+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Изменения Таможенного кодекса в связи с авторизованными экономическими операторами – упрощение, но не для всех

28 ноября, 2019 Блог

Ivan Shynkarenko_

Иван Шинкаренко

Кандидат экономических наук, партнер КМ Партнеры

Обрабатываю изменения, внесенные в таможенное законодательство принятым в начале октября законом1 о введении в Украине института авторизованных экономических операторов (АЭО). Изменения системные и после завершения всех предусмотренных переходных периодов сильно повлияют на практику таможенного оформления. И не только тех субъектов ВЭД, кому посчастливится получить новый статус.

Подробно об особенностях функционирования института экономических операторов и предусмотренных изменениях таможенного оформления мы поговорим в отдельных материалах по этому поводу.

Вместе с тем, уже сейчас хочу поделиться важными моментами, на которые обратил внимание.

Во-первых, предусмотрен переходной период, в течение которого статус АЭО сможет получить только очень ограниченное количество предприятий:

  • в течение первого года осуществляется оценка соответствия критериям АЭО касательно не более 10 предприятий одновременно;
  • в течение второго-третьего года – не более 20 и 30 предприятий соответственно.

Сейчас неизвестно, по каким критериям будут отбираться эти первые счастливчики. Если в порядке очередности подачи заявлений, то предприятиям, для которых этот статус может быть интересным, стоит уже начинать работать в данном направлении.

Вместе с тем, пока не до конца понятным является то, от каких именно предприятий будут принимать заявления для получения статуса АЭО-С (оператор с правом на специальные упрощения) в течение 1-3 лет.

Так, буквально в законе указывается, что в течение первых трех лет для такой авторизации заявления будут принимать «…исключительно от предприятий, являющихся одновременно производителями и экспортерами (импортерами) в значении, приведенном в части первой статьи 12 данного Кодекса».

Обновленная ст. 12 Таможенного кодекса предусматривает такие определения производителя и экспортера (импортера):

«1) производитель – предприятие, которое непосредственно производит товары, предназначенные для экспорта;

2) экспортер (импортер) – предприятие, которое на основании заключенных им непосредственно или через посредника (комиссионера, агента, консигнатора и т.п.) внешнеэкономических договоров (контрактов) осуществляет экспорт (импорт) товаров с перемещением их через таможенную границу Украины, независимо от таможенного режима, в который помещаются такие товары».

То есть, исходя из буквального прочтения, в первые три года данный статус смогут получить исключительно производители, производящие продукцию для экспорта, которые осуществляют или не осуществляют импортные операции. Соответственно, импортеры или экспортеры-дистрибьюторы, как и производители, которые осуществляют импортные операции, но производят продукцию только для внутреннего рынка, воспользоваться данной возможностью, похоже, что не смогут.

Во-вторых, похоже, что через три года субъектам ВЭД-импортерам придется попрощаться с таким удобным и уже привычным инструментом, как предварительная декларация с объемом данных, необходимым для выпуска товаров в таможенный режим (декларация типа «ЕА»).

На это указывает, в частности, п. 2 Раздела II «Заключительные и переходные положения» закона о том, что:

«Часть вторая статьи 258, подпункты 2 и 3 части третьей, части четвертая, пятая, седьмая, двенадцатая статьи 259 Таможенного кодекса Украины теряют силу через три года со дня вступления в силу данного Закона».

То есть с 07.11.2022 года из Таможенного кодекса будут исключены положения, предусматривающие механизмы, которые позволяли оформлять товары по предварительной таможенной декларации после перемещения через таможенную границу без предъявления таможне, в которой была оформлена такая декларация.

Поэтому хотя сейчас преимущества статуса АЭО и не являются такими очевидными для субъектов ВЭД, это может измениться в будущем, после окончания механизмов растаможки с применением предварительной декларации типа «ЕА».

В-третьих, законом вводится обновленная процедура таможенного пост-аудита, так называемый «пост-таможенный контроль» (ст. 3371 Таможенного кодекса). И с этой процедурой вскоре придется столкнуться многим субъектам ВЭД, независимо от намерения получить статус АЭО.

Так, в рамках такого контроля таможня, которая осуществляла таможенное оформление товара, имеет право проверить «…точность и полноту информации, которая содержится в таможенной декларации, общей декларации прибытия, и наличие, точность и правильность документов, на основании которых осуществлен выпуск товаров».

Пост-таможенный контроль осуществляется по результатам применения системы управления рисками и может быть инициирован во время таможенного оформления или в течение 30 календарных дней со дня выпуска товаров.

В рамках контроля таможня запрашивает в электронной форме документы, которые необходимо предоставить, а декларант обязан их подать в течение 15 календарных дней после запроса.

Эти документы проверяют в помещении таможни, то есть это такая себе таможенная камеральная проверка. По результатам формируется уведомление, которое направляется декларанту.

При этом, как понимаю, это не полноценная таможенная проверка, по результатам которой таможенники имеют право составить акт и определить дополнительные обязательства. В соответствии с новыми положениями Таможенного кодекса результаты пост-таможенного контроля предприятия учитываются системой управления рисками и во время планирования и проведения документальных проверок.

То есть если в пределах пост-таможенного контроля выявят проблемы, то это может стать причиной инициирования документальной проверки. А вот по результатам такой проверки уже может быть составлен акт и осуществлены доначисления.

Таким образом, изменения Таможенного кодекса касательно авторизованных экономических операторов, как оказывается, касаются не только предприятий, которые намерены получить такой статус. Многое меняется и для всех субъектов ВЭД, и стоит с ними заранее ознакомиться.

Примечания:

1Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины касательно некоторых вопросов функционирования авторизованных экономических операторов» от 02.10.2019 года № 141-IX.

Просмотры 3679

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Повторная криминализация контрабанды товаров: хорошо забытое старое 22 января, 2024    435

Очередные таможенные новеллы в условиях военного положения. Приостановление взыскания таможенных платежей и таможенное оформление по упрощенной процедуре 01 апреля, 2022    3023

Ограничения экспорта пищевой продукции из Украины, введенные во время действия военного положения 15 марта, 2022    3406

Упрощение оформления таможенных грузов в условиях военного положения 14 марта, 2022    1934

Споры касательно квалификации товара по коду УКТ ВЭД: актуальная судебная практика, которая может пригодится при «ожесточенной борьбе» с таможенным органом 19 августа, 2021    953

Споры касательно таможенной стоимости: обзор свежих решений Верховного Суда 15 апреля, 2021    1572

Налоговые льготы для новых значительных инвестиций 02 апреля, 2021    2770

ОДП (общая декларация прибытия) подкралась незаметно 19 ноября, 2020    7907

Авторизованные экономические операторы (АЭО): какая процедура получения статуса? 10 февраля, 2020    1335

Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус? 14 января, 2020    2170

В Украине с 01 января 2020 г. изменен Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль и/или не являющихся налоговыми резидентами государств своей регистрации 14 января, 2020    9706

Статус авторизованного экономического оператора (АЭО) и его преимущества 24 декабря, 2019    2168

Прокомментировать