Утвержден Перечень бирж и товаров, имеющих биржевую котировку для целей ТЦО

16 сентября, 2016 Информационные письма

8 сентября 2016 года Постановлением Кабинета Министров Украины1 был утвержден долгожданный Перечень товаров, имеющих биржевую котировку, и мировых товарных бирж для целей осуществления контроля над трансфертным ценообразованием (далее – ТЦО) в контролируемых операциях (далее – «Перечень», доступный по ссылке).

Товары, которые имеют биржевую котировку

Перечень определяет группы товаров, которые признаются такими, что имеют биржевую котировку и коды УКТВЭД для каждой определенной группы товаров. В частности, «биржевыми», среди других, считаются:

  • зерно (пшеница, ячмень, овес, кукуруза, рис, соевые бобы и др.);
  • масло (соевое, пальмовое);
  • прочие продукты питания (сахар, кофе и какао бобы, некоторые соки, специи, замороженные креветки;
  • крупный рогатый скот;
  • товары нефтегазового сектора (уголь каменный, нефть, газ, легкие и тяжелые дистилляты и т.п.);
  • руды и железные концентраты, а также отходы и лом черных металлов и др.;
  • этиловый спирт;
  • хлопок;
  • некоторые драгоценные металлы (серебро, золото, платина);
  • прочие металлы (медь, никель, алюминий, свинец, цинк, олово и др.).

В отличии от проекта Перечня, который был доступен на сайте ГФСУ в течение последнего года, утвержденная версия содержит более точные названия «биржевых» товаров и четкую градацию по коду УКТВЭД. Так, каждой группе товара соответствует один код УКТВЭД, который, в зависимости от случая, может содержать от 4 до 10 знаков. Напомним, что в предыдущем проекте предоставлялись диапазоны 4-значных кодов УКТВЭД, что на практике могло приводить к ситуациям, когда формально товар попадает в диапазон «биржевых» товаров, однако, де-факто, на бирже не котируется.

Биржи для целей ТЦО 

Существенных изменений потерпел и перечень мировых бирж, данные которых должны применяться для расчета диапазона цен. Таких бирж стало значительно больше и существенно расширилась география поиска данных. Среди бирж, информацию которых можно использовать есть:

  • Чикагская товарная биржа (США);
  • Товарная биржа Осака Дожима (Япония);
  • Национальная товарно-деривативная биржа (Индия);
  • Межконтинентальная биржа (Intercontinental Exchange, ІСЕ);
  • Товарная биржа Даляня (Китай);
  • Малазийская биржа (Bursa Malaysia, KLSE);
  • Мультитоварная биржа Индии (Multi Commodity Exchange of India Limited, МСХ);
  • Европейская Энергетическая Биржа (European Energy Exchange, EEX);
  • Государственная товарно-сырьевая биржа Туркменистана;
  • Лондонская биржа металлов (London Metal Exchange, LME) и прочие.

В связи с указанными изменениями большую актуальность приобретает вопрос о возможности проведения корректировок сопоставимых цен, которые сложились на бирже за декаду до осуществления контролируемой операции. Так, согласно Налоговому кодексу биржевые цены подлежат корректировке с учетом объема контролируемой операции, условий оплаты и поставки товаров, качественных характеристик, транспортных расходов. В то же время, методика, с помощью которой можно сделать следующие корректировки, не приводится и остается не до конца ясной. Например, биржевая цена может содержать предложение приобретения товара на определенных условиях поставки (например, FOB порты Черного моря), однако не выделять стоимость транспортных услуг. В таком случае сложно говорить о возможности надежных корректировок такой цены, а затем и о применении ее для целей ТЦО.

Напомним: для операций с биржевым товаром метод СНЦ является «обязательным» к применению

Для контролируемых операций экспорта/импорта товаров, имеющих биржевую котировку, действуют специальные правила для установления соответствия условий таких операций принципу «вытянутой руки». Так, согласно п. 39.2.1.3 ст. 39 Налогового кодекса Украины (в редакции, действующей после 01.01.2015 г.) для таких контролируемых операций «обязательным» к применению является метод сравнительной неконтролируемой цены (далее – СНЦ). Сопоставимыми ценами считаются биржевые котировки товара, которые сложились на бирже за декаду до осуществления контролируемой операции (с учетом соответствующих корректировок, если они возможны). Исходя из доступных данных рассчитывается рыночный диапазон цен, с которым сравнивается цена контролируемой операции.

Другие методы плательщики теоретически могут применять, однако, только при условии, что предоставят пакет информации, который содержит данные обо всех лицах, связанных с плательщиком налогов, которые участвовали в цепи купли-продажи таких товаров (до первого связанного контрагента). В том числе, предоставят информацию об уровне показателей рентабельности таких связанных лиц в соответствии с примененным плательщиком налогов методом ТЦО.

При этом указанная информация предоставляется плательщиком письменно до 1 мая года, следующего за отчетным. То есть, вместе с представлением отчета о контролируемых операциях (независимо от того, будет ли направлен запрос на документацию по ТЦО). К тому же, в случае если контролирующий орган решит, что представленной информации недостаточно для анализа ТЦО, он может самостоятельно применить тот же метод СНЦ (исходя из биржевых котировок).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Перечень товаров, имеющих биржевую котировку и мировых товарных бирж для установления соответствия условий контролируемых операций принципу «вытянутой руки», утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 8 сентября 2016 г. № 616

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 291

Прокомментировать