Закон о трансфертном ценообразовании: новые правила могут применить ко всем операциям, начиная с января 2013 года?

12 июля, 2013 Информационные письма

4 июля Верховная Рада Украины во втором чтении и окончательно приняла Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно трансфертного ценообразования» (далее – «Закон»). Официального текста принятого Закона еще нет. В то же время, исходя из информации, имеющейся в наличии (включая проект закона, представленный ко второму чтению), можно констатировать, что вступление в силу этого закона предусмотрено с 1 сентября 2013 года. Такой подход к вступлению в силу Закона может свидетельствовать, что намерением является распространить новые правила на все операции, начиная с 1 января 2013 г.

Дело в том, что сейчас результаты деятельности большинства плательщиков налога на прибыль отражаются в декларации за календарный год. Контролируемые операции определены по закону также исходя из объемов за календарный год. Отчетным периодом для контроля над трансфертными ценами тоже установлен календарный год.

Как следствие, возможным  является подход, согласно которому налоговые результаты в целом за 2013 год (т.е. с 1 января 2013 года) должны определяться с учетом этих новых правил о контролируемых операциях, поскольку эти правила действуют на момент определения результатов для целей налогообложения.

При таком подходе налоговики будут настаивать на представлении отчета обо всех контролируемых операциях, проведенных в 2013 г. в целом, и обосновании цены таких операций уже по новым правилам. То есть для определения того, относятся ли операции к контролируемым, нужно будет учитывать операции не только с 1 сентября 2013 года, а аж с 1 января. И по всех них подавать отчетность.

Этому можно возразить, что такое применение новых правил к операциям, которые уже были осуществлены до вступления в силу изменений в Налоговый кодекс, противоречит принципу стабильности налоговой системы. Фактически, при таком подходе налогоплательщики лишены объективной возможности прогнозировать налоговые результаты операций. Как аргумент против такого ретроспективного применения законодательства, можно сослаться также на ч. 1 ст. 58 Конституции Украины, хотя прямо из Закона не следует, что имеет место его обратное действие во времени.

Спешка с введением Закона с начала осени может быть связана именно с тем, что налоговые органы пытаются таким образом распространить новые правила на весь 2013 год (потому что, если бы закон вступал в силу с 1 января 2014 года, то требовать отчетность за весь 2013 год было бы гораздо меньше оснований), и этим захватить налогоплательщиков врасплох, увидеть как велись операции фактически «без оглядки» на такой возможный Закон.

Возможно, мы слишком драматизирует ситуацию, и на практике утвердится более взвешенный подход, согласно которому новые правила будут применяться только к операциям, проведенным после вступления в силу нового Закона. Однако исходя из формулировок Закона и явной настойчивости со стороны фискального ведомства обеспечить вступление в силу Закона еще до конца года, мы бы на это надеялись меньше. А потому советуем готовиться к представлению отчета обо всех контролируемых операциях, происходивших в 2013 г. А при определении того, будут ли операции контролируемыми, скорее всего, придется учитывать все операции с начала года.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 4281

Прокомментировать