+ Слово должно быть в результатах поиска. - Исключение слова из результатов поиска. * Слово начинается/заканчивается на текст перед/после символа. ""Поиск слов в составе фразы.

 

Какие изменения предлагает Законопроект № 5600?

15 июля, 2021 Информационные письма

В начале июля в первом чтении был принят проект Закона № 5600 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины касательно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений» (далее – законопроект № 5600). Несмотря на все замечания и критику предлагаемых изменений, законопроект № 5600 был рекомендован Комитетом по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики и быстро направлен на рассмотрение в Верховную Раду Украины.

Законопроект № 5600 является комплексным документом, которым планируется внести изменения в ряд различных положений Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) с целью создать «справедливые условия налогообложения для всех налогоплательщиков».

В наших предыдущих материалах «Из серии мыслей о Законопроекте № 5600: налоговый залог по несогласованным денежным обязательствам – почему от такой идеи законодателю лучше отказаться?» и «Законопроект № 5600 предусматривает отмену ограничений на проверки бюджетного возмещения НДС» мы уже частично комментировали изменения, которые предлагаются проектом.

Ниже мы рассмотрим, что еще предлагает законопроект № 5600:

Налогообложение финансовой помощи

П.п. 2 п. 19 законопроекта № 5600 вносятся изменения в п.п. 140.5.10 НКУ и внедряется корректировка финансового результата до налогообложения на сумму перечисленной безвозвратной финансовой помощи налогоплательщикам, которые являются связанными лицами. Такая корректировка финансового результата должна осуществляться предоставителем безвозвратной финансовой помощи в случае, если получателем финансовой помощи задекларировано отрицательное значение объекта налогообложения за период, в котором получена такая финансовая помощь.

Ограничение убытков прошлых периодов

П. 19 законопроекта № 5600 предлагает ввести для крупных налогоплательщиков ограничение на перенос отрицательного значения объекта налогообложения прошлых отчетных лет (убытков прошлых периодов).

В соответствии с принятым в первом чтении текстом законопроекта, ограничение составит 50 % суммы отрицательного значения объекта налогообложения прошлых отчетных лет.

Ограничение бюджетного возмещения НДС

В п. 28 законопроекта № 5600 уточняются правила бюджетного возмещения НДС, определенные в п. 200.4 НКУ. Предлагается возмещать НДС только «по операциям по приобретению товаров, которые вывезены за пределы таможенной территории Украины в предыдущих и/или отчетном налоговых периодах, по операциям по приобретению основных средств, которые назначаются налогоплательщиком для использования в хозяйственной деятельности налогоплательщика, по операциям по приобретению товаров/услуг, что непосредственно использовано налогоплательщиком в предыдущих и/или отчетном налоговом периодах в изготовлении товаров, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров, которые используются в изготовлении таких товаров, составляет не менее 8 процентов продажной цены таких изготовленных товаров».

Таким образом, право налогоплательщика на бюджетное возмещение НДС планируется ограничить конкретными видами операций.

Увеличение ставок налогов

  • Экологический налог за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты планируется увеличить в 1,6 раза (п. 38 законопроекта № 5600). А до 01 января 2029 года такой налог будет постепенно увеличен в 8 раз (абз. 6 п.п. 4 п. 57 законопроекта № 5600).
  • Экологический налог за отходы для предприятий горной промышленности возрастет с 0,49 до 1,5 грн/тонну (п. 39 законопроекта № 5600).
  • Экологический налог за выбросы СО2 в атмосферу предлагается увеличить втрое с 10 до 30 грн/тонну (абз. 4 п. 37 законопроекта № 5600).
  • Ставка рентной платы на добычу железной руды (за пользование недрами для добычи полезных ископаемых) будет меняться в зависимости от уровня международных цен:
    • 3,5 % если цена железной руды составляет менее 100 долларов США;
    • 5 % если цена тонны составляет от 100 до 200 долларов США;
    • 10 % если цена руды превышает 200 долларов США.

Для определения цены будет использоваться индекс IODEX 62 % FE CFR China.

  • Отменяется льгота по акцизному налогу для «зеленой» электроэнергии (произведенной когенерационными установками и из возобновляемых источников энергии) (п. 31, п.п. 2 законопроекта № 5600). В случае отмены 0 % ставки акцизного налога, производители «зеленой» электроэнергии будут вынуждены платить 3,2 % акциза, в соответствии с п.п. 215.3.9 НКУ.

Изменения правил налогообложения операций с недвижимостью

Обложение НДС операции по поставке жилья по ставке 20 %

В соответствии с п. 26 законопроекта № 5600, от налогообложения НДС будут освобождаться только операции по первой поставке доступного жилья и жилья, которое строится с привлечением государственных средств. Теперь же, согласно НКУ, освобожденными от налогообложения являются все операции по поставке жилья, кроме первой поставки (жилье от застройщика).

Налогообложение НДФЛ по ставке 18 % доходов, полученных от продажи третьего и последующих объектов недвижимости за год

Сегодня продажа физическим лицом в течение одного года второй и каждой последующей единицы облагается налогом в размере 5 %. Взамен согласно законопроекту № 5600 предлагается, что продажа физическим лицом в течение одного года третьей и каждой следующей единицы недвижимости будет облагаться налогом на доходы в размере 18 %.

Таким образом, в случае принятия законопроекта № 5600 физическое лицо будет нести следующие налоговые обязательства по НДФЛ:

  • продажа в течение одного года первого объекта недвижимости в течение года – 0 %;
  • продажа в течение одного года второго объекта недвижимости в течение года – 5 %;
  • продажа в течение одного года третьего и каждого последующего объекта недвижимости в течение года – 18 %.

Изменения правил налогообложения в аграрном секторе

  • Законопроект № 5600 предлагает уменьшить размер земельного участка, продажа урожая с которого облагается НДФЛ в размере 18 %. На данный момент налог необходимо платить из продажи продукции, которая была выращена физическим лицом на сельскохозяйственной земле площадью более 2 га. А в случае принятия законопроекта № 5600, такой налог будет необходимо платить из продукции, выращенной на сельскохозяйственной земле, в 4 раза меньшей чем сейчас. То есть платить 18 % налога придется даже в случае продажи урожая из небольших семейных участков.
  • Законопроект № 5600 предлагает ввести понятие и правила определения «минимального налогового обязательства», под которым понимается сумма налогового обязательства юридического или физического лица, в том числе физического лица-предпринимателя, которое владеет или пользуется земельным участком, отнесенным к сельскохозяйственным угодьям, и получает из него доходы.

Планируется, что размер минимального налогового обязательства будет зависеть от нормативной денежной оценки 1 га земельного участка, площади земельного участка и периода, в течение которого земля находится у налогоплательщика.

  • Законопроект № 5600 предлагает добавить в перечень объектов налогообложения платой за землю (ст. 270 НКУ) земельные участки (государственной и коммунальной собственности), которые находятся в пользовании без оформления правоустанавливающих документов, в частности самовольно занятые.

Полномочия касательно определения ставок платы за землю, льгот по земельному налогу, а также принятия решения об установлении факта пользования юридическим или физическим лицом земельным участком предлагается возложить на органы местного самоуправления. В свою очередь контролирующие органы будут начислять обязательства в размере годовой суммы платежа.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2021

Просмотры 5750

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Сформировали налоговый кредит на сумму НДС в связи с приобретением маркетинговых услуг – ждите вопрос об их использовании в хозяйственной деятельности от налоговиков 29 сентября, 2021    320

СЭАРГ – как закалялась тень 10 сентября, 2021    1358

Как работает «государство в смартфоне» на примере возмещения НДС 02 сентября, 2021    301

Законопроект № 5600 предусматривает отмену ограничений на проверки бюджетного возмещения НДС.
А зачем тогда СЭА НДС вводили (или от «государства в смартфоне» по НДС к ручному управлению)?
07 июля, 2021    795

Из серии мыслей о Законопроекте № 5600: налоговый залог по несогласованным денежным обязательствам – почему от такой идеи законодателю лучше отказаться? 06 июля, 2021    663

Баланс интересов – R.I.P. (законопроект № 5600) 05 июля, 2021    813

Затягивание бюджетного возмещения по НДС через проверки: правомерно ли? 21 апреля, 2020    918

Мораторий (не) распространяется на проверки бюджетного возмещения по НДС? 21 апреля, 2020    4332

Баланс интересов как признак демократии или Лапша под названием «проект Налогового кодекса» 26 июня, 2010    4171

Прокомментировать