НнВК и индекс экономической свободы
Александр Шемяткин
Партнер КМ Партнеры
Что общего между Эстонией, Грузией, Латвией?
Эти страны имеют показатель экономической свободы болеe 70 баллов.
Достигли же они этого индекса в разное время:
Эстония – в 1999 году,
Грузия – в 2006 году,
Латвия – в 2016 году.
Общим является также то, что эти страны заменили налог на прибыль налогом на распределенную прибыль (аналог НнВК). Но также в разное время:
Эстония – в 2000 году,
Грузия – в 2017 году,
Латвия – в 2018 году.
Общим является и то, что вводили они распределенную прибыль после превышения индекса экономической свободы отметки в 70 баллов!
Украина имеет индекс экономической свободы – 52 балла (162-ое место в мире).
Таким образом, усилия продвинуть НнВК в Украине в условиях существующего уровня экономических свобод сравнимы с усилиями украинской власти снизить уровень коррупции.
Интересен опыт Грузии по внедрению распределенной прибыли и о последствиях такого внедрения.
В 2016 году Грузия «побила горшки» с МВФ из-за замены налога на прибыль налогом на распределенную прибыль. В итоге грузины все равно приняли распределенную прибыль, а МВФ с грузинами не сотрудничал. В конце 2018 года МВФ вернулся и составил третий отчет МВФ по Грузии. В июле 2019 года был составлен четвертый отчет МВФ по Грузии.
В обоих отчетах ни слова о налоге на распределённую прибыль, как говорится, скромно умолчали. Но отмечают прогресс в реформах и улучшении экономики.
Цитата из отчета:
«Статус экономического развития.
Экономические показатели оставались устойчивыми в 2018 году: рост достиг 4,7 процента, поддерживаемый внешним спросом; инфляция осталась ниже трехпроцентного целевого показателя, дефицит бюджета остался в соответствии с обязательствами по программе, и текущий состояние улучшилось. Более жесткие стандарты кредитования помогли замедлить рост кредитования на более устойчивом уровнем. Банковский сектор остается хорошо капитализированным, ликвидным и прибыльным. Долларизация остается высокой. В начале 2019 года были благоприятные условия для роста, а средняя инфляция немного выше целевой как результат повышения акциза».
Из нижеприведенных данных из отчета МВФ следует, что после введения налога на распределенную прибыль:
— ВВП на душу населения начинает расти быстрее исторического показателя;
— увеличиваются поступления от налога на доходы физических лиц;
— увеличиваются поступления от НДС;
— сумма поступлений от налога на прибыль в первый год уменьшается, а затем постепенно возрастает, но медленнее, чем другие налоги, и уменьшается в пропорциональном отношении к ВВП в связи с ростом ВВП.
Table 1. Georgia: Selected Economic and Financial Indicators, 2017–24 years
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
GDP per capita (in k. of U.S. dollars) | 4.3 | 4.5 | 4.9 | 5.4 | 5.8 | 6.2 | 6.6 |
Table 3a. Georgia: General Government Operations, GFSM2001 2017–24 years
2018 | 2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | |
Taxes on income, profits, and capital gains: | |||||||
Payable by individuals | 3,24 | 3,39 | 3,69 | 4,02 | 4,4 | 4,8 | 5,2 |
Payable by corporations | 737 | 808 | 859 | 911 | 972 | 1,03 | 1,125 |
Taxes on property | 441 | 458 | 494 | 535 | 580 | 628 | 681 |
VAT | 4,42 | 4,85 | 5,18 | 5,61 | 6,07 | 6,587 | 7,13 |
Excises | 1,46 | 1,49 | 1,67 | 1,81 | 1,96 | 2,13 | 2,31 |
Такой же эффект был и в Эстонии:
— ВВП на душу населения вырос за шесть лет в 4 раза;
— налог на прибыль остался на том же уровне, как и в предыдущие годы в абсолютных показателях, но по отношению к ВВП процент поступлений уменьшился (из-за роста ВВП);
— значительно возросли поступления от НДС и налога на доходы физических лиц (подоходный налог).
МВФ же не обращает внимание на такие нюансы поведения экономики при налоге на распределённую прибыль, сравнивая один показатель – соотношение поступлений от налога на прибыль к ВВП. Как было рассмотрено выше, поступления в процентном соотношении становятся меньше, но, напомню, в абсолютных значениях не уменьшаются.
Консерватизм и неповоротливость МВФ к новым моделям в сочетании с манипуляциями со стороны Минфина, а также уровнем экономической свободы в Украине делают НнВК неподъёмной моделью для продвижения без политической воли на уровне волонтерского движения. В связи с чем такую деятельность нет смысла продолжать.
P.S.: На Форуме «Повестка дня нового парламента» советник президента Олег Устенко сказал, что НнВК – это риски для страны, это риски! Риски! Риски! Риски! Риски… (см. по ссылке).
Так категорично об НнВК не высказывался даже МВФ.
Хочу лишь напомнить уважаемому советнику, как он высказывался перед выборами:
«Небольшие вложения средств могут давать большой эффект. Быструю детенизацию спровоцируют даже мягкие положительные изменения бизнес-климата. Но что ты можешь дать такого «вау»? Потому-то и обсуждается, например, отмена налога на прибыль и введение налога на выведенный капитал. Те, кто критикует эту идею, пускай вспомнят, что в наиболее накаленный политический период она была на устах у трех топовых кандидатов в президенты. Другой вопрос: как это согласовать с МВФ?» (см. по ссылке).
Со своей стороны хочу сказать, что нет большего риска для страны, чем продажа сельхозземли иностранцам! А именно это и собирается делать ЗеВласть по совету своих советников.
Все больше убеждаюсь, что от совкового бюрократа, требующего взятку в 100 долларов, намного меньше вреда, чем от образованного молодого циника во власти, заточенного под деньги в миллиардных масштабах.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Вернуть украинцев: действительно ли власть этого хочет?
Тотальное упрощение ведения бизнеса
Налоговая часть Дия Сити – в аспекте налога на выведенный капитал
Налоговый «набор» «Дия Сити» для IT-индустрии принят вопреки текущим обещаниям МВФ, но, по крайней мере, на частичное выполнение предвыборных обещаний
Налог на выведенный капитал (НнВК) может быть введен только для всех плательщиков
Налог на выведенный капитал + BEPS
Все, что нам надо – СВОБОДА!
Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone
Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса
Налог на прибыль: пробка для роста ВВП
Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор