Валютные ограничения на максимуме или Постановление правления НБУ от 22.09.2014 г. №591 (дополнено в связи с письмом НБУ № 29-209/53878 от 23.09.2014)

23 сентября, 2014 Информационные письма

 читать информационное письмо «НБУ отменяет часть валютных ограничений по Постановлению № 540»

читать продолжение информационного письма от 8 октября 2014 года

С 23 сентября 2014 года НБУ вводятся1 следующие валютные ограничения:

Запрещены операции в иностранной валюте по следующему перечню:

  • по осуществлению расчетов по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины;
  • по совершению платежей по импортным договорам, по которым продукция была ввезена на территорию Украины и было осуществлено таможенное оформление на основании ввозной таможенной декларации, дата оформления которой превышает 180 дней [вероятно, следует понимать, что имеются в виду расчеты за товары по ТД, с даты оформления которой прошло более 180 дней. То есть, если по условиям расчетов отсрочка оплаты импортных товаров более 180 дней от даты таможенного оформления, то нерезиденту-поставщику придется еще подождать получения выплаты. Как говорят,  «форс-мажор вам в помощь!»];
  • по возвращению за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям продажи вне фондовых бирж ценных бумаг украинских эмитентов, кроме государственных облигаций Украины;
  • по возвращению за границу средств, полученных иностранными инвесторами по операциям продажи корпоративных прав юридических лиц, не оформленных акциями;
  • по возвращению за границу иностранному инвестору дивидендов (кроме случаев возвращения дивидендов по ценным бумагам, которые вращаются на фондовых биржах); [Другими словами, если вы являетесь предприятием с иностранными инвестициями, не акционерным обществом, акции которого вращаются на бирже, то на период действия указанных ограничений можно забыть о выплатах средств из Украины как в виде дивидендов, так и путем выкупа частей в уставном капитале];
  • на основании индивидуальных лицензий Национального банка Украины (кроме случаев осуществления операций на основании индивидуальных лицензий на размещение валютных ценностей на счетах за пределами Украины, выданых Национальным банком Украины юридическим лицам).

До 3 тыс. гривен уменьшен лимит на приобретение наличных средств  одним лицом в течение одного операционного дня в рамках одного банковского учреждения. Предусмотренные исключения – приобретение валюты физическим лицом для исполнения обязательств в иностранной валюте по кредитному договору с банком-кредитором.

Срок действия измененных постановлений остался прежним, то есть указанные ограничения планируют оставить, по крайней мере, до 04.12.2014 г. (Постановление № 540 действует с 4 сентября по 4 декабря 2014 года).

Изменения касательно обязательной продажи валютной выручки следует понимать, наверное, как «ложку меда в бочке дёгтя». В частности, разрешили продавать не всю валютную выручку, а «всего лишь» 75 процентов. Остаток валютных поступлений остается в распоряжении субъектов хозяйствования.

Постановление, которое является предметом рассмотрения, вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а опубликовали его 22 сентября, то есть можно понимать, что, по мнению НБУ, эти изменения уже действительны с 23 сентября.

Конечно, касательно этого постановления возникает целый ряд вопросов, начиная с необходимости его регистрации в Минюсте (как, очевидно, нормативного акта) и заканчивая его согласованием с другими положениями законодательства, теми же гарантиями иностранным инвесторам, прописанными в Законе «О режиме иностранного инвестирования».

Но это все вопросы юридические, а на практике банки будут его придерживаться, чтобы не гневить регулятора, по крайней мере, если это постановление не отменят смелые субъекты хозяйствования в судебном порядке.

Также отметим, что в письме № 29-209/53878 от 23 сентября 2014 года НБУ предоставило разъяснение относительно применения положений постановления № 540, которые касаются запрета осуществления расчетов в иностранной валюте по импортным операциям без ввоза товара на территорию Украины.

В письме разъясняется, что положение о запрете не касаются проведения расчетов по операциям:

  • оплаты туристических, транспортных и коммуникационных услуг резидентами (при наличии соответствующих разрешений);
  • оплаты транспортных услуг резидентами-экспедиторами;
  •  оплаты банками собственных обязательств, связанных с уплатой средств банкам-корреспондентам, международным системам связи за пользование их услугами;
  • оплаты собственных обязательств банков – членов международных платежных систем, связанных с организацией и обеспечением расчетов с использованием этих платежных систем.

Заметим, что вопрос оплаты услуг не является тривиальным, как может показаться на первый взгляд, поскольку на практике банки начали отказывать в оплате услуг в пользу нерезидентов в иностранной валюте со ссылкой на эту норму постановления. Такой подход связан с тем, что в нормативных актах по валютному контролю термин «товар» включает, среди прочего, работы, услуги.

На наш взгляд, из формулировок постановления четко следует, что имеется в виду именно импорт товаров в обычном, а не «валютно-контрольном» смысле. Из письма следует, что НБУ также соглашается с этим выводом. Непонятно только, почему в нем упоминаются только отдельные виды услуг. Что же тогда с другими услугами?

Указанные ограничения, в частности, на движение капитала (запрет на выплату дивидендов, на выплаты в связи с возвратом инвестиций при продаже акций украинских предприятий или их корпоративных прав, иных ценных бумаг) противоречат некоторым положениям как внутреннего законодательства по защите иностранных инвестиций, так и международных договоров Украины.

Так, ст. 4 Закона «О защите иностранных инвестиций» (это закон еще 1991 года) установлено:

«Статья 4. Иностранным инвесторам гарантируется перечисление за границу их прибылей и других сумм как в карбованцах, так и в иностранной валюте, полученных на законных основаниях».

Из международных договоров. Например, статья 5 Соглашения между Украиной и ФРГ о содействии и взаимной защите инвестиций устанавливает:

«Статья 5

Каждая из Договаривающихся Сторон гарантирует гражданам другой Договаривающейся Стороны свободный перевод платежей в связи с инвестициями, в частности:

а) капитала и дополнительных сумм для поддержания или увеличения объема инвестиций;

б) доходов;

в) выплаты (возврат) займов;

г) прибыли, возникшей в связи с полной или частичной ликвидацией или отчуждением инвестиций;

д) компенсаций, предусмотренных в статье 4 настоящего Соглашения».

То есть эти гарантии четко покрывают выплату дивидендов и доходов от отчуждения инвестиций, в том числе акции, иные ценные бумаги или корпоративные права украинских предприятий.

Аналогичные положения содержатся в большинстве иных договоров Украины о содействии и защите иностранных инвестиций, которые есть у Украины с рядом стран.

Вводя рассматриваемые ограничения,  НБУ нарушает указанные гарантии. В связи с этим не исключены инвестиционные споры и иски к Украине.

И главное, НБУ подрывает доверие и ухудшает инвестиционный климат Украины, ведь кто захочет работать в стране с таким непредсказуемым «регулятором», который позволяет себе так просто нарушать и внутреннее законодательство и международные договорные обязательства страны. А доверие нарабатывается очень долго.

Так что негативные последствия нынешних шагов по административным ограничительным мерам НБУ мы будем ощущать очень долго.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1 Постановление «О внесении изменений в некоторые нормативно-правовые акты Национального банка Украины» от 22.09.2014 г.  № 591. Изменения вносятся в постановление от 20.08.2014 г.  № 515 «О ситуации на валютном рынке Украины» и постановление от 29.08.2014 г. № 540 «О введении дополнительных механизмов для стабилизации денежно-кредитного и валютного рынков Украины». Постановление вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а опубликовали его 22 сентября, то есть можно понимать, что, по мнению НБУ, эти изменения уже действительны с 23 сентября.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2014

Просмотры 6402

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Письмо НБУ от 18.12.2015 г. устанавливает дополнительные валютные ограничения 15 Январь, 2016    1083

Новое Постановление НБУ касательно валютных ограничений № 863 от 4 декабря 2015 года 11 декабря, 2015    1316

Справка от ГФСУ больше не нужна для покупки иностранной валюты и другие «послабления» в валютном регулировании 07 сентября, 2015    1189

Валютные ограничения НБУ – продолжение старых и введение новых 05 марта, 2015    4859

Валютные ограничения продлены до весны 04 декабря, 2014    1352

НБУ отменяет часть валютных ограничений по Постановлению № 540 31 октября, 2014    1722

Практические выводы по оплате услуг по последним изменениям Постановления №540 (продолжение статьи «Валютные ограничения на максимуме или Постановление правления НБУ от 22.09.2014 №591») 08 октября, 2014    2020

КОММЕНТАРИИ

  1. імпорт без ввезення
    Наталія 23 сентября, 2014

    Імпортом без ввезення являєтся тільки імпорт товарів, чи також і послуги, здійснені за межами України?

    1. імпорт без ввезення
      WTS Consulting 23 сентября, 2014

      Шановна Наталія,

      Виходячи з формулювань даного пункту ми вважаємо, що маються на увазі виключно імпортні операції з товарами. Таке прочитання є логічним, оскільки (1) буквально мова йде про товар та (2) його не ввезення в Україну. Можуть, звичайно, намагатися послатися на Інструкцію про порядок здійснення контролю за експортними, імпортними операціями та визначення там «товару». Але такий підхід буде некоректним та таким, що не відповідає системному прочитанню правил валютного регулювання та контролю.

  2. Оплата роялті
    Ольга 29 сентября, 2014

    Чи поширюється з вашої точки зору вказане обмеження на оплату за договорами поставки ліцензій програмного забезпечення (роялті), за яким поставка здійснюється в електронній формі (фізичної поставки немає).

    1. Оплата роялті
      WTS Consulting 29 сентября, 2014

      Шановна Ольго,

      Ми вважаємо, що з формулювання цього обмеження чітко випливає, що воно поширюється на конкретну групу операцій –коли «фізичний» товар купується українським суб’єктом господарювання за кордоном та без ввезення в Україну перепродається нерезиденту з іншої країни. Ми не бачимо підстав поширювати зазначене обмеження на інші операції, включаючи і придбання програмного забезпечення, що поставляється шляхом надання можливості його завантажити з Інтернет.

  3. Оплата роялті
    Ольга 29 сентября, 2014

    Деякі банки пропускають платежі як роялті, а у випадку призначення платежу — оплата послуг — відмовляють…

    1. Оплата роялті
      WTS Consulting 30 сентября, 2014

      Ця ситуація яскраво демонструє хаотичне сприйняття нових валютних обмежень банками. Якщо вже не дозволяти розрахунки за послуги, «викручуючи» це обмеження на підставі «валютноконтрольного» визначення товару, то в такому разі не повинні пропускати і роялті, адже наряду з послугами у визначенні згадуються і права інтелектуальної власності. Сподіваємося, що ця ситуація створена несвідомо і невдовзі регулятор пояснить свою позицію і така позиція не означатиме зупинку бізнесу, що залежить від імпорту послуг/об’єктів інтелектуальної власності.

  4. оплата послуг, наданих за межами України
    Ольга 30 сентября, 2014

    Порадьте, будь ласка, як на данний момент можна сплатити за послуги зі сбору данних (статистична обробка) за межі України?

  5. Страхування туризму, медичні витрати за кордоном.
    Дмитро 30 сентября, 2014

    Банки відмовляють в оплаті медичних та інших послуг за кордоном нерезидентам, асистуючим компаніям і медичним закладам, тобто страхування туризму. Тобто всі громадяни України, які в обов’язковому порядку придбали поліс для подорожі за кордон не захищені. І через тиждень два, всі українські страхові компанії і асистанси будуть стояти в стоп листах. Чи той хто це складав гадає, що медичну допомогу для туристів організовують і оплачують туристичні компанії для яких вони зробили виключення. Також тепер при гибелі наших громадян за кордоном, все лягає на плечі родичів а не страхових компаній.

  6. Імпорт без ввезення транспортним перевізником
    Світлана 01 октября, 2014

    Насправді банки відмовляють українським компаніям-міжнародним транспортним перевізникам в сплаті за послуги автобанів, брокерські послуги при митному оформленні, послуги мийки, а також заправки паливом за межами України, які перевізники використовують під час виконання міжнародного перевезення за кордоном. Тому, положення в такому вигляді, як прийняте і лише з таким розясненням, як у листі від 23.09.2014, унеможливлює роботу українського перевізника за межами України. Згідно з листом-розясненням, українські компанії можуть лише оплатити транспортні послуги, тобто послуги транспортної компанії, що надані за межами країни. А от як транспортній компанії сплатити свої витрати під час надання таких транспортних послуг?

  7. Валютні обмеження на максимумі або Постанова правління НБУ від 22.09.2014 №591 (оновлено у зв'язку з листом НБУ № 29-209/53878 від 23.09.2014)
    Юлія 01 октября, 2014

    подскажите, пожалуйста. Не можем оплатить международному перевозчику — нерезиденту за доставку товара до Польши, который был ввезен собственным автомобилем и растаможен на территории Украины. ни один банк не принимает такой платеж — говорит, что подпадает под это постановление… мжет быть кто-то с таким сталкивался и решал как-то такую проблему? И как доказать банку, что такая валютная операция не совсем попадает под это ограничение

    1. Відповідь на запитання
      WTS Consulting 01 октября, 2014

      Як певне узагальнення та відповідь на викладені нижче коментарі-запитання:
      на жаль, рекомендувати якесь практичне рішення в цій ситуації важко, оскільки проблема є і вона пов’язана як з формулюваннями постанови НБУ, так і з останнім «роз’ясненням», яке ще більше заплутало ситуацію. Тому наразі можемо надати лише загальну рекомендацію – масово звертатися до НБУ та інших органів виконавчої влади (через громадські об’єднання та іншим чином) з вимогою негайного врегулювання цієї ситуації та скасування/зміни обмежень. Нам відомо, що таке звернення невдовзі буде подаватися від Європейської бізнес асоціації. Але в даному випадку бажано продемонструвати масовість, що може допомогти вплинути на регулятора.

Прокомментировать