+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Баланс интересов – R.I.P. (законопроект № 5600)

05 июля, 2021 Блог

Alexander Shemiatkin_

Александр Шемяткин

Партнер КМ Партнеры

Баланс интересов в сфере публичных финансов – это когда низкое качество администрирования налогов компенсируется наличием института согласования налоговых обязательств. Это когда низкое качество законов и, главное, систематическое их нарушение налоговым органом, компенсируется необязательностью наступления наказания.

Законопроект № 5600 предусматривает залог имущества по несогласованным налоговым обязательствам. По сути, это мало чем отличается от полной отмены института согласования налоговых обязательств.

А теперь вспомните, какой бардак в электронном кабинете налоговой, которая просто не хочет сделать его нормально работающим. Хотели бы, уже сделали, как это сделал Пенсионный фонд.

Так вот, множество случаев, когда налоговая неправильно определяет налог на недвижимость. Например, продолжает начислять налог физлицу на давным-давно проданную им квартиру. А исправить все это и убрать фейковую задолженность займёт у такого физлица до полугода и дольше. А теперь все тот же бардак, но имущество будет в залоге только потому, что система в налоговой некорректно работает. По налогу на землю ситуация не лучше. Они банально не видят суммы, уплаченные по реквизитам местной власти, направляя решения с долгом.

В начале этого года (хотя это актуально для любого года, проблема системная) в электронном кабинете был сбой с новыми реквизитами для уплаты ЕСВ. ФОП заплатил из электронного кабинета (по автоматически сформированной платежке). ЕСВ ушёл на налог на землю в Донецкий регион (ФОП – киевский). Уже 8 месяцев ФОП эти суммы вернуть не может:

— то заявление не так написано,

— то не туда подано,

— то не могут вернуть поскольку долг из-за этого же случая,

— то не могут зачесть, поскольку это разные бюджеты.

При чем все заявления писались по рекомендации и под диктовку налоговой. Возврата нет, но уже полгода висит долг по ЕСВ (уплачен же не туда был). Теперь все тоже самое, но залог.

Таких примеров бардака в электронном кабинете масса.

А что будет с доначислениями на миллионы гривен? Из опыта нашей компании, более 90 % дел выигрывается. Суммы отменённых ППР только в нашей практике за 10 лет превышают 4 млрд грн. Теперь все те же левые акты, но с налоговым залогом и, не исключено, банкротство не одного плательщика.

Необходимость соблюдения баланса интересов между плательщиком и налоговой понял даже Янукович. По ссылке статья 2010 года, посвящённая Налоговому кодексу, в редакции после первого чтения. Там тоже хотели убрать институт согласования налоговых обязательств. Одумались, правда, после активного сопротивления бизнеса.

Ниже цитата выводов из статьи, актуальная сегодня как никогда. И главное, предсказанное тогда сбылось – только из наших клиентов пять крупных производителей закрыли производства, перейдя на импорт изделий из других стран:

«К чему все сказанное выше может привести? Во-первых, наметится переход плательщиков с иностранным капиталом от производства товаров в Украине к импорту товаров в Украину или к давальческой схеме переработки. При импорте или давальческой переработке остается минимальная торговая наценка, с которой и платятся налоги. То есть государственный бюджет теряет. При этом ряд крупных компаний с иностранным капиталом уже серьезно рассматривают подобную возможность (нам как консультантам уже были заданы соответствующие вопросы).

Во-вторых, возрастет количество случаев неофициального закрытия вопросов с налоговыми органами. Это будет дешевле, чем платить липовую сумму в бюджет и потом четыре года судиться, да еще и от уголовного дела отбиваться. То есть государственный бюджет снова теряет.

В-третьих, те единоналожники, которым вскоре откажут в праве находиться на упрощенной системе, уйдут тень. То есть бюджет и в этом случае понесет потери.

Неужели «проталкиватели» проекта Налогового кодекса этого не понимают? Вряд ли, не стоит их недооценивать. Значит, проект преследует совсем иную, нежели наполнение государственного бюджета, цель. Эта цель прослеживается довольно ясно. Это — наполнение бюджета, только не государственного, а личного (наверняка начальникам налоговых органов будет доведен план по сбору «мзды» и заносу ее наверх). Это — возможность иметь механизм передела собственности (мы еще не раз услышим о делах, подобных делу Ходорковского в России). Это — механизм, с помощью которого можно закрыть рот любому неугодному, а также убить зарождающийся средний класс.

И вся эта «махина» будет сосредоточена практически в одних руках, которые уже расставили своих людей на ключевых позициях в налоговых органах и Минфине. Это и есть «российский путь» развития с единственным олигархом и рейдером — государственным чиновником, контролирующим налоговые органы.

Да, совсем забыли об одном нюансе. Для бюджета все-таки есть один плюс. С момента вступления Налогового кодекса в силу все несогласованные на эту дату налоговые обязательства (в связи с оспариванием их налогоплательщиками) станут согласованными (поскольку институт согласования обязательств отменяется). По самым скромным подсчетам (с использованием данных ГНАУ), сумма таких одномоментно согласованных обязательств составит как минимум 25 млрд грн. Вроде бы неплохо для государства, но как же быть с кризисом и теми, кто это государство содержит? Ведь после такой одномоментной уплаты многих можно недосчитаться.

В заключение хотелось бы обратиться к тем 247 народным депутатам, которые проголосовали за проект Налогового кодекса в первом чтении. Вы уверены, что завтра этот кодекс не будет использован против вашего бизнеса или бизнеса тех, чьи интересы вы представляете? Какие у вас есть гарантии, что этого не произойдет? Вы уверены, что вечно будете в большинстве? До второго чтения изучите хотя бы разделы ІІ и ХІХ проекта Налогового кодекса и снимите ту «лапшу», которую вам повесили на уши…».

P.S.: П. 5 законопроекта 5600:

«Пункт 56.15 статті 56 викласти в такій редакції:

56.15. Скарга, подана з дотриманням порядку, строків та умов, визначених цією статтею, щодо визнання протиправним та/або скасування податкового повідомлення-рішення контролюючого органу зупиняє виконання платником податків неузгоджених грошових зобов’язань, визначених у такому податковому повідомленні-рішенні, та стягнення контролюючими органами таких грошових зобов’язань, на строк від дня подання такої скарги до контролюючого органу або звернення з позовом до суду і до дня закінчення процедури оскарження в адміністративному або судовому порядку, але передбачає поширення права податкової застави у порядку, передбаченому цим Кодексом, на такі неузгоджені грошові зобов’язання».

Просмотры 753

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Сформировали налоговый кредит на сумму НДС в связи с приобретением маркетинговых услуг – ждите вопрос об их использовании в хозяйственной деятельности от налоговиков 29 сентября, 2021    257

СЭАРГ – как закалялась тень 10 сентября, 2021    1271

Как работает «государство в смартфоне» на примере возмещения НДС 02 сентября, 2021    235

Какие изменения предлагает Законопроект № 5600? 15 июля, 2021    4509

Законопроект № 5600 предусматривает отмену ограничений на проверки бюджетного возмещения НДС.
А зачем тогда СЭА НДС вводили (или от «государства в смартфоне» по НДС к ручному управлению)?
07 июля, 2021    730

Из серии мыслей о Законопроекте № 5600: налоговый залог по несогласованным денежным обязательствам – почему от такой идеи законодателю лучше отказаться? 06 июля, 2021    603

Затягивание бюджетного возмещения по НДС через проверки: правомерно ли? 21 апреля, 2020    894

Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС? 21 апреля, 2020    4234

Баланс интересов как признак демократии или Лапша под названием «проект Налогового кодекса» 26 июня, 2010    4156

Прокомментировать