Переход на электронные трудовые книжки
10.03.2021 года был опубликован Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины касательно учета трудовой деятельности работника в электронной форме» № 1217-IX от 05.02.2021 года (далее – Закон), который изменяет порядок учета трудовой деятельности работников, а именно предусматривает постепенный отказ от бумажных трудовых книжек.
Согласно внесенным изменениям, учет трудовой деятельности работников будет осуществляться в электронной форме в реестре застрахованных лиц Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – Реестр).
Начиная с 10.06.2021 года (дата вступления в силу Закона), работнику при его трудоустройстве достаточно будет предоставить работодателю выписку из Реестра, где будет указана информация о стаже и предыдущих местах работы.
Информация о трудовом стаже работников после 2000 года уже имеется в Реестре. Если же у работника имеется стаж до 2000 года, то внесение соответствующих сведений в Реестр может быть осуществлено работодателем или самим работником через веб-портал электронных услуг Пенсионного фонда Украины путем предоставления сканированной копии трудовой книжки. Территориальные управления Пенсионного фонда уже описывают алгоритм внесения таких данных в Реестр.
Законом установлен переходной период продолжительностью 5 лет, в течение которого в Реестр необходимо перенести данные из бумажных трудовых книжек (работником или работодателем).
В соответствии с Законом трудовые книжки будут храниться у работника. Однако вернуть трудовые книжки своим работникам (лично под подпись работника) работодатели смогут только тогда, когда будут перенесены сведения в Реестр. Следовательно, работодатели, заинтересованные в скорейшей выдаче трудовых книжек сотрудникам, должны самостоятельно внести соответствующие сведения в Реестр.
Законом предусмотрено, что работодатель по требованию работника будет обязан вносить в бумажную трудовую книжку записи о приеме на работу, переводе и увольнении, поощрениях и награждениях за успехи в работе в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины. По нашему мнению, такое требование может быть заявлено работником только в течение срока трудоустройства.
Итак, должны констатировать, что окончательной отмены бумажных трудовых книжек не произошло и работники, которые предпочитают бумагу, всегда смогут иметь бумажную трудовую книжку.
Кроме вопроса ведения трудовых книжек, Закон регулирует вопросы автоматического назначения пенсии по возрасту через личный электронный кабинет лица на веб-портале электронных услуг Пенсионного фонда Украины. То есть назначение пенсий будет происходить в автоматическом режиме без личного обращения лица в Пенсионный фонд и получения ряда документов для подтверждения трудового стажа. В то же время лицо может сообщить в Пенсионный фонд о своем желании получать пенсию с более позднего возраста.
Ожидается, что принятие данного Закона упростит доступ к информации о приобретенном стаже работников. Кроме того, ведение электронных трудовых книжек устранит негативные последствия утери трудовой книжки, ее физического повреждения, фальсификации или внесения недостоверных сведений.
В соответствии с Законом Кабинет Министров Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона должен обеспечить разработку и утверждение нормативно-правовых актов, вытекающих из Закона, привести в соответствие с Законом свои нормативно-правовые акты. Ожидаем, что в ближайшее время, как минимум, будут внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек работников № 58. Кроме этого, Кабмин обязали ежегодно, начиная с 2021 года, информировать Верховную Раду о состоянии выполнения данного Закона.
Обращаем Ваше внимание на то, что приведенный выше комментарий не является консультацией и предлагается в информационных целях. В конкретных ситуациях рекомендуется получение полной профессиональной консультации.
С уважением,
МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ
Закон об отпусках и других вопросах трудового законодательства: положения по-новому
ТОП-7 аргументов в споре с Фондом социальной защиты инвалидов
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛ ВОЕННОГО УЧЕТА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОБОРОНЕ, МОБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОДГОТОВКЕ И МОБИЛИЗАЦИИ
Инструкция действий при проверках состояния военного учета
Инструкция действий при проверках Государственной службой по вопросам труда соблюдения законодательства о труде
Норматив рабочих мест для лиц с инвалидностью: должны ли придерживаться обособленные подразделения иностранных юридических лиц?
Введение очередного налога-взноса на фонд оплаты труда как демонстрация проблем с трудоустройством лиц с инвалидностью
Призывной возраст и бронирование призывников
Окончание карантина: действия работодателя
Новый Закон о коллективных соглашениях и договорах
БРОНИРОВАНИЕ ВОЕННООБЯЗАННЫХ РАБОТНИКОВ КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
НОВЫЙ ПОРЯДОК ВОЕННОГО УЧЕТА: ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РАБОТОДАТЕЛЮ