+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Контроль ТЦО в Украине: времена меняются

03 мая, 2019 Блог

Ivan Shynkarenko_

Иван Шинкаренко

Кандидат экономических наук, партнер КМ Партнеры

Правила трансфертного ценообразования (далее – ТЦО) существуют в Украине с 2013 года, но для большинства плательщиков они все еще ассоциируются преимущественно с рисками штрафов за нарушения во время регулярной отчетности о контролируемых операциях. Эти штрафы немаленькие, да и на начальном этапе внедрения ТЦО именно регулярная отчетность является ожидаемой зоной конфликтов между налогоплательщиками и налоговиками.

Однако все указывает на то, что система контроля ТЦО медленно, но неотвратимо движется к более зрелому этапу своего «существования». В частности, к более содержательному контролю уже непосредственно ценообразования, а не отчетности о ценообразовании.

Об этом свидетельствует несколько моментов.

Во-первых, запуск процедуры создания в структуре центрального налогового органа департамента ТЦО и международного налогообложения. Создание такого департамента существенно усилит возможности налоговиков осуществлять контроль ТЦО.

Объединение в рамках одного департамента функций ТЦО и международного налогообложения является также правильным решением. Как показывает международный опыт, эффективные процедуры международного обмена информацией являются важным условием обеспечения содержательного контроля ТЦО и основой сильной доказательной базы для отстаивания доначислений во время судебного обжалования.

Во-вторых, налоговики начали побеждать в судах, касающихся сущностных вопросов правил ТЦО, на уровне апелляционной инстанции. Это тревожный сигнал для налогоплательщиков. Доначисления могут быть существенными, а компрометация подходов к ценообразованию, подтвержденная действующим решением суда, может иметь долгосрочные последствия. Это все же не просто методологическая ошибка по налогу на прибыль. Подробнее о последней судебной практике в пользу налоговой читайте в нашем материале «Неожиданная победа ГФС на стадии апелляции в важном споре по сути правил ТЦО: важные позиции суда». Также данные тенденции рассматривал в материале «Тенденция, однако… ГФС снова побеждает на уровне апелляции в споре по сути правил ТЦО».

С чем связано изменение в эффективности налоговой во время судебной защиты доначислений ТЦО?

На мой взгляд, здесь действует целый ряд факторов: это и наработка налоговой собственного опыта контрольно-проверочной работы, и достаточно поверхностный подход к подготовке документации по ТЦО, который часто делается по процедурам как для формальной отчетности со слабым экономическим обоснованием, и кардинальное изменение практики ТЦО в соседних странах (в частности, РФ), где налоговики с большим счетом переигрывают налогоплательщиков в судах. А судебные решения по таким делам предоставляют налоговикам и в Украине доступный образец алгоритма действий, который является залогом успешных доначислений с применением инструментария ТЦО.

Поэтому времена меняются. И это новая реальность не только для Украины, но и для всего остального мира. Некоторые страны только на начальном этапе запуска контроля ТЦО и других элементов контроля за перемещением базы налогообложения, а в некоторых странах такой контроль уже эффективно работает. И опыт последних демонстрирует – вложение ресурсов в контроль ТЦО является самой выгодной инвестицией на сегодня, которую только может сделать государство. На прошлогоднем международном налоговом форуме ТЦО в Мюнхене озвучивались цифры, что каждый евро, вложенный в обеспечение ресурсами механизмов контроля за размыванием базы налогообложения, в результате дает десять евро в дополнительных налоговых поступлениях.

Поэтому по законам рынка можем смело ожидать, что контроль в данных сферах будет только усиливаться. Ничего личного, просто бизнес. А налогоплательщикам, на которых распространяются правила ТЦО, можно посоветовать завершать движение «по инерции», а вместо этого сознательно подходить к ценообразованию. Не стоит воспринимать экономический анализ ТЦО и подготовку документации как формальную процедуру. Такая легкомысленность может дорого стоить.

Просмотры 824

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

ТЦО и Закон 466-IX: обзор самых важных изменений 09 июня, 2020    599

Верховная Рада Украины ввела трехуровневую структуру документации ТЦУ и другие важные изменения в Налоговый кодекс 26 мая, 2020    369

Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус? 14 января, 2020    524

В Украине с 01 января 2020 г. изменен Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль и/или не являющихся налоговыми резидентами государств своей регистрации 14 января, 2020    1566

Выплата процентов на Кипр: подводные камни применения Конвенции 03 декабря, 2019    1722

High-End ТЦО
Серия материалов: трансфертное ценообразование и убытки – еще не приговор. В каких случаях можно обосновать и как это сделать?
Часть 1,2
28 ноября, 2019    769

Революция в международном налогообложении приближается. Теперь официально.
ОЭСР публикует предложения касательно унифицированного подхода к налогообложению «цифровой экономики»
15 октября, 2019    1196

Когда налоговики могут запросить обоснование цен в операциях, которые попадают под норму о 30 % корректировке (пп. 140.5.4 ст. 140 Налогового кодекса)? 11 октября, 2019    606

Налогообложение «цифровой экономики» – налоговая реформа, над которой стоит подумать, или о чем молчит «законодательный принтер» 02 октября, 2019    800

Получили запрос о предоставлении документации по ТЦО: как действовать? 30 июля, 2019    2985

Трансфертное ценообразование для агробизнеса: что нужно знать 09 июля, 2019    3384

Новые изменения в украинских правилах трансфертного ценообразования в 2019 году 24 июня, 2019    1088

Прокомментировать