Изменения Таможенного кодекса в связи с авторизованными экономическими операторами – упрощение, но не для всех
Иван Шинкаренко
Кандидат экономических наук, партнер КМ Партнеры
Обрабатываю изменения, внесенные в таможенное законодательство принятым в начале октября законом1 о введении в Украине института авторизованных экономических операторов (АЭО). Изменения системные и после завершения всех предусмотренных переходных периодов сильно повлияют на практику таможенного оформления. И не только тех субъектов ВЭД, кому посчастливится получить новый статус.
Подробно об особенностях функционирования института экономических операторов и предусмотренных изменениях таможенного оформления мы поговорим в отдельных материалах по этому поводу.
Вместе с тем, уже сейчас хочу поделиться важными моментами, на которые обратил внимание.
Во-первых, предусмотрен переходной период, в течение которого статус АЭО сможет получить только очень ограниченное количество предприятий:
- в течение первого года осуществляется оценка соответствия критериям АЭО касательно не более 10 предприятий одновременно;
- в течение второго-третьего года – не более 20 и 30 предприятий соответственно.
Сейчас неизвестно, по каким критериям будут отбираться эти первые счастливчики. Если в порядке очередности подачи заявлений, то предприятиям, для которых этот статус может быть интересным, стоит уже начинать работать в данном направлении.
Вместе с тем, пока не до конца понятным является то, от каких именно предприятий будут принимать заявления для получения статуса АЭО-С (оператор с правом на специальные упрощения) в течение 1-3 лет.
Так, буквально в законе указывается, что в течение первых трех лет для такой авторизации заявления будут принимать «…исключительно от предприятий, являющихся одновременно производителями и экспортерами (импортерами) в значении, приведенном в части первой статьи 12 данного Кодекса».
Обновленная ст. 12 Таможенного кодекса предусматривает такие определения производителя и экспортера (импортера):
«1) производитель – предприятие, которое непосредственно производит товары, предназначенные для экспорта;
2) экспортер (импортер) – предприятие, которое на основании заключенных им непосредственно или через посредника (комиссионера, агента, консигнатора и т.п.) внешнеэкономических договоров (контрактов) осуществляет экспорт (импорт) товаров с перемещением их через таможенную границу Украины, независимо от таможенного режима, в который помещаются такие товары».
То есть, исходя из буквального прочтения, в первые три года данный статус смогут получить исключительно производители, производящие продукцию для экспорта, которые осуществляют или не осуществляют импортные операции. Соответственно, импортеры или экспортеры-дистрибьюторы, как и производители, которые осуществляют импортные операции, но производят продукцию только для внутреннего рынка, воспользоваться данной возможностью, похоже, что не смогут.
Во-вторых, похоже, что через три года субъектам ВЭД-импортерам придется попрощаться с таким удобным и уже привычным инструментом, как предварительная декларация с объемом данных, необходимым для выпуска товаров в таможенный режим (декларация типа «ЕА»).
На это указывает, в частности, п. 2 Раздела II «Заключительные и переходные положения» закона о том, что:
«Часть вторая статьи 258, подпункты 2 и 3 части третьей, части четвертая, пятая, седьмая, двенадцатая статьи 259 Таможенного кодекса Украины теряют силу через три года со дня вступления в силу данного Закона».
То есть с 07.11.2022 года из Таможенного кодекса будут исключены положения, предусматривающие механизмы, которые позволяли оформлять товары по предварительной таможенной декларации после перемещения через таможенную границу без предъявления таможне, в которой была оформлена такая декларация.
Поэтому хотя сейчас преимущества статуса АЭО и не являются такими очевидными для субъектов ВЭД, это может измениться в будущем, после окончания механизмов растаможки с применением предварительной декларации типа «ЕА».
В-третьих, законом вводится обновленная процедура таможенного пост-аудита, так называемый «пост-таможенный контроль» (ст. 3371 Таможенного кодекса). И с этой процедурой вскоре придется столкнуться многим субъектам ВЭД, независимо от намерения получить статус АЭО.
Так, в рамках такого контроля таможня, которая осуществляла таможенное оформление товара, имеет право проверить «…точность и полноту информации, которая содержится в таможенной декларации, общей декларации прибытия, и наличие, точность и правильность документов, на основании которых осуществлен выпуск товаров».
Пост-таможенный контроль осуществляется по результатам применения системы управления рисками и может быть инициирован во время таможенного оформления или в течение 30 календарных дней со дня выпуска товаров.
В рамках контроля таможня запрашивает в электронной форме документы, которые необходимо предоставить, а декларант обязан их подать в течение 15 календарных дней после запроса.
Эти документы проверяют в помещении таможни, то есть это такая себе таможенная камеральная проверка. По результатам формируется уведомление, которое направляется декларанту.
При этом, как понимаю, это не полноценная таможенная проверка, по результатам которой таможенники имеют право составить акт и определить дополнительные обязательства. В соответствии с новыми положениями Таможенного кодекса результаты пост-таможенного контроля предприятия учитываются системой управления рисками и во время планирования и проведения документальных проверок.
То есть если в пределах пост-таможенного контроля выявят проблемы, то это может стать причиной инициирования документальной проверки. А вот по результатам такой проверки уже может быть составлен акт и осуществлены доначисления.
Таким образом, изменения Таможенного кодекса касательно авторизованных экономических операторов, как оказывается, касаются не только предприятий, которые намерены получить такой статус. Многое меняется и для всех субъектов ВЭД, и стоит с ними заранее ознакомиться.
Примечания:
1Закон Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины касательно некоторых вопросов функционирования авторизованных экономических операторов» от 02.10.2019 года № 141-IX.
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
ОДП (общая декларация прибытия) подкралась незаметно
1452
Авторизованные экономические операторы (АЭО): какая процедура получения статуса?
645
Авторизованные экономические операторы (АЭО): кто может получить этот статус?
1188
Статус авторизованного экономического оператора (АЭО) и его преимущества
1093
Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах
445
Изменения Таможенного кодекса Украины касательно защиты прав интеллектуальной собственности – «зеленый свет» параллельному импорту
2284
ФЛП и таможня
1223
Почему таможенная стоимость – это проблема для «белого» бизнеса, а для «серого» – возможность, или где предусмотренная законом система контроля таможенной стоимости дает сбой?
1346
Система безответственности за таможенные правонарушения. Что не так и что делать?
2301
Спецпошлина на все товары из РФ: всем импортерам приготовиться
837
Обновленный Верховный Суд более лоялен к налогоплательщикам?
Сравниваем решения по таможенным вопросам за 2017 и 2018 гг.
889
