Цена в контролируемой операции. Согласовывать или нет?

30 июля, 2015 Информационные письма

17 июля 2015 года Кабинет Министров Украины утвердил Порядок предварительного согласования цен в контролируемых операциях, в результате которого заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования1 (далее – «Порядок»), который заменил предыдущий порядок, утвержденный Постановлением КМУ №764 от 17.10.2013 г.

Напомним, что п. 36.6. Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ») предоставляет крупному налогоплательщику право обращаться в Государственную фискальную службу Украины (далее – «ГФСУ») с заявлением о предварительном согласовании цен в контролируемых операциях. При этом, если условия договора о согласовании цен соблюдаются, контролирующие органы не имеют права начислять плательщику налоговые обязательства, пеню или штраф относительно контролируемых операций, которые являются предметом согласования.

Виды договоров о согласовании цен и особенности привлечения иностранного государства

Порядок определяет, что договором о согласовании цен является соглашение между крупным налогоплательщиком и ГФСУ относительно определения критериев соответствия условий будущих контролируемых операций плательщика принципу «вытянутой руки» на определенный период (не более трех лет).

НКУ выделяет три вида договоров:

  • договор, который «имеет односторонний характер» (между налогоплательщиком и ГФСУ);
  • договор, который «имеет двусторонний характер» (между налогоплательщиком, ГФСУ и государственным органом иностранного государства, который уполномочен взимать налоги и сборы);
  • договор, который «имеет многосторонний характер» (если к согласованию были привлечены два и более органов иностранных государств).

При этом сразу привлекает внимание ссылка на «односторонний» характер договора о согласовании цен, который заключается между налогоплательщиком и ГФСУ. Такая классификация договоров, вероятно, связана с тем, что указанные отношения все же имеют публично-правовой характер и в данном случае ГФСУ и налогоплательщик не являются равноценными сторонами договора. Фактически, такой договор не является договором в гражданско-правовом смысле, а, скорее, по механизму действия схож с индивидуальной налоговой консультацией.

Порядок уточнил неудачную формулировку п.п. 39.6.2.2. и п.п. 39.6.2.3. НКУ, согласно которым по инициативе плательщика или ГФСУ к согласованию может привлекаться государственный орган, уполномоченный взимать налоги и сборы в «государстве, которое является стороной контролируемой внешнеэкономической операции». Очевидно, что в данном случае имеется в виду не государство, а резидент государства, выступающий стороной в контролируемой операции налогоплательщика. Пункт 4 Порядка уточнил этот момент и при этом дополнительно установил, что привлечение иностранного государства осуществляется в соответствии с конвенцией об избежании двойного налогообложения между Украиной и таким государством.

Процедура согласования

Сама процедура согласования существенно не изменилась. Так, предусматривается 4 этапа согласования:

1. Направление письма ГФСУ

На этом этапе (который не является обязательным) выясняется целесообразность дальнейшего обращения к ГФСУ с заявлением о проведении процедуры согласования цен. Помимо письма с описанием предмета согласования, плательщик предоставляет ГФСУ основные сведения, касающиеся запланированных контролируемых операций. В течение 60 дней ГФСУ анализирует информацию и письменно сообщает плательщику, целесообразно ли обращаться с заявлением.

2. Подача заявления и соответствующего пакета документов

В отличие от предыдущего порядка, новый Порядок устанавливает четкий перечень документов и материалов, которые плательщик должен подать вместе с официальным заявлением на согласование. Среди прочего подается:

  • документация о трансфертном ценообразовании (как при этом должен осуществляться экономический анализ контролируемых операций, которые запланированы на следующий год, остается неясным);
  • данные бухгалтерского учета и финансовая отчетность налогоплательщика за последние три года;
  • описание текущих налоговых споров, касающихся предмета согласования (при наличии);
  • описание влияния международного договора об избежании двойного налогообложения между Украиной и иностранным государством на предмет согласования;
  • результаты анализа возможного влияния условий договора о согласовании цен на размер налоговых обязательств сторон контролируемой операции;
  • предложения о порядке, сроках подачи и перечне документов, которые подтверждают соблюдение налогоплательщиком согласованного порядка определения цен.

Также органу ГФСУ предоставляется право требовать любые другие документы, которые могут быть необходимы для проведения процедуры согласования цен.

3. Образование рабочей группы ГФСУ

Для рассмотрения заявлений и проведения процедуры согласования ГФСУ формирует рабочую группу, которая имеет широкие полномочия. В том числе, имеет право проводить встречи с должностными лицами налогоплательщика и опрашивать его работников, осуществлять осмотр помещений, зданий и сооружений, где плательщик ведет хозяйственную деятельность и тому подобное.

В любое время плательщик или ГФСУ могут по собственной инициативе прекратить согласование, письменно уведомив другую сторону о причинах такого прекращения. Если от согласования отказывается ГФСУ, налогоплательщик имеет право в течение 15 дней направить ГФСУ свои возражения. В течение 30 дней ГФСУ рассматривает возражения и направляет плательщику окончательное решение о продолжении или прекращении процедуры.

4. Сообщение о решении ГФСУ

По результатам рассмотрения заявления ГФСУ принимает решение о готовности заключить договор о согласовании цены и сообщает его плательщику. Разумеется, если решение принято именно такое. А может быть и отрицательное решение, с которым можно будет еще долго спорить. При этом, считаем, налогоплательщику, который получил отказ, стоит особенно тщательно готовиться к проверке ТЦ.

Следует отметить, что Порядок не предусматривает срока, в течение которого должно быть принято окончательное решение по заявлению. То есть, на самом деле данная процедура может очень сильно растянуться во времени. Особенно, если ГФСУ попытается привлечь к процессу иностранный орган.

Схематично процедуру согласования можно изобразить следующим образом:

Transfer_pricing2

 

Информация о КО и отчет об исполнении договора

Как видно из Порядка, для заключения договора о согласовании цен плательщику необходимо будет приложить значительные усилия. Такие усилия могут быть даже больше, чем те, которые нужны на соблюдение обычных требований по подготовке трансфертной отчетности и документации.

Однако и после заключения договора плательщику не удастся расслабиться, ведь п. 25 требует от налогоплательщика подавать «отчет об исполнении договора о согласовании цен, форма и содержание которого определяются указанным договором».

И при этом п. 24 Порядка отмечает, что заключение договора о согласовании цен не освобождает налогоплательщика от составления и подачи информации о проведенных контролируемых операциях и отчета о контролируемых операциях в соответствии с пунктом 39.4 статьи 39 НКУ для осуществления налогового контроля.

То есть, заключили договор  спасибо, но также просьба подготовить документацию и подать отчет, как и другие налогоплательщики.

Вывод

Процедура заключения договора о согласовании цен сложная и неопределенная. Наличие договора не облегчает дальнейшее бремя налогоплательщика, а лишь дополнительно усложняет его необходимостью отчитываться об исполнении договора.

В таком случае, на наш взгляд, целесообразность такой процедуры под большим вопросом.

Что же касается «защиты», которая обеспечивает такой договор о согласовании, то следует помнить, что она довольно относительна. Так, доначисления и штрафы не применяются при условии соблюдения условий договора. И п. 22 Порядка предоставляет ГФСУ право прекратить действие договора о согласовании цен при определенных условиях.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

Примечания:

1Постановление КМУ №504 «Об утверждении Порядка предварительного согласования цен в контролируемых операциях, в результате которого заключаются договоры, имеющие односторонний, двусторонний и многосторонний характер, для целей трансфертного ценообразования» от 17 июля 2015 года.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2015

Просмотры 1045

Прокомментировать