Что делать, если регистрацию налоговой накладной остановлено?

04 августа, 2017 Информационные письма

Как известно, с 1 июля 2017 года заработала система мониторинга и остановки регистрации налоговых накладных/расчетов корректировки (далее – НН/РК). Начало работы системы прошло недостаточно удачно из-за кибератаки в конце июня 2017 года и отсутствия крайне важных инструкций/разъяснений со стороны контролирующих органов.

Кроме того, информационные (технологические) карты в виде таблицы, которые являются приложением к приказу Министерства финансов Украины (далее – Минфин) № 567 от 13.06.2017 г. реально начали обрабатываться Государственной фискальной службой Украины (далее – ГФСУ) только с 13.07.2017 г. Комиссия ГФСУ по рассмотрению документов налогоплательщиков перегружена, работает в сверхурочное время, но все равно есть задержки в сроках рассмотрения документов, что не отрицается со стороны ГФСУ.

Сейчас Минфином вместе с ГФСУ принимаются меры как касательно совершенствования работы системы (доработка критериев, которые «отсекают» от прохождения мониторинга, учета особенностей организации бизнес-процесса предприятий различных отраслей при установлении критериев «рискованных» операций, отправление квитанций об остановке регистрации НН/РК с объяснением, какой именно критерий сработал и на основании каких показателей), так и касательно пошагового разъяснения действий налогоплательщика в случае остановки его НН/РК (в виде методических рекомендаций или другого аналогичного документа).

Но это все в будущем. Что делать сейчас, чтобы успешно и как можно быстрее решить вопрос с остановившимися НН/РК?

Рассмотрим подробно, что предусмотрено налоговым законодательством и дополнительно разъясняется контролирующими органами.

1. Регистрация НН/РК остановлена

Налоговым кодексом Украины плательщику предоставлено право подать объяснение и/или копии документов в течение 365 дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отображенного в НН/РК. Но затягивать с решением этого вопроса не стоит, ведь это вопрос обеспечения права Ваших покупателей на налоговый кредит.

Подавать объяснение и копии документов необходимо как можно быстрее (по мере их подготовки) и желательно делать это в электронном виде через электронный кабинет налогоплательщика.

Документы, которые следует подать:

  • Таблица касательно товаров/услуг (информационная (технологическая) карта установленной формы1), которая поможет снять вопрос касательно производителей товаров/услуг.

Карточек может быть несколько, но заполняются и подаются они исключительно в электронной форме, в частности через Электронный кабинет плательщика или ИТС «Единое окно подачи электронной отчетности» (по выбору налогоплательщика). Согласно разъяснениям ГФСУ2 такие карты необходимо подавать на остатки товаров, которые не использованы в прошлом году или на услуги (транспортные, строительные и т.п.), при предоставлении услуг, если объемы поставок не соответствуют объемам приобретения по определенным кодам УКТ ВЭД/кодам услуг согласно ГКПУ.

  • Письменные объяснения. Согласно разъяснениям ГФСУ от 04.07.2017 г. их можно подать в виде Уведомления касательно подачи документов о подтверждении реальности осуществления операций по отказанным НН/РК по форме J(F)1312601 (далее – Уведомление)3.

Уведомления формируются по каждой НН/РК отдельно и к такому Уведомлению прилагаются копии документов в виде отдельных приложений по форме в формате PDF (размер каждого приложения не должен превышать 2 Мб).

В случае, если пакет документов по нескольким остановленным НН/РК аналогичный, то подать такой пакет необходимо только один раз к первой НН/РК. В следующих Уведомлениях указывать, что соответствующий пакет документов был предоставлен с Уведомлением к конкретной НН/РК (указать ее полные реквизиты)4.

  • ЗАВЕРЕННЫЕ копии документов.

Все поданные копии документов должны быть заверены Предприятием, а если речь идет о банковских выписках, то они могут быть заверены или банком, или самим Предприятием (например, банковская выписка из системы клиент-банк). Незаверенные документы считаются «составленными с нарушением действующего законодательства» и во внимание не принимаются.

  • Дополнительная информация, которая подтверждает то, что ваше предприятие относится к реальному сектору экономики.

Например, бухгалтерскую справку касательно наличия у предприятия земельных участков (собственных, арендованных); производственных мощностей (собственных, арендованных); помещений (собственных, арендованных); наемных работников (собственных, по совместительству); дохода от проведения деятельности за предыдущий период; остатки готовой продукции (наименование, количество); остатки сырья, товаров (наименование, количество) и т.п. и заверенные копии соответствующих документов.

! Важно: Согласно информации представителей ГФСУ неподача Уведомления через электронный кабинет налогоплательщика делает невозможным обработку и рассмотрение поданных копий документов (система не фиксирует их поступление, а потому отсутствует возможность мониторинга сроков рассмотрения и предоставления ответа о принятом решении).

Поэтому, если через электронный кабинет не удается подать весь пакет документов, то через него ОБЯЗАТЕЛЬНО нужно подать, по крайней мере, Уведомление (письменные объяснения) и Таблицу (информационную (технологическую) карточку), тогда как копии документов в тот же день могут быть поданы в местный налоговый орган за основным местом учета в бумажной форме, а также в электронной форме в формате PDF (на съемном флэш-носителе).

Проверяйте получение квитанций о доставке и принятии Уведомления/копий документов в ГФСУ. В случае их непоступления есть вероятность, что они так и не были доставлены в ГФСУ, а потому направляйте Уведомление/копии документов повторно.

Нет нужды подавать все имеющиеся у предприятия документы, необходимо смотреть на суть операции, по которой составлена НН/РК. Например, если это предоплата, то подавать необходимо только договор и банковскую выписку, которые подтверждают этот факт, если поставка услуг – договор и Акт оказанных услуг, если отгрузка товаров – договор, прибыльные/расходные накладные, а если Договором предусмотрена еще и перевозка, то соответствующие ТТН.

При заполнении информационной (технологической) карты важно понимать, что в дальнейшем при составлении налоговых накладных/расчетов корректировок коды УКТ ВЭД/ГКПУ должны указываться на уровне тех знаков (цифр), которые указаны в поданной карточке. Если в принятой ГФСУ информационной (технологической) карточке коды будут указаны на уровне 4 первых цифр, а в налоговой накладной/расчете корректировки – на уровне 12 цифр, то регистрация такой НН/РК будет приостановлена. В частности, ГФСУ в разъяснении от 25.07.2017 г.5 отметила, что:

«Код «33.12» и код «33.12.24-00.00» не идентичны и понимаются как различные коды».

Если рассмотрение поданных Вами документов существенно задерживается, Вы можете подать жалобу в ГФСУ о нарушении комиссией ГФСУ законодательно установленных сроков рассмотрения, что нарушает Ваши права и права Вашего контрагента и просить ускорения рассмотрения объяснений и копий документов, информационных (технологических) карточек.

Отдельно обращаем внимание, что факт остановки регистрации НН/РК не влияет на правила определения налоговых обязательств поставщика. То есть, несмотря на факт остановки регистрации НН/РК, поставщик (продавец) обязан отобразить налоговые обязательства в декларации по НДС за соответствующий период. Разница между суммой задекларированных налоговых обязательств и суммой НДС в зарегистрированных НН/РК сформирует показатель SПревыш (рассчитывается автоматически после принятия отчетности). Как следствие, регистрационная сумма в СЭА НДС уменьшится на сумму НДС, указанных в остановленных НН/РК.

Пересчет показателя SПревыш за отчетный период, в котором была составлена такая НН/РК, и показателя SНакл с учетом сумм НДС, указанных в таких НН/РК, происходит автоматически, но уже после регистрации НН/РК в ЕРНН в СЭА НДС6.

То есть в случае принятия комиссией ГФСУ решения о ее регистрации, регистрационная сумма должна позволять осуществить такую регистрацию. Если же регистрационная сумма меньше суммы НДС в НН/РК, то соответствующая НН/РК будет отображаться как такая, которая ожидает регистрации, и для ее регистрации плательщику необходимо пополнить счет деньгами.

Таким образом, в случае получения решения комиссии ГФСУ о регистрации НН/РК плательщик должен обеспечить необходимый размер регистрационной суммы в СЭА НДС. При этом указанный механизм расчета показателей формулы согласно п. 200-1.3 Налогового кодекса Украины не приводит к двойному налогообложению, но в результате этого в системе СЭА НДС фактически возникает переплата по НДС на сумму остановленных НН/РК, которую плательщик может заявить к возвращению на текущий счет или использовать для регистрации других НН/РК.

2. Получено негативное решение комиссии ГФСУ

Если комиссией ГФСУ принято решение об отказе в регистрации НН/РК, вы имеете право обжаловать его в административном или судебном порядке.

С практической точки зрения не стоит спешить обращаться в суд, ведь тогда административное обжалование становится невозможным, а судебное рассмотрение может затянуться на годы.

Целесообразнее приложить максимум усилий для того, чтобы решить все вопросы на стадии именно административного обжалования в ГФСУ, ведь система остановки НН/РК только начала работать и много вопросов дорабатывается в ходе ее функционирования.

Поэтому советуем подготовить обоснованную жалобу на негативное решение комиссии ГФСУ и добавить все заверенные копии документов, которые уже подавались в комиссию ГФСУ, а также дополнительные (в случае необходимости и/или наличия). Требования к оформлению жалобы, порядок подачи и рассмотрения жалобы регулируется отдельным порядком, утвержденным постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 485 (далее – Постановление № 485).

Пунктом 56.23 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что такая жалоба рассматривается апелляционной комиссией ГФСУ при участии уполномоченного лица Минфина. Впрочем, согласно устной информации самого Минфина уполномоченное лицо не всегда присутствует на рассмотрении жалоб. Поэтому советуем в жалобе отдельно просить привлечь к ее рассмотрению уполномоченное лицо Минфина со ссылкой на норму Налогового кодекса Украины.

И хотя Постановление № 485 прямо не предусматривает такого права, заявляйте о своем намерении присутствовать во время рассмотрения жалобы, также просите привлечь к рассмотрению жалобы уполномоченного представителя Совета бизнес-омбудсмена (такая возможность сейчас обсуждается и есть вероятность того, что на момент рассмотрения Вашей жалобы соответствующие изменения будут уже внесены в Постановление № 485).

Дополнительно описание Вашей проблемы с незаконным отказом в регистрации НН/РК можно направлять напрямую в Министерство финансов на адрес pdv@minfin.gov.ua и просить обеспечить участие уполномоченного лица Минфина в рассмотрении Вашей жалобы.

Отдельно обращайтесь в Совет бизнес-омбудсмена с жалобой касательно незаконности затягивания сроков рассмотрения поданных документов и объяснений и/или принятого решения комиссии ГФСУ об отказе в регистрации налоговой накладной.

То есть пытайтесь решить Вашу конкретную ситуацию в рамках именно административного обжалования, не доводя это до судебного рассмотрения, ведь как сформируется судебная практика, и на какой срок растянется разрешение этого вопроса сейчас неизвестно.

3. Получено негативное решение апелляционной комиссии ГФСУ

Если стадия административного обжалования оказалась негативной, то необходимо обращаться с иском в суд. Исковые требования должны состоять из двух частей: 1) признать противоправным решение об отказе в регистрации НН/РК; 2) зарегистрировать НН/РК в Едином реестре налоговых накладных.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Разъяснения ГФСУ от 27.06.2017 г. и пример заполнения таблицы доступны по ссылке. Дополнительная инструкция ГФСУ касательно заполнения таблицы.

2Вопросы-ответы от 17.07.2017 г. и 20.07.2017 г., размещенные в Общедоступном информационно-справочном ресурсе «ЗРЕНИЕ».

3Разьяснение доступно по ссылке.

4Согласно устной рекомендации члена комиссии ГФСУ Дмитрия Мишалова, предоставленной в ходе встречи Минфина с бизнесом касательно проблем остановки регистрации НН/РК, которая проходила 1 августа 2017 года.

5Разъяснение ГФСУ доступно по ссылке.

6Письмо ГФСУ от 01.08.2016 г. № 16485/6/99-99-15-03-02-15.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2017

Просмотры 5427

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Применяются ли штрафные санкции за несвоевременную регистрацию в 2017 году налоговых накладных, которые не предоставляются покупателю? 20 октября, 2017    95

Налоговый кредит с июля 2017: может ли он быть оспорен налоговым органом в случае, если налоговая накладная зарегистрирована в ЕРНН? 04 августа, 2017    1445

Вступили в силу критерии блокировки налоговых накладных и порядок работы комиссии ГФС 27 июня, 2017    4216

Июль уже «не за горами», а критерии остановки регистрации налоговых накладных все еще в проекте 25 мая, 2017    666

Блокировка регистрации налоговых накладных или нереальные хозяйственные операции «по-новому»? 14 апреля, 2017    11387

Прокомментировать