+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Таможенные воины: полномасштабные проверки таможенных органов могут усложнить деятельность предприятий не меньше, чем налоговые

авторы: Иван Шинкаренко, Наталья Евчук

издание: «Юридическая практика», № 6 (842)

11 февраля, 2014 Пресса

Со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Украины (ТК) в июне 2012 года в таможенное право Украины было внедрено новое явление – полномасштабные таможенные проверки предприятий по таможенным вопросам (так называемый «постаудит»).

В предыдущей редакции ТК контролю товаров после их растаможки была посвящена лишь ст. 69, и такой контроль мог осуществляться, если были достаточные основания считать, что имеет место нарушение законодательства. В действующем ТК эти нормы более детализированы. 

Видовые отличия

Вследствие преобразования таможенных и налоговых органов в Миндоходов в украинском законодательстве сложилась нестандартная ситуация, когда деятельность одного органа регулируется двумя нормативно-правовыми актами: Таможенным и Налоговым кодексами. В связи с этим возникает вопрос, каким же актом должен руководствоваться орган Миндоходов во время проведения таможенных проверок. По нашему мнению, ответ на данный вопрос содержится в части 3 статьи 7 ТК, согласно которой «основания государственного таможенного дела, в частности … процедуры таможенного контроля … определяются этим [таможенным] кодексом или другими законами Украины». Поскольку одним из видов таможенного контроля является проведение документальных проверок по таможенным вопросам, их проведение осуществляется соответствующими органами Миндоходов согласно положениям ТК.

Частью 3 статьи 345 ТК предусмотрено два вида документальных проверок – выездные и невыездные. Причем проверки могут проводиться по таким вопросам:

  • правильность определения базы налогообложения, своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;
  • обоснованность и законность предоставления (получения) льгот;
  • правильность классификации согласно УКТ ВЭД;
  • целевое использованиетоваров, перемещенных через таможенную границу Украины;
  • соответствие финансовых и бухгалтерских документов, отчетов, договоров (контрактов), калькуляций, иных документов предприятия информации, указанной при декларировании;
  • законность перемещения товаров через таможенную границу Украины, в том числе на территорию свободной таможенной зоны или вывоза с этой территории.

Период, за который может быть проведена проверка, ограничен 3 годами, как и обязательный срок хранения документов, указанных в таможенной декларации.

План выезда

Документальная выездная плановая проверка предусматривается в плане-графике, и проводится по местонахождению предприятия не чаще 1 раза в 12 месяцев (уполномоченного экономического оператора – не чаще 1 раза в 30 месяцев). Отметим, что если предусмотрена и налоговая проверка предприятия, то такие проверки проводятся одновременно. Порядок согласования одновременного проведения проверок по налоговым и таможенным вопросам урегулирован приказом Минфина № 582 от 22.05.2012 г.

Документальная выездная внеплановая проверка может быть проведена при наличии хотя бы одного из перечисленных в части 7 статьи 346 ТК оснований. Таких оснований пять, и они, в сущности, повторяют основания, которые упоминаются в перечне для проведения внеплановой выездной налоговой проверки. Также соответствующий орган Миндоходов обязан не позже 10 дней до начала проверки направить или вручить предприятию копию приказа и письменное уведомление с указанием даты начала проверки. При несоблюдении вышеуказанного проведение поверки будет неправомерным.

Вместе с тем, предприятие обязано допустить проверяющих к проведению выездной проверки (плановой или внеплановой), если проверяющими предъявлены следующие документы: 1) копия приказа о проведении проверки; 2) удостоверение о праве на проведение проверки, соответствующее установленным требованиям (основания проверки и другая обязательная информация, подпись руководителя, печать органа Миндоходов); 3) служебные удостоверения. В противном случае возникают основания для недопуска к проведению проверки (часть 6 статьи 349 ТК).

В случае недопуска проверяющими составляется акт. Перед подписанием акта следует проверить указанные в нем причины недопуска. Если изложенное не соответствует действительности, акт подписывать не следует, а настоящие причины недопуска нужно отразить в пояснениях предприятия. Такие пояснения желательно также подать органу Миндоходов через канцелярию (для получения отметки) для дальнейшего использования в судебномразбирательстве о правомерности недопуска к проведению проверки.

ТК определяет большой перечень прав проверяющих, в частности, проверять документы, связанные с операциями ввоза/ вывоза товара, осматривать помещения предприятия, проводить контрольные анализы, запуски сырья и материалов в производство с привлечением экспертов, др.

При этом проверяющие могут склонять к сотрудничеству проверяемые предприятия, используя свое право на административный арест активов и меры таможенного обеспечения (одноразовые номерные запорно-пломбировочные устройства, печати, штампы, голографические метки, электронная цифровая подпись и иные средства идентификации).

Также хотим отметить право проверяющих составлять протоколы о нарушении таможенных правил во время проведения проверки. Это означает, что, например, при выявлении излишков продукции на складе, которые не указывались в декларации (ст. 484 ТК), контролирующие органы имеют право составить протокол и изъять эту продукцию согласно ч. 2 ст. 511 ТК до решения дела по сути в судебном порядке. Напомним, что статья 484 ТК предусматривает ответственность за хранение товаров, ввезенных на Украину вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, в форме штрафа в размере 100 % стоимости товаров или их конфискации.

Перечень обязанностей проверяющих более общий и сводится к обязанностям обеспечения конфиденциальности полученной информации и не нарушения режима работы предприятий.

Права и обязанности должностных лиц субъектов ВЭД предусмотрены статьей 350 ТК и, в основном, соответствуют правам и обязанностям проверяющих.

Невыездные процедуры

Невыездные проверки проводятся, когда:

  • выявлены признаки нарушения таможенного законодательства по результатам анализа электронных копий таможенных деклараций, информации об оформленных товарах, полученной от субъектов ВЭД и производителей, заключений аккредитованных экспертов;
  • поступила документально подтвержденная информация органов иностранных государств о неподтверждении аутентичности документов, поданных для таможенного оформления, а также запросов относительно предоставления информации о внешнеэкономических операциях, в которых участвовали резиденты Украины.

Документальная невыездная проверка проводится на основании приказа в помещении соответствующего органа. О дате начала и месте проведения проверки предприятие должно быть оповещено письменным уведомлением.

При этом длительность как выездной, так и невыездной проверки должна быть указана в приказе и не может превышать 30 дней, за исключением увеличения срока еще на 15 дней соответствующим приказом органа Миндоходов.

Профилактика

Для уменьшения вероятности доначислений и санкций к должностным лицам предприятия по результатам проверки рекомендуем следующее. Во-первых, на предприятии должно быть назначено уполномоченное лицо, ответственное за контакты с проверяющими. Этот вопрос можно урегулировать с помощью приказа с определением круга прав и обязанностей такого лица. Во-вторых, перед началом проверки необходимо проверить документы проверяющих на предмет наличия оснований для их недопуска, а также ознакомить со временем работы предприятия. В-третьих, пояснения по документам рекомендуем предоставлять исключительно на письменные запросы проверяющих и с ведома руководства предприятия и/или уполномоченного лица. Эти, а также иные важные моменты, связанные с проверками, рекомендуем урегулировать во внутренних документах, например положении о проверках.

Также полезно регулярно проводить самопроверку (как вариант, с привлечением внешних специалистов) соблюдения требований таможенного законодательства, а также разработать внутренние механизмы для уменьшения рисков, например, правила обращения с излишками импортной продукции, которые вполне могут быть выявлены при проверке в качестве незадекларированного товара.

Процедура оформления результатов проверки установлена статьей 354 ТК и в целом повторяет правила, существующие для налоговых проверок. Так, нарушения фиксируются в акте, на который могут быть поданы возражения. Доначисления оформляются налоговыми уведомлениями-решениями, которые могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде.

Что касается особенностей таможенной проверки, то это возможность пересмотра таможенной стоимости, классификации товаров согласно УКТ ВЭД, государства происхождения и оснований для применения льгот. Отдельными решениями такой пересмотр не оформляется – об этом достаточно указать в акте проверки. Эти правила существенно упрощают такой пересмотр, поскольку ранее необходимо было принять отдельное решение о пересмотре, причем по каждой таможенной декларации, согласно которой осуществлялось таможенное оформление. Доводы против таких решений органов Миндоходов излагаются предприятием при апелляционном обжаловании налоговых уведомлений-решений.

С учетом вышеизложенного, таможенные проверки имеют все шансы превратиться в бич налогоплательщиков не менее серьезный, чем налоговые проверки. Поэтому рекомендуем заблаговременно готовиться к таможенным проверкам, включая проведение анализа на предмет наиболее распространенных рисков (например, таможенная стоимость, классификация, излишки товаров) и проводить мероприятия по их уменьшению.

Просмотры 2919

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

«У государства отсутствует ответственность за всё, что оно делает» (интервью партнеров КМ Партнеры для Юридической Газеты) 21 июня, 2018    600

Контроллеры без полномочий, или к чему приводят эвфемизмы в законотворчестве (таможенный пост-аудит сейчас незаконен?) 20 марта, 2018    290

Вознаграждение экспедитора-резидента и таможенная стоимость. Включать или не включать – вот в чем вопрос. Или уже не вопрос? 24 июля, 2017    333

Что стоит сделать с таможенной системой Украины? 27 июня, 2017    358

Проект изменений в Порядок включения роялти/лицензионных платежей в таможенную стоимость. Что нового? 21 июня, 2017    393

Ваши товары могут завозить на оккупированные территории Украины из других стран? Готовьтесь к остановке ВЭД в Украине 26 мая, 2017    521

Режим переработки на таможенной территории Украины: время провести «краш-тест» выбранной модели работы по этому режиму? 18 мая, 2017    461

Трансфертное ценообразование и таможенная оценка: точки соприкосновения и как их использовать бизнесу 10 марта, 2017    1246

Практика ВАСУ по таможенным вопросам за 2016 год. Куда направляемся? 08 февраля, 2017    535

«Серые» подгузники. Заблокирует ли Украина измельчение партий товаров при импорте? 02 февраля, 2017    229

Работа над ошибками 27 декабря, 2016    780

Юристы и таможня 15 ноября, 2016    486

Прокомментировать