Какая разница: Министерство финансов хочет устанавливать правила уплаты налога на прибыль

комментатор: Александр Минин

автор: Сергей Семенов

издание: "Деловая столица", № 11 (617)

18 марта, 2013 Пресса

Минфин взялся облегчить жизнь бухгалтерам. Недавно ведомство завершило работу над правками в Налоговый кодекс, которые изменят систему расчета налога на прибыль. Как пояснили в ведомстве Юрия Колобова, цель предложенных новаций – сблизить налоговый и бухгалтерский учет. В действительности же министерство хочет внедрить новый способ ручного регулирования правил уплаты налогов.

Чиновники демонстрируют фе­номенальную работоспособность в совершенствовании налогового за­конодательства. За последние два года в Налоговый кодекс было вне­сено больше тысячи правок. Не против поупражняться в его пере­писывании и Министерство фи­нансов. В Академии финуправления при министерстве решили не мелочиться и махом переписать целый раздел кодекса, в котором оговариваются правила уплаты на­лога на прибыль. Законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно оп­ределения перечня налоговых раз­ниц» недавно вынесен на общест­венное обсуждение. Как поясняют в министерстве, главная цель доку­мента – сблизить налоговый и бухгалтерский учет, что не только снизит нагрузку на бухгалтеров, но и позволит налоговой отчетли­вее представить реальную картину финансового состояния предприя­тий. Ведь сейчас, к примеру, со­гласно налоговой отчетности пред­приятие может быть прибыльным, а по бухгалтерии – убыточным. «Сегодня бухгалтера фактически рассчитывают два вида прибыли компании – для целей налогооб­ложения и бухгалтерский финан­совый результат (прибыль, кото­рая должна отражать реальное фи­нансовое состояние предприятия). Прибыль по бухгалтерии рассчи­тывается просто: доход минус рас­ход. Рассчитывая прибыль для це­лей налогообложения, бухгалтер должен учитывать, что, согласно Налоговому кодексу, разрешено включать в себестоимость товара, какие затраты разрешается вычи­тать из полученного дохода с целью определения налоговой базы. Простой пример: Налоговый ко­декс разрешает относить на вало­вые затраты лишь 85 % расходов по сделкам с нерезидентами. Разница между критериями признания до­ходов и расходов в двух учетах на­зывается налоговой разницей», – поясняет партнер юридической фирмы FELIX Оксана Кобзар.

С 1 января плательщики налога на прибыль рассчитывают налого­вые разницы в бухгалтерском уче­те, отражают их в финансовой отчетности и указывают в отдельных графах бухгалтерского учета нало­говые разницы по каждой опера­ции. Такая детальная информация позволяет налоговой понять, поче­му у предприятия не совпадает на­логовая прибыль с финансовым ре­зультатом, и, соответственно, эф­фективнее отследить правильность начисления налога. Но Налоговый кодекс не предусматривает обязан­ности учитывать налоговые разни­цы при расчете налога на прибыль. Соответственно, за ошибки в их расчете и в финансовой отчетнос­ти к предприятию может приме­няться только административный штраф.

Авторы упомянутого законопро­екта предлагают изменить поря­док расчета налога на прибыль. По их замыслу, сумма подлежащего к уплате налога должна рассчиты­ваться как финансовый результат (бухгалтерская прибыль), откор­ректированная на налоговые разницы. В Минфине уверяют, что но­вый порядок расчета налога на прибыль значительно упростит его администрирование. Эксперты же говорят, что новая система станет еще запутаннее, что выльется в многочисленные бухгалтерские ошибки (по крайней мере, на пер­вых порах) и, как следствие, в до­полнительные штрафы и санкции. «Основной риск принятия такого непрофессионального законопро­екта я вижу в сложности проведе­ния расчета бухгалтерами налого­вых разниц. Все прописано очень сложно и запутанно. Многие бух­галтера, особенно мелких компа­ний, просто не знают, что такое налоговые разницы и для чего они рассчитываются, поэтому их при­дется переучивать», – говорит уп­равляющий партнер аудиторской фирмы «Аксенова и Партнеры» Елена Макеева.

Впрочем, дополнительный доход казне Минфин собирается обеспе­чить не только за счет роста штраф­ных санкций. «Дело в том, что дан­ные финансовой отчетности предприятий формируются согласно стандартам бухгалтерского учета, которые определяет Минфин. Он же дает толкование в случае спор­ных ситуаций. В законопроекте декларируется возможность при­менения как национальных, так и международных стандартов бух­галтерского учета, но для того, что­бы применять международные стандарты, их нужно легализиро­вать согласно законодательству о международных договорах. Что это за процедура, неизвестно. Та­ким образом, законопроект факти­чески позволяет министерству са­мостоятельно, без внесения изме­нений в законы, определять базу обложения налогом на прибыль», – поясняет старший партнер юридической компании «КМ Партнеры» Александр Минин. Минфиновское «изобретение» противоречит и Конституции (ст. 67), согласно которой налоги и сборы должны уплачиваться в порядке и размерах, установленных законом. Ведь законопроект фак­тически предлагает определять размер налога на основании стан­дартов, разрабатываемых ведом­ством Юрия Колобова. Впрочем, когда речь заходит об источниках наполнения казны, такие «мело­чи» власть не смущают.

Просмотры 2454

Прокомментировать