Корректировки по налогу на прибыль для целей трансфертного ценообразования – А возможны ли вообще такие корректировки?

24 февраля, 2016 Информационные письма

Новые правила предоставления отчетности по налогу на прибыль, которые действуют с 1 января 2016 года, сразу же вызвали ряд вопросов. Подробно эти вопросы рассмотрены в нашем материале по ссылке.

В итоге был сделан вывод, что плательщики налога с базовым периодом год в 2015 должны подать декларацию до 29 февраля, а плательщики с квартальным базовым периодом – до 9 февраля.

Понятно, что такие сроки отчетности по налогу на прибыль вызвали существенную критику, особенно учитывая то, что данные такой отчетности должны базироваться на финансовой отчетности за 2015 год.

В контексте трансфертного ценообразования (далее – «ТЦО») такие сроки отчетности также вызывают вопросы, так как они фактически делают невозможной самостоятельную корректировку на основании ст. 39 Налогового кодекса Украины (далее – «НК Украины»).

Напомним, что ст. 39 НК Украины, в частности, пп. 39.5.4 этой статьи, дает возможность провести «самостоятельную корректировку» налоговых обязательств, если условия контролируемой операции не соответствуют принципу «вытянутой руки». Для целей проведения такой «самостоятельной корректировки» разработано приложение ТЦ к декларации по налогу на прибыль.

Форма этого приложения указывает на то, что основная часть его сведений базируется на отчете о контролируемых операциях. Такой подход логичен, так как именно в отчете о контролируемых операциях плательщик раскрывает информацию о контролируемых операциях, включая подходы к экономическому анализу операций, выявленные факты несоответствия договорной цены принципу «вытянутой руки».

Однако есть одно «но». Отчет о контролируемых операциях подается до 1 мая 2016 года, что значительно позже новых сроков предоставления отчетности по налогу на прибыль, а, следовательно, и приложения ТЦ, в котором должна была бы осуществляться корректировка.

То есть новые сроки отчетности по налогу на прибыль «перевернули с ног на голову» ситуацию с самостоятельной корректировкой – исходя из сроков, именно приложение ТЦ в таком случае должно быть «основой» для подготовки отчета о контролируемых операциях.

По крайней мере, так ситуация с налоговой отчетностью по ТЦ выглядит «на бумаге». А в действительности же все просто – предложенные сроки отчетности по налогу на прибыль лишают налогоплательщика возможности провести процедуру самостоятельной корректировки на основании статьи 39 НК Украины непосредственно вместе с предоставлением декларации по налогу на прибыль за 2015 год. Дело в том, что получить результаты экономического анализа контролируемых операций до 29 февраля на практике в большинстве случаев невозможно. И причина не только в сложности этого анализа. Есть и объективная причина – в доступных источниках информации просто не будет финансовой отчетности по другим компаниям, которую можно было бы использовать для экономического анализа с применением того же метода чистой прибыли (который, кстати, является самым распространенным , как указывает сама же налоговая).

Что же остается делать сознательному налогоплательщику, если после экономического анализа контролируемых операций оказалось, что есть потребность в корректировке результатов 2015 года? Ответ прост – проводить уточнения, платить пеню и, скорее всего, штраф в размере 5 или 3 % за самоисправления в соответствии со ст. 50 НК Украины. Напомним, что освобождение от штрафов за самоисправления на основании правил ТЦО, которое предусмотрено «Переходным положениям» НК Украины, распространяется на период  до 31 декабря 2014 года, то есть 2015 год им не охватывается.

Здесь стоит вспомнить, что относительно 2015 года действует общее освобождение от штрафов за нарушения по налогу на прибыль, предусмотренное п. 31 подраздела 10 раздела ХХ НК Украины. Можно придерживаться подхода, что штрафы за самоисправления не должны применяться на основании этого переходного положения. Но, к сожалению, слабо верится в то, что именно с таким подходом в конце концов согласятся и налоговики.

В итоге имеем то, что самостоятельная корректировка по ТЦО в декларации по прибыли якобы и есть, а на самом деле – нет. И сознательные налогоплательщики, которые все же примут решение проводить корректировки по результатам экономического анализа контролируемых операций 2015 года, скорее всего, вынуждены будут делать это в общем порядке уточнения отчетности с уплатой штрафов, предусмотренных ст. 50 НК Украины.

Однако такой «системный» подход к внесению изменений в НК Украины работает и в другую сторону – есть большие вопросы относительно того, возможно ли вообще провести корректировку финансового результата со ссылкой на правила ТЦО.

Так, корректировки финансового результата со ссылкой на ст. 39 НК Украины урегулированы пп. 140.5.1 и 140 5.2 НК Украины следующим образом:

«140.5. Финансовый результат налогового (отчетного) периода увеличивается:

140.5.1. на сумму превышения обычных цен над договорной (контрактной) стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных статьей 39 этого Кодекса;

140.5.2. на сумму превышения договорной (контрактной) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) над обычной ценой при осуществлении контролируемых операций в случаях, определенных статьей 39 этого Кодекса;»

То есть, для проведения корректировки необходимо рассчитать разницу между договорной стоимостью товаров (работ, услуг) и «обычной ценой».

Но статья 39 НК Украины такое понятие, как «обычная цена», уже в принципе не использует. Есть такие понятия, как цена, соответствующая принципу «вытянутой руки», а если не соответствует, то используется медиана рыночного диапазона.

Можно было бы списать это на то, что в контексте контролируемых операций эти понятия и являются обычной ценой.

Но есть специальное определение «обычной цены» в пп. 14.1.71 ст. 14 НК Украины, в котором прямо указано, что: «это определение не распространяется на операции, которые признаются контролируемыми в соответствии со статьей 39 этого Кодекса».

Таким образом, НК Украины вообще не содержит определения «обычной цены» для контролируемых операций. А как можно рассчитать разницу между договорной ценой и величиной, которая не определена в НК Украины?

Вопрос риторический.

Конечно, можно говорить о намерении законодателя. Но при буквальном прочтении ситуация выглядит таким образом, что определить сумму корректировки финансового результата на основании ст. 39 на практике невозможно. А в таком случае статья 39 НК Украины является чем-то вроде «искусства ради искусства» без реальных механизмов имплементации на практике. Причем это касается и фискальных органов, ведь корректировки по результатам проверок должны осуществляться со ссылкой на конкретную норму НК Украины.

Из этого следует сделать вывод, что изменения в налоговое законодательство должны вноситься осмотрительно – это будет как в интересах налогоплательщиков, так и фискальных органов.

Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.

С уважением,

© WTS Consulting LLC, 2016

Просмотры 532

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Контроль за трансфертным ценообразованием: мониторинг, проверки, опросы 17 декабря, 2015    1068

«Традиционные» ежегодные изменения в трансфертном ценообразовании: версия «реформы» от Минфина 04 декабря, 2015    428

Практическое ТЦО 30 ноября, 2015    324

Правила трансфертного ценообразования в Украине: снова с чистого листа 17 ноября, 2015    583

Трансфертное ценообразование и налоговая стоимость (программное заявление Международной Торговой Палаты) 21 сентября, 2012    4306

Прокомментировать