Применение медианы диапазона цен (рентабельности) или почему медиана — это еще одно «улучшение» для налогоплательщиков

19 июня, 2015 Информационные письма

Редакция ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»), которая действует с 1 января 2015 года, ввела новое понятие – медианы диапазона цен (рентабельности). Медиана – это значение диапазона цен, которое отныне будет использоваться для корректировки налоговых обязательств по правилам трансфертного ценообразования (п.п. 39.3.2.3. статьи 39 НКУ). Если говорить в терминах предыдущего нормативного регулирования – это способ определения обычной цены в пределах диапазона цен (рентабельности).

Применение медианы предполагается в случае, когда цена в контролируемой операции или соответствующий показатель рентабельности находится за пределами рассчитанного диапазона цен (рентабельности).

Недавно вступил в силу новый порядок расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы1, согласно которому:

1) в случае, если произведение числа 0,5 и числа значений выборки цен (финансовых показателей) является целым числом, медиана равна среднему арифметическому между значением, которое имеет в выборке порядковый номер равный такому целому числу, и значением, которое имеет следующий порядковый номер в выборке;

2) в случае, если произведение числа 0,5 и числа значений выборки цен (финансовых показателей) не является целым числом, медиана равна значению, которое в выборке имеет порядковый номер, равный увеличенной на единицу целой части такого числа.

Что это означает для налогоплательщиков?

В предыдущей редакции НКУ в случае, если цена оказывалась вне рыночного диапазона, плательщик для целей налогообложения мог использовать минимальное значение диапазона (например, п.п. 39.3.3.7. НКУ в редакции, действовавшей до 01 января 2015 года).

То есть, порядок выбора цены, соответствующей принципу «вытянутой руки», выглядел следующим образом (рисунок 1):

Pict1 RU

Теперь с появлением медианы налогоплательщик или налоговый орган в случае, если цена контролируемой операции не соответствует принципу «вытянутой руки» (находится за пределами рассчитанного диапазона), должен применять не минимальную цену диапазона, а, по сути, его середину – медиану.

Схематически это изображено на рисунке 2:

Pict2 RU

Отметим, что указанное правило действует только в случаях, когда это выгодно фискалам. В случае, когда применение медианы приведет к уменьшению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет (например, расходы, начисленные исходя из цены ниже диапазона), медиана не применяется.

Таким образом, новые правила применения медианы означают, что при корректировке показателей налогового учета с применением правил трансфертного ценообразования потенциальные риски возрастают, ведь финансовый результат будет увеличиваться исходя из цены медианы. В то же время медиана может существенно отличаться от других показателей цен (рентабельности) сопоставимых операций, которые также находятся в пределах рассчитанного диапазона (т.е. в пределах рынка).

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Постановление Кабинета Министров Украины от 4 июня 2015 года № 381 «Об утверждении Порядка расчета диапазона цен (рентабельности) и медианы такого диапазона для целей трансфертного ценообразования».

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1699

Прокомментировать