На те же грабли: Зачем депутаты спешили с принятием налога на недвижимость и на авто с большим двигателем?

автор: Александр Минин

издание: «Контракты.ua»

22 Январь, 2015 Пресса

Читать статью на сайте издания.

Налог на недвижимость и на «авто с большим двигателем» по закону не подлежит уплате, по крайней мере, в 2015 году, поскольку местные советы не принимали и не могли принять и официально обнародовать до 15 июля прошлого 2014 года решение об установлении таких налогов и сборов.

1.

В конце прошлого 2014 года Кабмин, при поддержке Верховной Рады, «одарил» Украину новыми налогами, в частности, налогом на недвижимость в новой редакции и транспортным аналогом – налогом с машин объемом двигателя более трех литров.

Этих налогов нет в перечне общегосударственных налогов и сборов (статья 9 Налогового кодекса, далее  «НКУ», «Кодекс»). А в соответствии с п. 9.4. ст. 9 НКУ «установление общегосударственных налогов и сборов, не предусмотренных настоящим Кодексом, запрещается»; в соответствии с п. 4.2. «Общегосударственные, местные налоги и сборы, взимание которых не предусмотрено настоящим Кодексом, уплате не подлежат».

Скрываются новые налоги среди местных (статья 10 НКУ). Причем в статье 10, которой установлен перечень местных налогов, такие налоги прямо не указаны. Зато там есть теперь «налог на имущество» (п.п. 10.1.1.), который состоит из трех различных налогов. То есть три различных налога, с различными объектами налогообложения, базой налогообложения, ставкой налогообложения, порядком исчисления и тому подобное. Эти три различных по определяющим элементам налога Кабмин предписал считать одним налогом, чтобы считалось, что в Украине стало меньше налогов.

В соответствии со ст. 265 НКУ в новой редакции:

«265.1. Налог на имущество состоит из:

265.1.1. налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
265.1.2. транспортного налога;
265.1.3. платы за землю».

Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, прописан в статье 266, а транспортный налог (то есть налог на легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем цилиндров двигателя более 3000 куб. см)  в статье 267.

2.

Особенность местных налогов заключается в том, что они по закону не могут быть установлены непосредственно решением Верховной Рады Украины.

Пунктом 8.3. ст. 8 НКУ: «8.3. К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин». В то же время, в соответствии с п. 4.4. ст. 4 НКУ: «4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины».

То есть непосредственное установление местных налогов (а, следовательно, и налога на недвижимое имущество и транспортного налога) отнесены Налоговым кодексом к компетенции соответствующих сельских, поселковых, городских советов в пределах их полномочий.

Установление местных налогов исключительно соответствующими решениями местных советов закреплено также п. 24 ч. 1 ст. 26 Закона «О местном самоуправлении в Украине» и ст. 143 Конституции Украины.

Итак, Верховная Рада не может непосредственно своим решением ввести такие налоги как местные на соответствующих территориях.

3.

Налоговым кодексом пока также установлено:

«10.2. Местные советы обязательно устанавливают единый налог и налог на имущество (в части транспортного налога и платы за землю).

10.3. Местные советы в пределах полномочий, определенных этим Кодексом, решают вопросы в соответствии с требованиями настоящего Кодекса по установлению налога на имущество (в части налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка) и установление сбора за места для парковки транспортных средств, туристического сбора».

Таким образом, местные советы по НКУ должны обязательно установить (соответствующим решением местного совета) транспортный налог и решить вопрос (по своему усмотрению), или вводить налог (и в каких размерах) на имущество, отличное от земельного участка.

4.

Налоговым кодексом также установлен особый порядок вступления в силу решений о введении местных налогов:

«12.5. Официально обнародованное решение об установлении местных налогов и сборов является нормативно-правовым актом по вопросам налогообложения местными налогами и сборами, который вступает в силу с учетом сроков, предусмотренных подпунктом 12.3.4 этой статьи».

«12.3.4. Решение об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом».

То есть, исходя из приведенных выше норм Кодекса, новые налоги практически не могут быть признаны обязательными к уплате, по крайней мере, в 2015 году, ведь местные советы не принимали и не могли принять и официально обнародовать до 15 июля прошлого 2014 года решение об установлении таких налогов и сборов.

5.

Правда, пунктом 12.3.5. ст. 12 НКУ в дальнейшем установлено: «12.3.5. В случае если сельский, поселковый или городской совет не принял решение об установлении соответствующих местных налогов и сборов и акцизного налога в части реализации субъектами хозяйствования розничной торговли подакцизных товаров, которые являются обязательными в соответствии с нормами настоящего Кодекса, такие налоги до принятия решения взимаются исходя из норм настоящего Кодекса с применением их минимальных ставок, а плата за землю взимается с применением ставок, действовавших до 31 декабря года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение платы за землю».

Транспортный налог, по нормам Кодекса, подлежит обязательному установлению (п. 10.2. cт. 10 НКУ), а вот обязательность налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, нормами действующей редакции Кодекса не предусмотрена.

Итак, исходя из приведенных выше норм, налог на недвижимость (что касается нововведений, пока не отраженных в решениях местных советов) уплате по крайней мере в 2015 году не подлежит.

6.

Что же касается законности транспортного налога и его «обязательности» в 2015 году как местного налога, без соответствующих решений местных советов, тоже есть большие сомнения.

В частности, пунктом 4.4. НКУ установлено:

«4.4. Установление и отмена налогов и сборов, а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с настоящим Кодексом Верховной Радой Украины, а также Верховной Радой Автономной Республики Крым, сельскими, поселковыми, городскими советами в пределах их полномочий, определенных Конституцией Украины и законами Украины».

Однако, как мы помним, ст. 19 Конституции Украины устанавливает: «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способов, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины».

То есть согласно Налоговому кодексу (а также Конституции Украины и Закону «О местном самоуправлении в Украине»), установление местных налогов, включая установление их конкретной ставки, отнесено к исключительной компетенции (полномочий) местных советов.

Так что обязательность транспортного налога (как установленного Верховной Радой за пределами предоставленной ей законом и Конституцией компетенции) без соответствующих решений местных советов, по меньшей мере, спорна. Поэтому вполне вероятно возникновение споров по этому поводу.

7.

Приведем аргументы о неправомерности взимания транспортного налога.

По сути, этот налог является общегосударственным, как он определен НКУ:

«8.2. К общегосударственным относятся налоги и сборы, установленные настоящим Кодексом и обязательны к уплате на всей территории Украины, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом».

Итак, этот налог фактически установлен Верховной Радой в Кодексе и является обязательным к уплате на всей территории Украины. При этом его взимание по Кодексу (по единой для всей Украины ставке) не требует принятия какого-то решения местного совета.

При этом этот налог не соответствует обязательным признакам местного налога, как они были установлены Кодексом:

«8.3. К местным относятся налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах предельных размеров ставок, определенных этим Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин».

В соответствии с нормами Кодекса рассматриваемый налог не требует для фактического установления соответствующего решения местного совета и является обязательным к уплате не только на территории определенной отдельной территориальной общины или общин, а (без исключений!) «Является обязательным к уплате на всей территории Украины».

Итак, этот налог де-факто является общегосударственным налогом, фиксированную и единую для всей Украины ставку которого установила непосредственно Верховная Рада Украины.

Однако в перечне общегосударственных налогов (ст. 9 НКУ) такого налога нет. Как было уже отмечено в разделе 1 настоящего обзора, Налоговый кодекс запрещает установление общегосударственных налогов, не предусмотренных настоящим Кодексом, и запрещает взимания общегосударственных налогов, взимание которых не предусмотрено Кодексом.

Выводы:

1. Новый налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, по закону не подлежит уплате по крайней мере в 2015 году.

2. Законность транспортного налога, то есть налога на легковые автомобили с объемом двигателя более 3 литров, вообще крайне сомнительна. Поэтому есть веские юридические аргументы, что он не подлежит взысканию по закону.

3. Учитывая эти факторы непонятно, почему Кабмин так спешил с принятием, в частности, этих налогов перед Новым годом. Как показывает опыт 2014 года (например, изменение четыре раза в течение года порядка налогообложения процентов), спешка приводит, скорее, к сомнительным последствиям.

4. Такие действия системно нарушают принцип стабильности налогообложения, как это определено в Налоговом кодексе: принятие изменений относительно ключевых элементов не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода.

Просмотры 806

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Спорная позиция Высшего административного суда Украины касательно транспортного налога за 2015 год 18 ноября, 2016    537

Определение авто, которые облагаются транспортным налогом, — по цене с НДС или без? 27 мая, 2016    686

Противоречит ли налог на легковые автомобили нормам ВТО? 27 мая, 2016    609

Налог на роскошь иметь легковое авто 11 февраля, 2016    2515

Налог на недвижимость (касательно нововведений) и на «авто с большим двигателем» по закону не подлежит уплате по крайней мере в 2015 году 08 Январь, 2015    2866

Прокомментировать