеозапись аудиовизуального произведения во время его публичной демонстрации в кинотеатрах и других кинозрелищных заведениях лицами, которые находятся в том же помещении, где происходит такая публичная демонстрация, для любых целей без разрешения субъекта авторского права или смежных прав». А под «кардшейрингом» – обеспечение в любой форме и любым способом доступа к программе (передаче) организации вещания, доступ к которой ограничен субъектом авторского права и (или) смежных прав применением технических средств защиты (абонентская карта, код и т.п.), в обход таких технических средств защиты, в результате чего указанная программа (передача) может быть воспринята или иным способом доступна без применения технических средств защиты.
5. Новые виды административной ответственности
Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – «КУоАП») дополнен двумя новыми статьями – ст. 164-17 и ст. 164-18.
Так, со вступлением в силу Закона владелец веб-сайта и поставщик услуг хостинга могут нести административную ответственность в виде штрафа от 8 500 до 17 000 грн (за повторное совершение от 17 000 до 34 000 грн) за:
- несовершение действий касательно предотвращения доступа пользователей сети Интернет к объектам авторского права и/или смежных прав;
- непредоставление или несвоевременное предоставление ответа на заявление субъекта авторского права и/или смежных прав;
- предоставление заведомо недостоверных сведений в ответ на заявление субъекта авторского права и/или смежных прав;
- неразмещение на собственных веб-сайтах и в публичных базах данных записей о доменных именах (WHOIS) достоверной информации о себе;
- другие нарушения правил и условий, которые определяют порядок прекращения нарушений авторского права и/или смежных прав с использованием сети Интернет.
Предусмотрена также административная ответственность в виде штрафа размером от 17 000 до 34 000 грн за предоставление лицом заведомо недостоверной информации о наличии авторского права и/или смежного права в заявлении о прекращении нарушений авторского права и/или смежных прав с использованием сети Интернет.
6. Изменения в процессуальные кодексы
Внесены изменения в Гражданский процессуальный кодекс Украины (далее – «ГПК Украины») и Хозяйственного процессуального кодекса Украины (далее – «ХПК Украины»), которыми, в частности, предусматривается, что иски, которые возникают по поводу нарушения имущественных прав интеллектуальной собственности с использованием сети Интернет, должны предъявляться по месту нахождения центрального органа исполнительной власти, который реализовывает государственную политику в сфере интеллектуальной собственности (в г. Киеве).
В ГПК Украины добавлен также новый вид обеспечения иска – «установление обязанности совершить действия касательно предотвращения доступа пользователей сети Интернет к объектам права интеллектуальной собственности, правомерность использования (размещения) которых в сети Интернет является предметом спора».
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?