+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Почему таможенная стоимость – это проблема для «белого» бизнеса, а для «серого» – возможность, или где предусмотренная законом система контроля таможенной стоимости дает сбой?

08 октября, 2019 Информационные письма

На фоне очередной таможенной реформы в Украине внимание неравнодушной общественности вновь сосредоточилось на проблематике контроля таможенной стоимости во время импорта товаров. В журналистских расследованиях появляются технические подробности схем, которые функционируют в основном за счет манипуляций с таможенной стоимостью товаров, списки товаров со стоимостью на килограмм и другие детали, о которых ранее открыто не говорили.

Таможенная стоимость является базой, из которой считаются установленные в процентах налоги и сборы при импорте товаров в Украину.

А потому занижение таможенной стоимости является одним из очевидных путей повысить для импортера экономическую привлекательность операции – получить конкурентные преимущества за счет более привлекательной цены и дополнительную прибыль за счет экономии на налогах. А в дальнейшем – и возможность монополизировать соответствующие рыночные сегменты, максимизируя таким образом свою «ренту» и минимизируя иллюзорные преимущества потребителей, которые существуют преимущественно в ограниченном периоде до монополизации рынка.

В данном случае аспект определения таможенной стоимости возникает исключительно касательно товаров, которые проходят таможенное оформление. То есть эта проблема не касается ситуации с «черным» импортом, когда товары попадают в Украину вне таможенного контроля. Другими словами, речь о «сером» импорте, когда товары проходят таможенное оформление, но без уплаты надлежащих платежей за счет творческого подхода при определении таможенной стоимости или классификации по УКТ ВЭД.

При этом, основываясь на более чем 10-летнем опыте работы в практике таможенного права, можем утверждать, что контроль таможенной стоимости в Украине работает. Но работает он однобоко – страдает от него в основном «белый» бизнес, а не бизнес, который использует различные схемы «серого» импорта.

В чем же причина такой ситуации?

Понятно, что этот вопрос является уравнением с несколькими «неизвестными». Одним из таких «неизвестных» являются таможенные (и не только таможенные) институции. Но оставим эту проблему журналистам-расследователям и тем смельчакам, кто взялся за создание новой таможни.

В этом же материале сконцентрируемся на другой составляющей уравнения, а именно предусмотренной Таможенным кодексом системе контроля таможенной стоимости, которая, по нашему убеждению, играет также не последнюю роль в сложившейся ситуации.

Так, основным инструментом контроля таможенной стоимости согласно Таможенному кодексу является документальный контроль. То есть импортер обязан подать документы, подтверждающие таможенную стоимость, а таможня должна их проверить и, при необходимости, запросить дополнительные документы.

Знакомые с вопросом отметят, что система контроля таможенной стоимости согласно Таможенному кодексу фактически основывается на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ, которая является ключевым стандартом ВТО, и будут правы. Однако есть нюанс. Дело в том, что Соглашение о применении статьи VII ГАТТ не регулирует вопросы, касающиеся деталей документального контроля таможенной стоимости, то есть какие именно документы и в каких случаях таможенники могут потребовать.

А вот это и является теми деталями, в которых кроется сами знаете кто.

Документы, которые декларант подает в подтверждение таможенной стоимости, установлены ст. 53 Таможенного кодекса.

И эта статья содержит три перечня документов:

  1. «Общий» перечень, который подается в подтверждение таможенной стоимости в обычном порядке и включает декларацию таможенной стоимости (в случаях, когда ее надо подавать), ВЭД-контракт, счета, документы по транспортировке/страхованию и т. п.
  2. «Дополнительный» перечень, который подается в определенных Таможенным кодексом случаях и включает документы для более глубокой проверки таможенной стоимости, среди которых каталоги/спецификации/прейскуранты производителя, копия таможенной декларации страны отправления и экспертные заключения касательно качественных и стоимостных характеристик товара.
  3. «Специальный» перечень для операций между связанными лицами, который включает выписки из бухгалтерской документации касательно цен, по которым подобные товары реализовались в Украине, справочную информацию о стоимости товаров в стране-экспортере, расчет цены (калькуляцию стоимости).

Алгоритм документального контроля таможенной стоимости прописан в ст. 53 Таможенного кодекса и схематически мы его изобразили на схеме ниже.

Из алгоритма следует существенная асимметрия возможностей документального контроля для случаев операций между связанными лицами и между независимыми друг от друга субъектами ВЭД.

В операциях между субъектами ВЭД, которые не зависят друг от друга, таможня имеет право запросить дополнительные документы только в том случае, если в «общем» перечне есть расхождения, признаки подлога или не все сведения. Во всех остальных случаях (включая срабатывание профилей риска в печально известной АСАУР1) у таможни нет законных оснований запрашивать какие-либо дополнительные документы. Соответственно, таможенная стоимость должна определяться по контрактной цене. Точка.

А вот в случае операций между связанными лицами таможенники могут пользоваться всей полнотой средств для документального контроля таможенной стоимости. Здесь можно запросить и «дополнительный», и «специальный» перечень документов.

Конечно, должны быть «обоснованные основания» считать, что взаимосвязь повлияла на цену. Но «обоснованность» является оценочным понятием и в украинских реалиях не часто является действительно работающим предохранителем для контролирующих органов.

В теории такая асимметрия возможностей контроля является оправданной. Сознательное занижение контрактной цены является возможным исключительно в случае проведения конкретной операции между связанными лицами. Какой же независимый поставщик согласится недополучить цену только для обеспечения импортеру экономии на налогах? Или же настолько доверится покупателю, что согласится получить часть цены из других источников?

Но это только в теории. А на практике может оказаться, что заметное количество операций между предприятиями, которые формально не являются связанными, на самом деле же должно было бы контролироваться значительно строже.

Так, на самом деле, одним из самых важных преимуществ, которые предлагаются налоговыми гаванями являются даже не крайне выгодные налоговые режимы, а анонимность. То есть сокрытие настоящего владельца и/или руководителя компании. И схемы используют самые разнообразные. От «пакетного предложения» с номинальным владельцем, которое приобретает опять же «номинальный» владелец и т.п., до утонченных «кольцевых структур» корпоративной собственности. Распутать такие структуры крайне трудно, если только ее владельцы не теряют бдительность или же не возникают другие проблемы (например, спор между совладельцами).

Таким образом, согласно действующему Таможенному кодексу в случае операций между «скрыто-связанными» предприятиями таможенники имеют очень ограниченные инструменты для контроля таможенной стоимости. Более того, если документы из «общего» перечня подготовлены качественно, то таможенники, по сути, не имеют законной возможности отказать в применении цены, указанной в счете.

Вместо этого, «белые» импортеры, которыми часто являются украинские предприятия международных групп, не скрывают связанности с поставщиком и, как следствие, часто попадают под весь арсенал контроля таможенной стоимости. Действительно, нужно же демонстрировать, что контроль, как-никак, а работает. Как же исправить такую ситуацию?

Проблемы с законодательством требуют решения путем внесения изменений в законодательство. И «лекарство» от сокрытия связанности уже найдено, поскольку похожая проблема появилась во время практического применения другого механизма контроля цен в налоговых целях, а именно правил трансфертного ценообразования (далее – ТЦО). В частности, Налоговый кодекс предусматривает, что контроль ТЦО применяется не только в случае операций между связанными лицами, но и в том случае, когда контрагент-нерезидент зарегистрирован в стране, включенной в утвержденный Кабинетом Министров Украины перечень «низконалоговых» стран, или же созданный в организационно-правовой форме, включенный во второй перечень Кабинета Министров Украины.

Пусть простят нас честные независимые импортеры, но сейчас складывается впечатление, что таможне также не помешало бы иметь возможность усиленного документального контроля во время операций с «рискованными» странами и контрагентами. И сама возможность запросить экспортную декларацию лишней точно не будет. Это предоставило бы законные методы контроля таких операций и избавило бы от «отмазок» для неосуществления такого контроля.

А для опережения комментариев, что такие правила, мол, будут противоречить ВТО, сразу приведем ст. 17 Соглашения о применении статьи VII ГАТТ:

«Ничто в данном Соглашении не должно толковаться как такое, которое ограничивает или ставит под сомнение право таможенных администраций удостовериться в истинности или точности какого-либо заявления, документа или декларации, поданных для целей таможенной оценки».

Возможность запросить дополнительные документы для проверки таможенной стоимости является ничем иным, нежели правом удостовериться в истинности соответствующих заявлений декларанта. А следовательно, каких-либо разногласий с правилами ВТО не возникает.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Автоматизированная система анализа и управления рисками.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2019

Просмотры 764

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

В Украине с 01 января 2020 г. изменен Перечень организационно-правовых форм нерезидентов, не уплачивающих налог на прибыль и/или не являющихся налоговыми резидентами государств своей регистрации 14 января, 2020    1231

Статус авторизованного экономического оператора (АЭО) и его преимущества 24 декабря, 2019    496

Обновление процедуры таможенного оформления согласно закону об авторизованных экономических операторах 16 декабря, 2019    325

Изменения Таможенного кодекса в связи с авторизованными экономическими операторами – упрощение, но не для всех 28 ноября, 2019    1401

Изменения Таможенного кодекса Украины касательно защиты прав интеллектуальной собственности – «зеленый свет» параллельному импорту 22 октября, 2019    1469

ФЛП и таможня 16 октября, 2019    563

Система безответственности за таможенные правонарушения. Что не так и что делать? 04 сентября, 2019    1314

Спецпошлина на все товары из РФ: всем импортерам приготовиться 16 мая, 2019    669

Обновленный Верховный Суд более лоялен к налогоплательщикам?
Сравниваем решения по таможенным вопросам за 2017 и 2018 гг.
01 апреля, 2019    755

Таможенная стоимость – снова острая проблема: о чем помнить бизнесу 30 января, 2019    2589

Верховный Суд легитимизировал транзитные автомобили на еврономерах? 23 октября, 2018    944

Верховный Суд – наши ожидания не оправдываются. Анализ практики Верховного Суда касательно формы вины правонарушения, предусмотренного ст. 485 Таможенного кодекса Украины 27 августа, 2018    4783

Прокомментировать