+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Какие валютные операции и расчеты с нерезидентами разрешены в период введения военного положения? (с обновлением от 05 апреля 2022 года)

11 марта, 2022 Информационные письма

24 февраля 2022 года Национальный банк Украины (далее – НБУ) принял Постановление № 18 «О работе банковской системы в период введения военного положения» (далее – Постановление № 18), которым существенно ограничил возможности покупки иностранной валюты и осуществление расчетов с нерезидентами. Сразу скажем, что в Постановление № 18 постоянно вносятся изменения – по состоянию на 10 марта 2022 года изменения вносились уже пять раз. Поэтому сейчас мы рассматриваем редакцию, действовавшую по состоянию на 10 марта 2022 года. В дальнейшем нужно обязательно обращать внимание на то, какая редакция будет актуальна на каждый конкретный день.

По общему правилу, Постановление № 18 вводит запрет на покупку иностранной валюты и переводы иностранной валюты за границу, за отдельными исключениями. Но если ваш случай подпадает под исключение, то купить валюту и сделать перевод заграницу будет существенно проще, чем раньше. Эти исключения рассмотрим ниже.

Покупка иностранной валюты обычным физическим лицам или предприятиям разрешена1 в таких случаях (п. 12 Постановления № 18):

  • в филиалах, отделениях банков, расположенных на территориях, находящихся под угрозой оккупации, при наличии наличной валюты в филиале/отделении2. Решение об осуществлении таких операций принимается руководителем банка и может делегироваться руководителю филиала/отделения банка;
  • в целях проведения валютных операций, определенных в пункте 14 Постановления № 18 (т.е. покупки иностранной валюты для осуществления разрешенных валютных переводов – их мы разберем ниже). На такие случаи покупки иностранной валюты не распространяются требования пункта 54 раздела V Положения о мерах по защите и определению порядка осуществления отдельных операций в иностранной валюте (далее – Положение № 5);
  • операции на условиях «своп» с клиентами-резидентами, если первая часть сделки предусматривает покупку у клиента-резидента иностранной валюты.

При этом банки не могут продавать валюту по курсу, отличающемуся от курса НБУ более чем на 1 % (покупка валюты банками также производится по курсу НБУ). Обмен одной иностранной валюты на другую (в пределах 1 группы Классификатора иностранных валют и банковских металлов) доступен.

Снятие наличной валюты с собственного валютного счета разрешено в эквиваленте 30 тыс. грн в день, кроме снятия наличных денежных средств в иностранной валюте со счетов:

1) предприятий и учреждений, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов (заданий), Правительства Украины;

2) в филиалах, отделениях банков, расположенных на территориях, находящихся под угрозой оккупации государством-агрессором / государством-оккупантом (выдача осуществляется в пределах остатка средств на счете при наличии наличных средств в кассе филиала/отделения). Решение о выдаче таких средств принимается руководителем банка и может делегироваться руководителю филиала/отделения банка.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлению Правления НБУ от 21 марта 2022 года № 58 лимит снятия наличной валюты из собственного счета поднят к эквиваленту 100 000 грн.

Согласно п. 14 Постановления № 18 перевод иностранной валюты заграницу разрешен гражданам и предприятиям3 в случаях:

  • импортных операций резидентов по покупке товаров критического импорта по перечню, утвержденному Кабинетом Министров Украины (далее – КМУ);
  • валютных операций резидентами и нерезидентами для проведения мобилизационных и других мер (потребностей), определенных законами Украины, регулирующими отношения в сфере обеспечения национальной безопасности и обороны;
  • на основании отдельных разрешений (решений) НБУ, принимаемых на основании обращений КМУ, министерств и других государственных органов Украины;
  • операций по оплате расходов на лечение в медицинских учреждениях иностранного государства, оплате расходов на транспортировку больных, оплате расходов, связанных со смертью граждан за границей (транспортные расходы и захоронения);
  • переводов в пользу дипломатических представительств, консульских учреждений Украины за границей;
  • расчетов за рубежом с использованием электронных платежных средств или использование электронных платежных средств для получения наличных средств.

По предварительной оплате за товар (в рамках разрешенных операций) ограничений не установлено.

Как видим, основные доступные операции – это оплата критического импорта, заказов, связанных с национальной безопасностью и обороной, а также если по конкретному платежу будет обращение государственного органа. При этом Постановление № 18 не делает исключений даже для оплаты задолженности по ранее поставленным товарам. То есть, даже если вам раньше был поставлен товар по ВЭД-контракту, и платеж за него пока не подпадает под исключение, установленное Постановлением № 18, вы не сможете рассчитаться за этот товар. Такой случай подпадает под определение форс-мажора, поэтому во избежание договорных санкций советуем своевременно информировать своего контрагента о форс-мажоре и выполнить все соответствующие требования ВЭД-контракта относительно применения оговорки о форс-мажоре.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлениям Правления НБУ от 21 марта 2022 года № 58 и от 04 апреля 2022 года № 68 перечень исключений из п. 14 Постановления № 18 дополнен рядом операций, в частности:

  • валютных операций резидентов по выполнению обязательств, которые обеспечены государственной гарантией;
  • операций по оплате расходов на лечение в медицинских учреждениях иностранного государства, перечислению средств за обучение на счета учебных заведений иностранного государства, оплате расходов на транспортировку больных, оплате расходов, связанных со смертью граждан за границей (транспортные расходы и расходы на захоронение);
  • на сумму в эквиваленте до 100 000 грн включительно на одного клиента банка на календарный месяц переводов со счетов физических лиц на счета физических лиц с использованием реквизитов электронных платежных средств плательщика и получателя (p2p-переводов) и расчетов, осуществленных с использованием электронных платежных средств для оплаты операций с активами, которые непосредственно конвертируются (обмениваются) на денежные средства и в соответствии с правилами и/или другими внутренними документами международных платежных систем, и относятся к операциям «квазикеш» (на английском языке quasi cash). К таким операциям, в частности, но не исключительно, относятся: покупка криптовалют, пополнение брокерских или форекс-счетов, пополнение электронных кошельков, покупка подарочных сертификатов, переводы в пользу букмекерских компаний, оплата дорожных чеков. Коды категорий торговцев, которые могут использоваться для таких операций, в частности, но не исключительно, такие: 4829; 6012; 6050; 6051; 6534; 6539; 6540; 7800; 7801; 7802; 7995;
  • переводов в пользу представительств и филиалов за границей юридических лиц, в уставном капитале которых государству прямо или косвенно принадлежит доля в размере 100 процентов, согласно смете на содержание или рабочей программе и бюджету с учетом ограничений, установленных в пункте 17 этого постановления;
  • операции по переводу иностранной валюты, что инициируется с целью содействия повышению обороноспособности Украины физическим лицом, не являющимся субъектом хозяйственной деятельности, за товары, содержащиеся в Перечне товаров критического импорта, утвержденном постановлением КМУ от 24 февраля 2022 года № 153 (с изменениями), с такими кодами согласно УКТВЭД: 8507, 6211 43 90 00, 6506 10 80 00, 61–62, 6403–6405, 3926, 6217, 9005 10 00 00, 9005 80 00 00, 8802 20 00 00, 8802 30 00 00, 9404 30 00 00, 3926 90 92 90, 30,  если сумма такой операции/операций на календарный месяц в эквиваленте является меньше 400 000 грн (по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленному НБУ на дату осуществления операции);

В то же время, для разрешенных операций упрощены требования о валютном надзоре. Так, согласно пункту 14-1 Постановления № 18 банки осуществляют валютный надзор за валютными операциями, разрешенными подпунктом 4 пункта 12 и пунктом 14 Постановления № 18, в упрощенном виде без проведения дополнительного анализа документов (информации) о валютных операциях, источниках происхождения средств, используемых для их проведения и других мер, предусмотренных Положением о порядке осуществления уполномоченными учреждениями анализа и проверки документов (информации) о валютных операциях, утвержденным постановлением Правления НБУ от 02 января 2019 года № 8.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлению Правления НБУ от 04 апреля 2022 года № 68 упрощенный валютный надзор остался только для операций, предусмотренных подпунктами 1, 21, 3, 4, 6, 7 пункта 14 Постановления № 18.

При вывозе физическими лицами наличной валюты на сумму свыше 10 000 евро (в эквиваленте) не потребуются подтверждающие документы банков (п. 14-2 Постановления № 18). При этом требование о декларировании этих сумм все еще остается.

Обновление от 15 марта 2022 года: пункт 14-2 Постановления № 18 исключен согласно постановлению Правления НБУ от 13 марта 2022 года № 51. Поэтому подтверждающие документы банков при вывозе физическими лицами наличной валюты на сумму свыше 10 000 евро предоставлять все же придется.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлению Правления НБУ от 04 апреля 2022 года № 68 предельные сроки расчетов по экспорту и импорту товаров по операциям на сумму, превышающую 400 000 грн, уменьшены с 365 до 90 календарных дней.

Согласно п. 15 Постановления № 18 приостановлено осуществление расходных операций по счетам резидентов Российской Федерации / Республики Беларусь, по счетам юридических лиц (кроме банков), конечными бенефициарными собственниками которых являются резиденты Российской Федерации / Республики Беларусь, за исключением осуществления на территории Украины:

1) перевода средств с таких счетов на специальный счет НБУ для сбора средств на поддержку Вооруженных Сил Украины и/или на счета КМУ, министерств и других государственных органов Украины;

2) социальных выплат, выплат заработной платы, оплаты коммунальных услуг, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

То есть предприятия, конечными бенефициарными собственниками которых являются резиденты Российской Федерации / Республики Беларусь, не смогут производить большинство платежей.

Обновление от 15 марта 2022 года: Пункт 15 Постановления № 18 было дополнено новым абзацем согласно постановлению Правления Национального банка Украины от 11 марта 2022 года № 48, согласно которому НБУ все же может разрешить расходные операции указанных предприятий на основании соответствующих обращений (ходатайств) государственных органов Украины, которые предоставляются в связи с осуществлением такими юридическими лицами важных функций и/или предоставления важных услуг.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлениям Правления НБУ от 26 марта 2022 года № 65 и от 04 апреля 2022 года № 68 перечень исключений к запретам, установленным п. 15 Постановления, дополненный рядом случаев, в частности:

  • расходных операций с таких счетов физических лиц – резидентов Российской Федерации и Республики Беларусь, содержащихся в перечнях Службы безопасности Украины и/или государственных органов Украины, предварительно согласованных Службой безопасности Украины, касательно возможности осуществления банками таких операций (далее – Перечни);
  • уплаты банку комиссий и других платежей за осуществление банком операций по предоставлению банковских и других финансовых услуг, а также с целью выполнения собственных обязательств по кредитным договорам (включая проценты) перед банками;
  • переводы средств на другие собственные текущие счета таких лиц, открытые в банках на территории Украины (кроме средств в российских рублях/белорусских рублях);
  • страховых выплат путем оплаты учреждениям здравоохранения стоимости медико-санитарной, иной помощи, предоставленной застрахованному лицу такими учреждениями, в связи с наступлением страхового случая по договорам добровольного страхования;
  • страхового возмещения вреда жизни, здоровью, имуществу потерпевших, причиненного вследствие наступления страхового случая, который произошел до 23 февраля 2022 года (включительно), по договорам обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств;
  • уплаты взносов в централизованные страховые резервные фонды Моторного (транспортного) страхового бюро Украины в соответствии с Законом Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств».

В соответствии с п. 15-1 Постановления № 18 на данный момент запрещено:

1) зачисление средств на счета клиентов физических лиц по переводам, инициированным с использованием электронных платежных средств, эмитированных участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и Республики Беларусь;

2) принимать в Украине электронные платежные средства (включая переводы, осуществление расчетов и выдачу наличных), эмитированные участниками международных платежных систем, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации и Республики Беларусь.

В соответствии с п. 17 Постановления № 18 банкам запрещается совершать какие-либо валютные операции:

1) с использованием российских рублей и белорусских рублей;

2) участником которых является юридическое или физическое лицо, имеющее местонахождение (зарегистрированное / постоянно проживающее) в Российской Федерации или в Республике Беларусь;

3) для выполнения обязательств перед юридическими или физическими лицами, имеющими местонахождение (зарегистрированными / постоянно проживающими) в Российской Федерации или в Республике Беларусь.

Согласно п. 17 Постановления № 18 запреты, определенные в пункте 17 этого постановления, не распространяются на перевод средств (кроме российских рублей и белорусских рублей):

1) на специальный счет НБУ для сбора средств в поддержку Вооруженных Сил Украины и/или на счета КМУ, министерств и других государственных органов Украины;

2) на счета резидентов в банках по операциям по экспорту товаров, возврату средств по операциям по импорту товаров. В случае поступления средств из-за границы в российских рублях / белорусских рублях по таким операциям банка разрешается осуществить обмен этих средств на международном валютном рынке на другую валюту (кроме российских рублей / белорусских рублей) для дальнейшего зачисления на счета клиента;

3) на территории Украины с целью осуществления социальных выплат, выплат заработной платы, оплаты коммунальных услуг, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.

Таким образом, если у вашего предприятия, например, поставщик из Беларуси, то вы не сможете рассчитаться с ним. Положение о возможности получать оплату по экспортным контрактам с резидентами Российской Федерации и Беларуси было добавлено 08 марта 2022 года (перед этим видели жалобы украинских предприятий, которые не могли получить средства за ранее поставленный товар). Однако это положение не исключает действия законодательства о санкциях.

Обновление от 05 апреля 2022 года: согласно постановлению Правления НБУ от 04 апреля 2022 года № 68 перечень исключений к п. 17 Постановления № 18 изложен в новой редакции. Теперь такие запреты не распространяются на:

  • перечисление средств (кроме российских рублей и белорусских рублей) на специальный счет НБУ для сбора средств на поддержку Вооруженных Сил Украины и/или на счета КМУ, министерств и других государственных органов Украины;
  • перевод средств (кроме российских рублей и белорусских рублей) на счета резидентов в банках по операциям экспорта товаров, возврат средств по операциям импорта товаров. В случае поступления средств из-за границы в российских рублях/белорусских рублях по таким операциям банку разрешается осуществить обмен этих средств на международном валютном рынке на другую валюту (кроме российских рублей/белорусских рублей) для дальнейшего зачисления на счета клиента;
  • перевод средств (кроме российских рублей и белорусских рублей) на территории Украины с целью осуществления социальных выплат, выплат заработной платы, оплаты коммунальных услуг, уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • перевод средств (кроме российских рублей и белорусских рублей) по валютным операциям физических лиц, указанных в подпункте 3 пункта 15 этого постановления;
  • операции по зачислению поступлений денежных средств (включая поступление средств в российских рублях/белорусских рублях) из-за границы на корреспондентский счет банка, открытый в другом банке на территории Украины;
  • перевод средств на территории Украины со счета юридического/физического лица, имеющего местонахождение (зарегистрированное/постоянно проживающее) в Российской Федерации или в Республике Беларусь [текущего, вкладного (депозитного) счета, счета условного хранения (эскроу)], на другой собственный текущий счет такого лица (кроме средств в российских рублях/белорусских рублях);
  • операции по продаже на территории Украины юридическим/физическим лицом, имеющим местонахождение (зарегистрированное/постоянно проживающее) в Российской Федерации или в Республике Беларусь, безналичной иностранной валюты, кроме российских рублей и белорусских рублей.

Что такое критический импорт?

Перечень товаров критического импорта определен постановлением КМУ от 24 февраля 2022 года № 153. В этом перечне определены названия и коды согласно УКТВЭД товаров, входящих в этот перечень. Перечень постоянно расширяется, в частности, он был существенно расширен постановлениями КМУ № 219 от 07 марта 2022 года и № 226 от 08 марта 2022 года.

Какого-либо конкретного алгоритма действий по взаимодействию с банками при оплате товаров критического импорта Постановление № 18 не устанавливает. Поэтому если ваше предприятие планирует оплачивать такой товар, рекомендуем связаться с обслуживающим банком и предварительно обсудить запланированный платеж. Кроме того, во избежание недоразумений с банком желательно указывать соответствующий код УКТВЭД уже в самом договоре на поставку товара и инвойсе на оплату.

В сообщении НБУ, опубликованном 06 марта 2022 года, отмечено, что в целях оперативного реагирования на нужды экономики Украины в условиях военного положения НБУ держит постоянную связь с банками и КМУ, оперативно анализируя потребности клиентов банков. Учитывая указанный анализ, КМУ постоянно актуализирует список товаров критического импорта.

Также НБУ сообщил, что для обеспечения надлежащих условий осуществления покупки иностранной валюты и переводов по операциям по покупке товаров критического импорта банками налажена совместная постоянная работа с клиентами. В частности, банки регулярно информируют клиентов об актуальном перечне товаров критического импорта и анализируют импортные операции на предмет соответствия приобретаемых товаров критериям, приведенным в упомянутом выше перечне.

НБУ акцентировал внимание банков и их клиентов на необходимости оперативно отрабатывать вопросы насущных потребностей клиентов, безотлагательно связанных с обеспечением стабильного функционирования экономики в условиях военного положения и создания надлежащих условий для оперативного финансирования потребностей государства для обеспечения национальной безопасности и обороны, всесторонней поддержки Вооруженных Сил Украины, и ориентироваться именно на определенный перечень товаров критического импорта. Если соответствующих товаров (продукции и услуг) нет в перечне, нужно обращаться в НБУ и КМУ с предложением внести товар, который, по вашему мнению, должен быть в нем.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Здесь мы опускаем положения, связанные с межбанковскими расчетами, и концентрируемся только на возможностях, доступных обычным украинским предприятиям и гражданам.

2 Это положение было добавлено 08 марта 2022 года.

3 Опять же, здесь концентрируемся только на возможностях, доступных обычным украинским предприятиям и гражданам, и не касаемся межбанковских расчетов, расчетов с международными финансовыми организациями.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2022

Просмотры 23849

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Военный учет, мобилизация и прохождение военной службы по-новому: чего ждать? 08 февраля, 2024    848

Оформленная отсрочка как обязательное предусловие для пересечения границы мужчинами во время военного положения 07 февраля, 2024    436

Валютные операции и ВЭД-расчеты с нерезидентами по состоянию на конец 2023 года: дерегуляция в одних случаях и закручивание гаек в других 12 декабря, 2023    383

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – некоторые практические аспекты 07 декабря, 2023    444

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ И ВЭД-РАСЧЕТЫ С НЕРЕЗИДЕНТАМИ В 2023 ГОДУ 09 февраля, 2023    14059

Выезд мужчин за границу в условиях военного положения – есть ли запрет? 15 августа, 2022    16104

Верховный Суд: проверки, проведенные вопреки мораторию по НКУ со ссылкой на Постановление КМУ № 89, являются незаконными 13 мая, 2022    1810

Отрицательные последствия увеличения вдвое ставки военного сбора,
и
Как обеспечить, чтобы то, что мы [считаем] платим на армию, действительно шло на армию, и почему еще это может быть полезно
13 мая, 2022    6375

Неработающая СЭА НДС – кто должен нести ответственность? 06 мая, 2022    2773

Юлия Кривомаз выступила с докладом на заседании Комитета АЮУ по налоговому и таможенному праву 06 мая, 2022    769

Перечень территориальных общин, расположенных в районе проведения военных (боевых) действий или находящихся во временной оккупации, окружении (блокировке) от Минреинтеграции – применим ли такой Перечень для налоговых целей? 04 мая, 2022    19964

Некоторые изменения в уголовной юстиции в период военного положения 04 мая, 2022    2176

Прокомментировать