Комментарий относительно законопроектов № 3769 и № 3768
Читать статью на сайте «Юридической практики»
Президент Украины инициировал внесение изменений в законодательство, которые помогут электронному судопроизводству стать реальностью. Речь идет о двух законопроектах: № 3769 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения приказного производства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве» и № 768 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средства в гражданском и хозяйственном судопроизводстве».
Максим Олексиюк, партнер WTS Consulting LLC, адвокат «АО КМ Партнеры», прокомментировал для «Юридической практики» слабые и сильные стороны законопроектов:
«Основные цели законопроекта № 3769 – упрощение взыскания неоспариваемой задолженности по договорам, а также уменьшение нагрузки на судебную систему. Особенность приказного производства в том, что если есть любые возражения должника, суд сразу отменит выданный приказ без решения спора по существу. В ограниченном количестве случаев, когда должник не подает никаких возражений, электронное производство действительно ускорит принятие решений о взыскании задолженности.
Активное внедрение информационных технологий считаем необходимым в рамках всех процедур судопроизводства, не ограничиваясь только приказным. Это может быть, например, возможность подачи и хранения всех документов в электронном виде, и обеспечение удаленного доступа всех сторон к таким материалам дела без ознакомления в суде. При этом здесь будет полезна уже заложенная в проекте по приказному производству возможность использования представителями сторон своих собственных ЭЦП.
Законопроект № 3768 подан с целью обеспечения быстрого и эффективного фактического ареста средств на счетах должников. В целом мы поддерживаем усилия, направленные на автоматизацию выполнения ареста. Однако основной проблемой проекта является то, что он не описывает даже концептуально то, как будет работать предложенная «система автоматизированного ареста», а также ее взаимодействие с банками. Поэтому эффективность ее работы будет сильно зависеть от принятых впоследствии нормативных актов.
Кроме того, проект не решает большую проблему исполнительного производства, которая даже указана в пояснительной записке – отсутствие четких сроков идентификации счетов и вынесения государственным исполнителем постановления о наложении ареста на них. По нашему мнению, нужно указать в законе, что если решение предусматривает взыскание средств, то постановление об аресте счетов (с исключением для непосредственной уплаты долга) выносится одновременно с открытием исполнительного производства. К автоматизированной системе ареста средств на счетах, предложенной законом, должны быть подключены все банки, и те из них, в которых открыты счета должника, будут сами видеть необходимость заблокировать средства на них (в рамках суммы задолженности, если необходимая сумма еще не была заблокирована другим банком, обслуживающим должника). О такой блокировке исполнитель должен получать уведомление в рамках автоматизированной системы и, таким образом, он сможет выслать банку требование о списании средств с этого счета».
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Новые препятствия для налогоплательщиков. Возмещение расходов на юридическую помощь
О вечном
Валютное регулирование по-новому, в связи с принятием Закона Украины «О валюте и валютных операциях»
Исключение технического переоснащения и другие изменения разрешительных процедур в строительстве
Изменения в регулировании кассовых операций (полный обзор)
Изменения в регулировании кассовых операций (продолжение)
Изменения в регулировании кассовых операций
К теме ответственности за нарушения в сфере градостроительного законодательства
Обеспечение судебных расходов как новое средство борьбы с необоснованными исками
Оценка воздействия на окружающую среду при реализации проектов на действующих предприятиях
Существенные риски для хозяйственной деятельности в связи с принятием закона о корпоративных договорах и закона об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью
При каких условиях возможно проведение внеплановых проверок в 2018 году?