Практическое ТЦО

авторы: Иван Шинкаренко, Екатерина Утиралова

издание: "50 ведущих юридических фирм Украины 2015 года"

30 ноября, 2015 Пресса

Читать статью на сайте «Юридическая практика»

Инструменты контроля над трансфертным ценообразованием до сих пор в новинку для многих украинских предпринимателей и воспринимаются ими в штыки. Перманентное изменение правил в этой сфере еще более усугубляет ситуацию. На данный момент бизнесу следует понимать, что значение трансфертного ценообразования в перспективе будет только усиливаться. Это глобальная тенденция, о чем свидетельствует, например, план мероприятий в связи с отчетом ОЭСР «О размывании налоговой базы и выводе прибыли из-под налогообложения» (BEPS), где контролю за трансфертным ценообразованием отводится одна из ключевых ролей.

Украина также не стоит в стороне от этих веяний контроля за уплатой налога, а это означает, что административные усилия по соблюдению новых требований в перспективе сокращаться не будут. Скорее наоборот, именно в этом направлении вероятное будущее контроля за налогообложением прибыли предприятий. И такое утверждение будет особенно верным, если Верховная Рада все же поддержит реформу налога на прибыль, предполагающую обложение исключительно распределяемой прибыли и приравненных к ней платежей.

При этом контролирующие органы уже активно работают по вопросам трансфертного ценообразования. Например, по официальной статистике Государственной фискальной службы по состоянию на 1 сентября 2015 года налоговая начислила 15,4 млн грн штрафов только за несвоевременную подачу отчета о контролируемых операциях и неуказание в отчете всего количества контролируемых операций.

Для нивелирования подобных рисков необходимо в первую очередь определить наличие контролируемых операций. При этом нужно учитывать, что перечень контролируемых операций может быть разным для разных периодов, в зависимости от действовавшей редакции статьи 39 Налогового кодекса Украины. В частности, редакция, которая действовала до 1 января 2015 года, применяется к операциям, осуществленным с 1 сентября 2013 года по 31 декабря 2014 года, а редакция, которая действует с 1 января 2015 года, применяется к операциям, совершаемым уже в 2015 году. И в части определения перечня контролируемых операций данные редакции имеют существенные различия как стоимостных критериев, так и типов операций (например, с 1 января 2015 года не контролируются операции со связанными лицами-резидентами).

Если предприятие понимает, что его операции контролируются, необходимо выработать общий подход для обоснования трансфертных цен. При этом наше законодательство выписано таким образом, что уже при подаче отчета о контролируемых операциях в мае года, который следует за отчетным, предприятие должно понимать, как именно собирается обосновывать свои контролируемые операции. А это означает, что на дату подачи отчета если и не нужно иметь полный пакет документации на руках, то как минимум необходимо обладать информацией о методах, которые планируется применять.

Кроме того, применяемый метод трансфертного ценообразования может напрямую влиять и на требования к заполнению отчета о контролируемых операциях. Например, не так давно ГФС Украины разместила на своем сайте для ознакомления проект новой формы и порядка заполнения отчета, который, среди прочего, содержит возможность группировать операции (в действующей редакции часто налогоплательщики вынуждены были проставлять тысячи позиций для включения операций в отчет). Однако такая группировка возможна только в случае, если для обоснования цены плательщик применяет методы рентабельности. Если компания выбирает метод сравнительной неконтролируемой цены, то, как и ранее, предмет каждой контролируемой операции необходимо указывать отдельно.

Что касается вопросов дальнейшего анализа документации и проведения проверок, то уже сейчас в рамках ГФС активно работает соответствующий отдел, по данным ГФС проводятся первые проверки. Конкретной информации по доначислениям по сути трансфертного ценообразования еще нет. Но, по нашей информации, проверяющие детально анализируют распределение функций сторон контролируемой операции, распределение рисков и используемых активов. Возникают вопросы с уровнем рентабельности.

Таким образом, медленно, но уверенно вопрос трансфертного ценообразования из теории переходит в практику. И это четкий сигнал к тому, что подготовку документации не стоит оставлять на потом, а следует заблаговременно и внимательно проработать все аспекты. Этот процесс непростой и требует определенных усилий и затрат. Но нужно понимать, что судебное разбирательство по данным вопросам будет более дорогостоящим удовольствием.

Просмотры 325

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Корректировки по налогу на прибыль для целей трансфертного ценообразования – А возможны ли вообще такие корректировки? 24 февраля, 2016    532

Контроль за трансфертным ценообразованием: мониторинг, проверки, опросы 17 декабря, 2015    1068

«Традиционные» ежегодные изменения в трансфертном ценообразовании: версия «реформы» от Минфина 04 декабря, 2015    428

Правила трансфертного ценообразования в Украине: снова с чистого листа 17 ноября, 2015    583

Трансфертное ценообразование и налоговая стоимость (программное заявление Международной Торговой Палаты) 21 сентября, 2012    4306

Прокомментировать