Мобилизация автотранспорта: что такое военно-транспортная обязанность?

27 июня, 2013 Информационные письма

Указом Президента от 17.03.2014 г. № 303/2014 впервые в истории Украины была объявлена частичная мобилизация. В то же время, с объявлением мобилизации некоторые предприятия впервые узнали о существовании так называемой «военно-транспортной обязанности», согласно которой транспортные средства предприятия могут быть изъяты для удовлетворения потребностей военных формирований.

В результате, получив распоряжение от местной областной администрации, или наряд военного комиссариата с требованием предоставить в бесплатное пользование свои транспортные средства, предприятия просто не знают, как реагировать на подобные документы. Законны ли такие требования? Что конкретно требуется от предприятия? И, главное, как и когда получить назад свое имущество? В сегодняшнем материале мы предоставим ответы на эти вопросы.

Что происходит во время мобилизации?

Пункт 8 статьи 4 Закона «О мобилизационной подготовке и мобилизации» от 21.10.1993 г. (далее – «Закон о мобилизации») предусматривает, что с момента оглашения мобилизации наступает «особенный период» функционирования государства. Так, часть 5 статьи 1 Закона о мобилизации дает такое определение:

«… особенный период – период функционирования национальной экономики, органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления, Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, сил гражданской обороны, предприятий, учреждений и организаций, а также исполнения гражданами Украины своей конституционной обязанности по защите Отечества, независимости и территориальной целостности Украины, наступающий с момента оглашения решения о мобилизации (за исключением целевой) … и охватывает время мобилизации, военное время и частично восстановительный период после окончания военных действий».

Указом Президента «О частичной мобилизации» в Украине была объявлена частичная мобилизация, что означает начало «особенного периода», согласно определению, указанному в Законе о мобилизации. Такой «особенный период», согласно Закону о мобилизации, распространяется как на органы государственной власти, так и на предприятия всех форм собственности, при этом для каждого участника мобилизации предусмотрены свои специфические функции. Так, в рамках «особенного периода» за органами государственной власти, среди прочего, закреплены следующие обязательства:

  • формулировать мобилизационные планы;
  • проводить оценку состояния мобилизационной готовности предприятий;
  • формулировать конкретные мобилизационные задания для предприятий;
  • контролировать выполнение таких мобилизационных заданий предприятиями.

За предприятиями всех форм собственности на время «особенного периода» также закрепляются особенные обязательства. Например, статья 21 Закона о мобилизации возлагает на предприятия обязанность:

  • планировать и осуществлять мероприятия касательно разработки мобилизационных планов и подготовки к исполнению возложенных на них мобилизационных заданий (заказов);
  • содержать в надлежащем состоянии технику, строения, сооружения и объекты инфраструктуры, которые подлежат передаче военным формированиям в случае мобилизации;
  • обеспечивать в случае мобилизации доставку техники на пункты сбора и в военные части согласно с мобилизационными заданиями (заказами);
  • предоставлять соответствующим органам государственной власти, другим государственным органам и органам местного самоуправления информацию, необходимую для планирования и осуществления мобилизационных мероприятий.

Военно-транспортная обязанность

Военно-транспортная обязанность прямо предусмотрена статьей 6 Закона о мобилизации. В частности, определено, что такая обязанность устанавливается с целью удовлетворения нужд Вооруженных Сил Украины на особенный период транспортными средствами и техникой, и что она, в том числе, распространяется на предприятия, обеспечивающие эксплуатацию транспортных средств.

Законом от 20 мая 2014 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно усовершенствования оборонно-мобилизационных вопросов во время проведения мобилизации» (далее – «Закон об изменениях от 20.05.2014 г.») статья 6 была значительно расширена. В частности, был добавлен пункт 3, который четко определил, что исполнение военно-транспортной обязанности во время мобилизации, если не введен правовой режим военного или чрезвычайного положения (ситуация, имеющая место в Украине в данный момент), осуществляется «путем бесплатного привлечения транспортных средств предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для обеспечения нужд Вооруженных Сил Украины, других военных формирований на условиях их возврата собственникам после оглашения демобилизации». Более детально вопросы военно-транспортной обязанности урегулированы Постановлением Кабинета Министров Украины от 28.12.2000 г. № 1921 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» (далее – «Постановление № 1921»). В частности, пункт 14 Постановления № 1921 возлагает на руководителей предприятий, среди всего прочего, обязанность обеспечить:

  • отбор вместе с представителями военных формирований соответствующих транспортных средств по типам и маркам;
  • выполнение основных требований к транспортным средствам, которые предназначены для передачи военным формированиям на период мобилизации и в военное время (в том числе обеспечить наличие запасных частей, заправочного инвентаря и так далее);
  • подготовку транспортных средств для перевозки личного состава;
  • проведение проверки технического состояния транспортных средств, предназначенных для передачи военным формированиям;
  • подача в военные комиссариаты один раз в год, не позднее декабря, ведомостей о наличии и техническом состоянии транспортных средств;
  • доставку транспортных средств, предназначенных для передачи военным формированиям, в соответствии с нарядами районных (городских) военных комиссариатов в определенные пункты.

На местах мобилизацию обеспечивают местные органы исполнительной власти. Именно они, согласно статье 17 Закона о мобилизации, руководят мобилизационной подготовкой на территории соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют состояние мобилизационной готовности предприятий, учреждений и организаций, которые привлекаются ими к исполнению мобилизационных заданий. Кроме того, пункт 5 Положения № 1921 предусматривает, что:

«Изъятие (отчуждение) транспортных средств совершается районными (городскими) военными комиссариатами на основании распоряжений местных госадминистраций в пределах лимитов и процентных норм изъятия, утвержденных Кабинетом Министров Украины…».

На практике это означает, что предприятие может получить либо от местной государственной администрации письмо-запрос на информацию о состоянии мобилизационной готовности предприятий, либо уже от военного комиссариата наряд с указанием прямой информации, какую технику, когда и куда нужно поставить.

При этом в первом случае (даже если к письму прилагается копия распоряжения местной государственной администрации, но без указания конкретных технических данных), скорее всего, мобилизационное задание для предприятия еще не сформировано. В таком случае для предприятия, по нашему мнению, было бы целесообразно написать письмо в ответ на отправленный запрос, в котором настаивать на личном участии в отборе техники (такое право предусматривается пунктом 14 Положения № 1921). По нашему мнению, такое личное участие предприятия в отборе техники может помочь учесть особенности хозяйственной деятельности предприятия, другими словами, чтобы не забрали технику, крайне необходимую самому предприятию.

Во втором случае, когда предприятие получает уже готовый наряд от военного комиссариата, определенный без участия предприятия, перечень техники на изъятие может и не учитывать потребности самого предприятия. Поскольку у предприятия есть право принимать личное участие в отборе техники и так как в случае получения готового наряда, предприятие фактически не имело возможности воспользоваться этим правом, то, по нашему мнению, даже на этом этапе есть все основания идти на контакт с органами власти (военным комиссариатом или местной государственной администрацией) и настаивать на пересмотре наряда с учетом потребностей предприятия.

В каком количестве и какую технику могут изъять

Статья 12 Закона о мобилизации закрепляет за КМУ обязанность определять и утверждать лимиты и нормы бесплатного привлечения, изъятия и принудительного отчуждения транспортных средств и техники на период мобилизации. Согласно Положению № 1921, КМУ доносит эту информацию до центральных и местных органов исполнительной власти, которые уже по представлению военных комиссариатов устанавливают конкретные лимиты изъятия транспортных средств по типам и маркам.

В соответствии с Положением № 1921 задания по подготовке и передаче транспортных средств (то есть конкретный перечень техники и условия поставки) должны были быть сформированы и доведены до ведома предприятий еще в мирное время. Однако на практике предприятия в мирное время не только не были уведомлены о деталях изъятия транспортных средств, но и вообще не подозревали, что такое изъятие возможно.

Поскольку подготовка к мобилизации в мирное время не производилась, то сейчас органы власти вынуждены наверстывать упущенное. Поэтому возможна ситуация, когда предприятие вместе с нарядом от военного комиссариата (с указанием перечня техники на изъятие) получит и распоряжение местной государственной администрации, которым устанавливаются лимиты на изъятие.

Вопрос оформления передачи транспорта военным формированиям

До последнего времени вопрос оформления изъятия транспортных средств в период мобилизации не был урегулирован надлежащим образом. Так, до 9 ноября 2012 года действовало Постановление КМУ № 990 от 01.10.2005 г. «Об утверждении Порядка возмещения стоимости принудительно отчужденного имущества у собственника во время мобилизации в условиях военного положения» (далее – «Постановление № 990»). Кроме самой процедуры возмещения изъятого имущества, этот порядок также регулировал вопрос передачи имущества военным формированиям. В частности, предусматривалось, что акты о принудительном отчуждении имущества собственником должны были оформляться на бланках строгой отчетности, которых не было в наличии.

9 ноября 2012 Кабинет Министров признал утратившим силу Постановление № 990 и фактически заменил его Постановлением № 998 от 31 октября 2012 г. «Некоторые вопросы осуществления полной компенсации за имущество, принудительно отчужденное в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» (далее – «Постановление № 998»). Однако новое Постановление № 998 фактически было принято во исполнение Закона «О передаче, принудительном отчуждении или изъятии имущества в условиях правового режима военного или чрезвычайного положения» и, соответственно, применяется только в отношении имущества, изъятого в период военного или чрезвычайного положения. На период мобилизации и на имущество, которое изымается в период мобилизации без объявления военного или чрезвычайного положения (ситуация, которая имеет место сейчас в Украине), действие Постановления № 998 не распространяется.

Таким образом, до недавнего времени законодательство вообще никак не регулировало процедуру изъятия имущества, в том числе транспортных средств во время мобилизации.

Этот пробел в законодательстве был частично закрыт Законом об изменениях от 20.05.2014 г., который, среди прочего, прописал процедуру изъятия транспортных средств именно в период мобилизации. В частности, согласно части 4 пункта 3 статьи 6 теперь предусматривается:

«Прием-передача транспортных средств, привлеченных в ходе мобилизации, и их возврат после объявления демобилизации осуществляются на основании актов приема-передачи, в которых указываются сведения о владельцах, техническое состояние, остаточная (балансовая) стоимость и другие необходимые сведения, позволяющие идентифицировать транспортные средства».

Согласно части 7 пункта 14 Постановления № 1921 обязанность «разработки необходимых мобилизационных документов о поставках транспортных средств» возлагается на руководителей предприятий.

С учетом этого факта, и, в случае получения информации, свидетельствующей о потенциальной необходимости осуществить мероприятия, связанные с выполнением военно-транспортной обязанности, мы советуем предприятию заранее разработать форму акта приема – передачи транспортных средств (с учетом требований пункта 3 статьи 6 Закона о мобилизации), а также принять соответствующий приказ руководителя предприятия о предоставлении транспортного средства военным формированиям в связи с мобилизацией.

Порядок возврата и компенсации ущерба, нанесенного транспортному средству

Статья 6 Закона о мобилизации предусматривает, что возврат транспортных средств владельцу осуществляется в течение 30 календарных дней с момента объявления демобилизации на основании актов приема-передачи, которые заключались во время изъятия транспортных средств.

В соответствии с изменениями, внесенными Законом от 20.05.2014 г., также прямо определено, что:

«Порядок компенсации вреда, причиненного транспортным средствам в результате их привлечения при мобилизации, определяется Кабинетом Министров Украины».

Поскольку сейчас такого порядка компенсации законодательство не предусматривает, ссылки на него в тексте закона могут восприниматься как декларирование намерения законодателя в ближайшее время утвердить соответствующее Положение.

Ответственность

Для полноты изложения отметим, что за нарушение законодательства о мобилизационной подготовке и мобилизации Кодексом Украины об административных правонарушениях (статья 2101) предусматривается административная ответственность в виде штрафа. Законом о внесении изменений от 20.05.2014 г. размеры такого штрафа были увеличены, и теперь для должностного лица он составляет от 30 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 510 до 1700 грн), а в случае повторного нарушения – от 100 до 300 минимумов (от 1700 до 5100 грн).

Другой прямой ответственности за невыполнение требований мобилизации, в том числе и военно-транспортной обязанности, законодательство не предусматривает. Хотя, конечно, невыполнение законных требований государственных органов несет в себе репутационные риски для предприятия, а также риск осложнения взаимоотношений с местными органами власти в будущем.

Как следует из описанного выше, на данный момент нормативно-правовая база проведения мобилизации, в том числе и в части выполнения военно-транспортной обязанности, находится в процессе становления. Многие моменты юридически не урегулированы, кроме того по понятным причинам нет опыта проведения мобилизации ни у государственных органов, ни у самих предприятий.

Однако, столкнувшись с необходимостью практического выполнения военно-транспортной обязанности, предприятие, по нашему мнению, должно оценивать ситуацию комплексно и принимать во внимание не столько возможную юридическую ответственность за непредоставление техники, сколько репутационные риски для самого предприятия, или риски, которые связаны с дальнейшим сотрудничеством с органами государственной власти. Также нельзя исключать возможности, что в связи с ситуацией в стране, не предоставленные в добровольном порядке транспортные средства могут просто изъять принудительно и без согласия предприятия.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© ООО «КМ Партнеры», 2013

Просмотры 10377

Прокомментировать