+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Обычные цены в неконтролируемых операциях: часть II Связанные лица и нерезиденты возвращаются…

10 февраля, 2013 Информационные письма

20 декабря 2013 года Министерство доходов и сборов Украины на официальном сайте разместило доработанный проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (касательно использовании понятия «обычная цена»)», об изначальном варианте которого шла речь в предыдущем обзорном письме в конце 2013 года.

В чем же состоит основная доработка? В том, что новый подпункт 14.1.2291 Налогового кодекса, которым вводится определение термина «справедливая рыночная цена», был значительно расширен в сравнении с начальным вариантом этого законопроекта.

Так, теперь в нем четко устанавливается, что для определения справедливой рыночной цены используется метод сравнительной неконтролируемой цены (аналогов продаж) в порядке, определенном пп. 39.3.3 Налогового кодекса с использованием источников информации, определенных пп. 39.5.3 Налогового кодекса (абзац второй пп. 14.1.2291 Налогового кодекса).

В абзацах третьем-восьмом пп. 14.1.2291 Налогового кодекса происходит фактическое дублирование положений пп. 14.1.71 Налогового кодекса «обычная цена», а в абзацах девятом-тринадцатом предусмотрено, что:

  • обязанность доказательства того, что цена договора (сделки) не соответствует уровню справедливой рыночной цены, возлагается на контролирующий орган в порядке, установленном законом (п. 39.14 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • во время проведения проверки налогоплательщика контролирующий орган должен предоставить право подать запрос, а налогоплательщик обязан обосновать уровень договорных цен (п. 39.14 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • определенные с применением справедливых рыночных цен база, объект налогообложения и другие показатели налогового учета используются контролирующим органом для проведения расчета налоговых обязательств, корректировки отрицательного значения объекта налогообложения либо других показателей налоговой отчетности по результатам проверки (п. 39.15 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.);
  • принятие налоговых уведомлений-решений по результатам этой проверки и их обжалование совершается в порядке, предусмотренном статьями 86 и 56 Налогового кодекса;
  • для товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Украины в таможенном режиме импорта или реимпорта, справедливой рыночной ценой на таможенной территории Украины считается рыночная цена, но не ниже таможенной стоимости товаров, с которой были уплачены налоги и сборы во время их таможенного оформления (п. 39.13 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.).

Итак, касательно применения справедливой рыночной цены в неконтролируемых операциях имеем практически все старые нормы Налогового кодекса касательно обычной цены (в редакции, действовавшей до 01.09.2013 г.) с тем отличием, что в данный момент эти нормы «работают», ведь есть конкретный механизм определения обычной, и, соответственно, справедливой рыночной цены.

Дальше – веселее! В доработанном законопроекте возвращаются «любимые» налоговиками пп. 153.2.1 и 153.2.2 Налогового кодекса касательно применения обычных цен теперь в виде «справедливой рыночной цены» при определении доходов/ расходов по операциям со связанными лицами, неплательщиками налога на прибыль (в том числе нерезидентами), льготниками (пп. 153.2.1-153.2.3 Налогового кодекса в редакции до 01.09.2013 г.). При этом о допустимом 20 % отклонении договорных цен уже не упоминается.

Правда, вводится норма (пп. 153.2.4), согласно которой указанные правила не применяются к операциям «с физическими лицами-гражданами, которые не занимаются предпринимательской деятельностью». Но тут сразу возникает вопрос: это касается только операций с физическими лицами-гражданами Украины, а что касается лиц без гражданства и граждан других государств? Если в руководстве предприятия работают иностранцы – граждане других государств, то к взаимоотношениям с такими работниками должны применяться обычные цены в виде «справедливой рыночной цены»?

И это еще не все… Среди самого интересного:

«188.1. База налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной стоимости, но не ниже справедливой рыночной цены (в операциях, признанных согласно статьи 39 этого Кодекса контролированными – обычной цены) с учетом общегосударственных налогов и сборов…»

«198.3. Налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров/услуг, но не выше уровня справедливых рыночных цен (в операциях, признанных согласно статьи 39 этого Кодекса контролированными – обычных цен) и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) налогоплательщиком по ставке, установленной пунктом 193.1 статьи 193 этого Кодекса, на протяжении такого отчетного периода в связи с: […]».

Так что же изменилось в связи с введением новых правил применения обычных цен исключительно в контролируемых операциях? Где задекларировано сужение сферы применения обычных цен? В случае принятия законопроекта в предложенной редакции от 20 декабря 2013 года получается, что все обещания были сделаны с одной целью – убедить налогоплательщиков, что введение специальных правил по контролируемым операциям и специальной отчетности с «драконовскими» штрафами даже за техническую ошибку в такой отчетности направлены на улучшение их «жизни»…

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 2757

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Болгария исключена из перечня «низконалоговых» юрисдикций для целей ТЦО 27 апреля, 2018    243

Штрафы в ТЦО: правомерно ли штрафуют за несвоевременную подачу отчета в периоде до 01 января 2017 г.? 26 апреля, 2018    185

Штрафы в ТЦО: общий обзор 12 марта, 2018    537

Обновлен перечень «низконалоговых» юрисдикций, операции с которыми будут признаваться контролируемыми 07 марта, 2018    771

Споры с ТЦО: уроки первого судебного решения в Украине по сути применения метода «чистой прибыли» 23 февраля, 2018    512

Специальные правила касательно постоянных представительств нерезидентов в изменениях ТЦО с 01 января 2018 года. К чему готовиться? 06 февраля, 2018    536

Расширили круг операций, которые потенциально охватываются 30 % корректировкой в соответствии с пп. 140.5.4 НК Украины и мысли о практическом применении этой нормы 22 января, 2018    518

Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, которые не платят налог на прибыль (корпоративный налог), в том числе налог с доходов, полученных за пределами государства регистрации таких нерезидентов, и/или не являются налоговыми резидентами государства, в котором они зарегистрированы как юридические лица 22 января, 2018    404

Перечень государств (территорий), которые отвечают критериям, установленным подпунктом 39.2.1.2 подпункта 39.2.1 пункта 39.2 статьи 39 Налогового кодекса Украины 22 января, 2018    298

Новые переходные положения касательно самостоятельной корректировки ТЦО: снова больше вопросов чем ответов? 19 января, 2018    343

«Обычная цена» Vs. «Цена, определенная по принципу «вытянутой руки»». Расставлены ли точки над «и»? 16 января, 2018    440

Индивидуальная налоговая консультация ГФС «О порядке определения обычных цен» от 12.06.2017 г. 16 января, 2018    211

Прокомментировать