Таможенные воины: полномасштабные проверки таможенных органов могут усложнить деятельность предприятий не меньше, чем налоговые

авторы: Иван Шинкаренко, Наталья Евчук

издание: «Юридическая практика», № 6 (842)

11 февраля, 2014 Пресса

Со вступлением в силу новой редакции Таможенного кодекса Украины (ТК) в июне 2012 года в таможенное право Украины было внедрено новое явление – полномасштабные таможенные проверки предприятий по таможенным вопросам (так называемый «постаудит»).

В предыдущей редакции ТК контролю товаров после их растаможки была посвящена лишь ст. 69, и такой контроль мог осуществляться, если были достаточные основания считать, что имеет место нарушение законодательства. В действующем ТК эти нормы более детализированы. 

Видовые отличия

Вследствие преобразования таможенных и налоговых органов в Миндоходов в украинском законодательстве сложилась нестандартная ситуация, когда деятельность одного органа регулируется двумя нормативно-правовыми актами: Таможенным и Налоговым кодексами. В связи с этим возникает вопрос, каким же актом должен руководствоваться орган Миндоходов во время проведения таможенных проверок. По нашему мнению, ответ на данный вопрос содержится в части 3 статьи 7 ТК, согласно которой «основания государственного таможенного дела, в частности … процедуры таможенного контроля … определяются этим [таможенным] кодексом или другими законами Украины». Поскольку одним из видов таможенного контроля является проведение документальных проверок по таможенным вопросам, их проведение осуществляется соответствующими органами Миндоходов согласно положениям ТК.

Частью 3 статьи 345 ТК предусмотрено два вида документальных проверок – выездные и невыездные. Причем проверки могут проводиться по таким вопросам:

  • правильность определения базы налогообложения, своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты таможенных платежей;
  • обоснованность и законность предоставления (получения) льгот;
  • правильность классификации согласно УКТ ВЭД;
  • целевое использованиетоваров, перемещенных через таможенную границу Украины;
  • соответствие финансовых и бухгалтерских документов, отчетов, договоров (контрактов), калькуляций, иных документов предприятия информации, указанной при декларировании;
  • законность перемещения товаров через таможенную границу Украины, в том числе на территорию свободной таможенной зоны или вывоза с этой территории.

Период, за который может быть проведена проверка, ограничен 3 годами, как и обязательный срок хранения документов, указанных в таможенной декларации.

План выезда

Документальная выездная плановая проверка предусматривается в плане-графике, и проводится по местонахождению предприятия не чаще 1 раза в 12 месяцев (уполномоченного экономического оператора – не чаще 1 раза в 30 месяцев). Отметим, что если предусмотрена и налоговая проверка предприятия, то такие проверки проводятся одновременно. Порядок согласования одновременного проведения проверок по налоговым и таможенным вопросам урегулирован приказом Минфина № 582 от 22.05.2012 г.

Документальная выездная внеплановая проверка может быть проведена при наличии хотя бы одного из перечисленных в части 7 статьи 346 ТК оснований. Таких оснований пять, и они, в сущности, повторяют основания, которые упоминаются в перечне для проведения внеплановой выездной налоговой проверки. Также соответствующий орган Миндоходов обязан не позже 10 дней до начала проверки направить или вручить предприятию копию приказа и письменное уведомление с указанием даты начала проверки. При несоблюдении вышеуказанного проведение поверки будет неправомерным.

Вместе с тем, предприятие обязано допустить проверяющих к проведению выездной проверки (плановой или внеплановой), если проверяющими предъявлены следующие документы: 1) копия приказа о проведении проверки; 2) удостоверение о праве на проведение проверки, соответствующее установленным требованиям (основания проверки и другая обязательная информация, подпись руководителя, печать органа Миндоходов); 3) служебные удостоверения. В противном случае возникают основания для недопуска к проведению проверки (часть 6 статьи 349 ТК).

В случае недопуска проверяющими составляется акт. Перед подписанием акта следует проверить указанные в нем причины недопуска. Если изложенное не соответствует действительности, акт подписывать не следует, а настоящие причины недопуска нужно отразить в пояснениях предприятия. Такие пояснения желательно также подать органу Миндоходов через канцелярию (для получения отметки) для дальнейшего использования в судебномразбирательстве о правомерности недопуска к проведению проверки.

ТК определяет большой перечень прав проверяющих, в частности, проверять документы, связанные с операциями ввоза/ вывоза товара, осматривать помещения предприятия, проводить контрольные анализы, запуски сырья и материалов в производство с привлечением экспертов, др.

При этом проверяющие могут склонять к сотрудничеству проверяемые предприятия, используя свое право на административный арест активов и меры таможенного обеспечения (одноразовые номерные запорно-пломбировочные устройства, печати, штампы, голографические метки, электронная цифровая подпись и иные средства идентификации).

Также хотим отметить право проверяющих составлять протоколы о нарушении таможенных правил во время проведения проверки. Это означает, что, например, при выявлении излишков продукции на складе, которые не указывались в декларации (ст. 484 ТК), контролирующие органы имеют право составить протокол и изъять эту продукцию согласно ч. 2 ст. 511 ТК до решения дела по сути в судебном порядке. Напомним, что статья 484 ТК предусматривает ответственность за хранение товаров, ввезенных на Украину вне таможенного контроля или с сокрытием от таможенного контроля, в форме штрафа в размере 100 % стоимости товаров или их конфискации.

Перечень обязанностей проверяющих более общий и сводится к обязанностям обеспечения конфиденциальности полученной информации и не нарушения режима работы предприятий.

Права и обязанности должностных лиц субъектов ВЭД предусмотрены статьей 350 ТК и, в основном, соответствуют правам и обязанностям проверяющих.

Невыездные процедуры

Невыездные проверки проводятся, когда:

  • выявлены признаки нарушения таможенного законодательства по результатам анализа электронных копий таможенных деклараций, информации об оформленных товарах, полученной от субъектов ВЭД и производителей, заключений аккредитованных экспертов;
  • поступила документально подтвержденная информация органов иностранных государств о неподтверждении аутентичности документов, поданных для таможенного оформления, а также запросов относительно предоставления информации о внешнеэкономических операциях, в которых участвовали резиденты Украины.

Документальная невыездная проверка проводится на основании приказа в помещении соответствующего органа. О дате начала и месте проведения проверки предприятие должно быть оповещено письменным уведомлением.

При этом длительность как выездной, так и невыездной проверки должна быть указана в приказе и не может превышать 30 дней, за исключением увеличения срока еще на 15 дней соответствующим приказом органа Миндоходов.

Профилактика

Для уменьшения вероятности доначислений и санкций к должностным лицам предприятия по результатам проверки рекомендуем следующее. Во-первых, на предприятии должно быть назначено уполномоченное лицо, ответственное за контакты с проверяющими. Этот вопрос можно урегулировать с помощью приказа с определением круга прав и обязанностей такого лица. Во-вторых, перед началом проверки необходимо проверить документы проверяющих на предмет наличия оснований для их недопуска, а также ознакомить со временем работы предприятия. В-третьих, пояснения по документам рекомендуем предоставлять исключительно на письменные запросы проверяющих и с ведома руководства предприятия и/или уполномоченного лица. Эти, а также иные важные моменты, связанные с проверками, рекомендуем урегулировать во внутренних документах, например положении о проверках.

Также полезно регулярно проводить самопроверку (как вариант, с привлечением внешних специалистов) соблюдения требований таможенного законодательства, а также разработать внутренние механизмы для уменьшения рисков, например, правила обращения с излишками импортной продукции, которые вполне могут быть выявлены при проверке в качестве незадекларированного товара.

Процедура оформления результатов проверки установлена статьей 354 ТК и в целом повторяет правила, существующие для налоговых проверок. Так, нарушения фиксируются в акте, на который могут быть поданы возражения. Доначисления оформляются налоговыми уведомлениями-решениями, которые могут быть обжалованы как в вышестоящем органе, так и в суде.

Что касается особенностей таможенной проверки, то это возможность пересмотра таможенной стоимости, классификации товаров согласно УКТ ВЭД, государства происхождения и оснований для применения льгот. Отдельными решениями такой пересмотр не оформляется – об этом достаточно указать в акте проверки. Эти правила существенно упрощают такой пересмотр, поскольку ранее необходимо было принять отдельное решение о пересмотре, причем по каждой таможенной декларации, согласно которой осуществлялось таможенное оформление. Доводы против таких решений органов Миндоходов излагаются предприятием при апелляционном обжаловании налоговых уведомлений-решений.

С учетом вышеизложенного, таможенные проверки имеют все шансы превратиться в бич налогоплательщиков не менее серьезный, чем налоговые проверки. Поэтому рекомендуем заблаговременно готовиться к таможенным проверкам, включая проведение анализа на предмет наиболее распространенных рисков (например, таможенная стоимость, классификация, излишки товаров) и проводить мероприятия по их уменьшению.

Просмотры 2856

Прокомментировать