+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Александр Шемяткин: МВФ точно против?

автор: Александр Шемяткин

издание: «Деньги.ua»

23 апреля, 2018 Пресса

Партнер юридической фирмы KM Partners – о том, как уговорить МВФ на введение в Украине налога на выведенный капитал.

Шаг за шагом законопроект о налоге на выведенный капитал преодолевает государственные кабинеты, приобретая все больше сторонников среди бизнеса и представителей власти, и, при этом, оставаясь чистым от политического или лоббистского влияния.

Но чем более реальна возможность его принятия, тем все активнее и находчивее становятся оппоненты. К проявлению такой находчивости следует отнести письмо МВФ, адресованное администрации Президента. В письме глава технической миссии фонда в Украине предупреждает, что внесение законопроекта о НнВК в парламент может привести к сворачиванию программы кредитования. В связи с этим и возникла пауза с регистрацией законопроекта, вызванная необходимостью найти взаимопонимание с МВФ. Оснований же для такого взаимопонимания предостаточно.

Начнем с того, что МВФ мало беспокоит непосредственно НнВК. Фонд неоднократно озвучивал свои приоритеты для Украины: антикоррупционный суд, приватизация, тарифы на газ, администрирование налогов. Поэтому есть основания полагать, что МВФ просто попросили высказаться относительно НнВК. И существует достаточно аргументов, чтобы убедить руководство фонда относиться к налогу на выведенный капитал более спокойно.

Во-первых, понимание МВФ модели НнВК основано на отчете экспертов «Переосмысление налога на распределенные дивиденды, рационализация упрощенной системы налогообложения и принятие мер BEPS», который был опубликован в июне 2017 года. Для подготовки этого отчета в марте 2017 года была предоставлена презентация Министерства финансов Украине с его видением модели НнВК. Она предусматривала налогообложение операций между плательщиками налога и контроль трансфертного ценообразования, а также связь операций с хозяйственной деятельностью и налогообложение выплат на плательщиков единого налога. Но эта модель на первой же встрече рабочей группы при Минфине была отклонена.

Таким образом, МВФ анализировал не то, что нужно.

Во-вторых, эксперты рассматривали исключительно налогообложение дивидендов с добавлением в прогноз Lock-in Effect, который имел место в Эстонии. Его суть в том, что деньги не тратятся налогоплательщиками только потому, что они не облагаются налогом. Поэтому МВФ сделал вывод, что НнВК приведет к уменьшению поступлений в бюджет на сумму поступлений от налога на прибыль. Но он не выдерживает критики хотя бы потому, что в год введения НнВК бюджет получит средства от уплаты налога на прибыль за предыдущий год. Например, в 2019 году таких поступлений за 4-й квартал 2018 года ожидается около 31 млрд грн. К тому же, доля теневой экономики, уровень инфляции и потребность бизнеса в оборотных средствах в Украине таковы, что никакой Lock-in Effect нам не грозит. Принимать же эстонские данные за базу для прогноза без какой-либо корректировки, как минимум, непрофессионально.

Скорее, МВФ следует представить расчеты поступлений НнВК, составленные на основании данных сводных деклараций по налогу на прибыль за 2017 год. Согласно этим расчетам, в 2017 году бюджет от налога на выведенный капитал собрал бы 32 млрд грн. С учетом суммы налога на прибыль за 4-й квартал 2016 года выходит 39,2 млрд грн., что на 34 млрд грн. меньше, чем было собрано налога на прибыль. Сумма НнВК была бы больше, но нет информации по ряду операций. Кроме того, при расчете не учтено 5 млрд грн. дополнительных поступлений от НДС в связи с направлением освобожденной прибыли в инвестиции и эффектом от детенизации экономики.

Также МВФ обязательно заинтересуют следующие данные. Убыточные компании за 2017 год перечислили 34,9 млрд грн. в пользу нерезидентов, что, по сути, является скрытой выплатой дивидендов. Штрафных санкций в пользу неплательщиков налога на прибыль было выплачено убыточными компаниями порядка 9,2 млрд грн., финансовая помощь, предоставленная убыточными компаниями неплательщикам налога, составила 4.4 млрд грн., а корректировки по ТЦО (трансфертное ценообразование. – Ред.) убыточными компаниями превысили 1,7 млрд грн. И все эти операции не были обложены налогом на прибыль, в то время как от НнВК это было бы порядка 10 млрд грн. поступлений.

При этом финансовый результат прибыльных компаний в результате налоговых корректировок увеличился на 60%. Это привело к тому, что фактическая ставка налога на прибыль составила 30% вместо 18%, а прибыльные компании компенсировали бюджету налоговую оптимизацию убыточного бизнеса. Стоит еще добавить, что налог на прибыль обеспечивает около 8,5% всех налоговых поступлений в бюджет, но его администрирование занимает до 30% общего количества времени и средств, затраченных государством и бизнесом на администрирование налогов.

Итак, у нас есть что сказать МВФ. Осталось лишь определить точки сокращения расходов бюджета или дополнительных доходов для балансировки недопоступлений на уровне 20–30 млрд грн.

Загрузить pdf-файл статьи (105 Kb)

Просмотры 970

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Вернуть украинцев: действительно ли власть этого хочет? 27 апреля, 2022    1799

Тотальное упрощение ведения бизнеса 27 апреля, 2022    1270

Налоговая часть Дия Сити – в аспекте налога на выведенный капитал 30 декабря, 2021    3053

Налоговый «набор» «Дия Сити» для IT-индустрии принят вопреки текущим обещаниям МВФ, но, по крайней мере, на частичное выполнение предвыборных обещаний 30 декабря, 2021    759

Налог на выведенный капитал (НнВК) может быть введен только для всех плательщиков 24 апреля, 2020    2422

НнВК и индекс экономической свободы 25 сентября, 2019    2582

Налог на выведенный капитал + BEPS 06 сентября, 2019    1588

Все, что нам надо – СВОБОДА! 19 июня, 2019    2908

Налог на выведенный капитал 2019 — leave them, kids, alone 19 ноября, 2018    1770

Оставьте нас в покое. Как налог на выведенный капитал изменит поведение бизнеса 16 ноября, 2018    11407

Налог на прибыль: пробка для роста ВВП 14 ноября, 2018    2329

Почему стоит принимать налог на выведенный капитал, а не просто продолжать бороться с корупцией и воспитывать/повышать квалификацию налоговой, как до сих пор 07 ноября, 2018    2598

Прокомментировать